Азов и Крым - игра в шахматы
george_rooke — 14.12.2014 В 1686 году (привет всем, рассказывающим о миролюбивости Польши по отношению к России) Московия наконец-таки смогла заключить «Вечный мир» с Польшей. Кстати, условия его очень похожи на Ништадтский мир – Россия выплачивала отступные за Киев – 146 тысяч рублей, а так же отдавала некоторые области (Северная Киевщина) полякам (второй раз привет всем, рассказывающим, что только злобный Петр платил дань за завоевания).Россия вступила в антитурецкую коалицию. Вступила не просто так – серия татарских набегов 1681-1682 годов стояла уже поперек горла, в те годы татары дошли до Царева-Борисова, Воронежа и даже Пензы, и это - несмотря на все загородительные линии.
План был прост – атаковать противника, войти в Крым и разорить ханские лежбища, а также их османских хозяев.
В конце 1686 года от имени царей Ивана и Петра был издан указ о проведении мобилизационных мероприятий по подготовке к крымскому походу. Местами мобилизации были определены Ахтырка, где должен был формироваться Большой полк князя Голицына, Сумы и другие города Слободской Украины. К началу мая войско было собрано. Его численность по разрядной росписи составляла почти 113 тысяч человек, войско было разделено на несколько полков — Большой, Севский, Низовой (Казанский), Новгородский и Рязанский. Полки «нового строя» — солдаты, пикинеры, рейтары и гусары — составляли две трети этой армии. Пехоты и конницы было примерно поровну, что отражало общеевропейскую тенденцию увеличения роли пехоты.
С места сосредоточения на берегу реки Мерло (приток Ворсклы) в начале мая Голицын двинулся на юг, а Гетман Самойлович, который весной начал масштабную мобилизацию, с пятидесятитысячной армией выдвинулся к Полтаве. В начале июня обе армии встретились в районе днепровских притоков Орели и Самары.
Скорость передвижения войска была крайне низкой — порядка 10 километров в день. Оно двигалось огромной плотной походной колонной, поскольку была велика опасность атак подвижных отрядов татарской конницы.
13 июня войско переправилось через реку Конские воды (Конка, татарское название Yilki Su) и стало лагерем у Днепра, где и получило известие о том, что степь подожжена и выгорела вплоть до Перекопа. Собранный военный совет принял решение продолжать движение. За два дня армия сумела продвинуться по степи около 12 километров, однако, этот поход по выжженной безводной степи полностью истощил армию, и было принято решение возвращаться обратно к лагерю. Успешные действия донских и запорожских казаков на фланге наступления общей ситуации не меняли. О том, что наступление войск по засушливым степям в летний период станет серьезной проблемой в этой кампании, писал генерал Патрик Гордон, который командовал авангардом и оставил в своих записках описание этого похода.
Пробыв в лагере на Конских водах две недели, Голицын отправил сорокатысячный арьергард под командованием гетмана И.Самойловича и стольника Г.Косагова к турецкой крепости Кизи-Кермен. Последний успешно действовал против турок. После этого Самойлович отступил в район Полтавы, где войско было распущено. Армия Голицына также была распущена после того, как он вернулся в район сосредоточения за рекой Мерло. Обратный путь с Днепра занял около полутора месяцев.
(Подробнее: http://actualcomment.ru/istoriya-novorossii-glava-i-prichernomorskiy-front-velikoy-turetskoy-voyny.html)
То есть что мы видим? Успешными – причем реально успешными - оказались действия только 40-тысячного корпуса генерал-поручика Григория Ивановича Косагова. И успех этот объясняется просто – действовали вдоль Днепра и смогли организовать снабжение войск по Днепру и Днепро-Бугскому лиману. Плюс – просто повезло, ибо турецкий флот банально не успел к Очакову до его взятия.
Додавить Крым решили в 1689-м. Для этого собрали 112-тысячную армию при 350 орудиях. Стоит сказать вот о чем – Бояре и дворяне были очень недовольны НЕУДАЧЕЙ первого Крымского похода. «Во время подготовки ко второму походу в воротах дома Голицына был обнаружен гроб с запиской, в которой боярину пообещали, что он будет убит, если не вернётся на этот раз с победой. Ещё раньше к саням «оберегателя» бросился убийца, но был схвачен охраной и тайно казнён в одном из московских застенков.» Эти эпизоды вполне дают понять настроения, царившие в Москве. То есть Голицыну выдали ПОСЛЕДНИЙ кредит доверия, и ждали его либо со щитом, либо на щите, и никак иначе.
