История из маленькой таблички
matsam — 09.01.2025Фото вот такой таблички прислал мне мой читатель.
Обратите внимание она на Украинском языке, это Харьков 1928
год.
Напомню, что с 1919 по 1934 год Харьков был столицей Советской
Украины, УССР.
Что может рассказать вот такая табличка. Обычному человеку ничего,
ну завод Харьковский паровозостроительный, ну какой то номер на
ней…
Но, если ты увлечен историей железных дорог, то можно рассказать
многое.
Номер 3017 это заводской номер паровоза серии Эу.
Эта машина Эу 681-73 вышла из цехов завода в начале декабря 1927
года, почему на табличке стоит 1928, да потому что она вышла без
тендера, попала на Екатерининскую железную дорогу, где подождала
тендер и уехала в Днепропетровск, в котором работала до 1936 года.
Затем, в связи с выпуском новых машин, которые попадали прежде
всего на дороги Советской Украины, была отправлена на восток,
трудилась в Уфалее, Верещагино, Перми…
Это машина-воин с 1942 года была в ОРКП - Паровозной колонне
особого резерва. Это специальные формирования Народного
комиссариата путей сообщения (НКПС), созданные для эксплуатации
паровозов в период Великой Отечественной войны, главным образом на
фронтовых и прифронтовых железнодорожных линиях.
Свой боевой путь машина закончила в Кишиневе в 1945 году. До 1953
года работала на Кишиневской и Одесско-Кишиневской железных
дорогах