Почему Голицын не учел опыт предыдущего похода, и успешные действия Косагова вдоль Днепра – лично для меня остается загадкой. В принципе татары ничего нового не предложили – атаки конницы, подожженная степь, борьба с русскими обозами.
В результате русская армия с казаками Мазепы дошла до Перекопа, постояла…. и ушла. И. А. Желябужский в своих «Записках» писал: «А боярин князь Василий Васильевич Голицын у стольников и у всяких чинов людей брал сказки, а в сказках велел писать, что к Перекопу ступать невозможно потому, что в Перекопе воды и хлеба нет. И после тех сказок он, боярин князь Василий Васильевич Голицын, взял с татар, стоя у Перекопа, две бочки золота».
Понятно, что у Перекопа Голицын вел переговоры с крымским ханом. Понятно, что Крым взять и удержать русские не могли. Но общество ТРЕБОВАЛО отмщения. Общество ТРЕБОВАЛО прекращения татарских набегов. Как сейчас требуют обуздать инфляцию или решить украинский конфликт.
Понимал ли это Голицын? Думаю, понимал. Понимал ли, что этот поход – это последняя ставка, «либо пан, либо пропал»? Думаю, понимал. Но решения так придумать и не смог.
Собственно это не Нарышкины свергли Милославских, это Милославские сделали все, чтобы власть потерять. У них было два прекраснейших шанса заткнуть рты всем своим недоброжелателям – выиграй Крымский Поход 1687 или 1689 года – и ты на коне, а Петруша как «клеил танчики» в районе Переяславского озера, так и продолжал бы клеить. И самое смешное в том, что 17-летний недоросль увидел то, чего не увидел Голицын – вести боевые действия надо вдоль рек. Ибо тогда мы сможем организовать бесперебойное снабжение своей армии.
Но оставался вопрос – вдоль Днепра или вдоль Дона? Петр избрал именно Дон. Почему? Тут есть несколько причин.
Причина первая: еще во времена Алексея Михайловича Воронеж был главной верфью России, и Василий Голицын так же пытался строить там москитный флот. То есть создавать свой флот перевозки и снабжения можно было не на пустом месте, не с нуля, а используя какие-никакие, но строительные мощности предшественников.
Причина вторая: Дон впадает в Азовское море. Глубина Азовского моря не превышает 8 метров, и есть очень большие участки, где глубина колеблется от 2 до 3 метров. То есть большие османские корабли действовать там не могут.
И, наконец, третья причина – Дон течет из центра России (Тульская область) до Азовского моря. То есть не надо изнурять войско пешими маршами,
Но для того, чтобы спокойно выходить в Азовское море, нужно взять крепость Азов, принадлежащую туркам. Первый штурм 1695 года не удался, поскольку Петр не учел, что турки вполне могут снабжать Азов по морю. Ну а в 1696-м году новопостроенный Азовский флот Петра не дал турецким кораблям приблизиться к Азову, и – БИНГО! – Азов взят.
Казалось бы, ну и что такого? Взяли какую-то заштатную крепость в каком-то Азовском море. Но когда в 1698 году корабли Азовского флота подошли к Кафе и заблокировали там турецкую эскадру – вот тут началось!....
Прежде всего, Петр показал, что теперь берега Крыма уязвимы для его десантов почти на всем протяжении. Далее, он показал, что у него есть средства перевозки десанта и средства защиты этих перевозок. В-третьих, Турция, ведшая войну с Россией «одной левой», после этой демонстрации была вынуждена либо мириться с Петром, либо перебрасывать к Причерноморье серьезные силы, ну а где их взять, когда австрийская армия уже захватила Белград и угрожает Румынии?
Вобщем взятие Азова произвело эффект домино. Согласно заключенному Константинопольскому миру татары прекращали свои набеги на русские земли, причем в этом была заинтересована не столько Россия, сколько сама Турция, ибо турецкие гарнизоны в Крыму становились беззащитны.
Татары тоже поняли, что значит Азов. Крупных набегов не было долгих 11 лет, при этом, как наркоманов со стажем, татар ломало (началась эпоха дворцовых переворотов, в Бахчисарае правители менялись, как кошки у мусорки), ибо очень хотелось пограбить (бо другого не умели), однако понимали, что русские вполне могут разорить в ответ и их вотчины, благо – есть чем, и есть кем.
То есть 17-летний мальчик показал стратегическое и тактическое мышление гораздо лучшее, нежели Василь Голицын. Причем мышление истинного шахматиста – вроде взял пешку, а угрожает уже целому ферзю. И эту угрозу увидели и оценили.
|
</> |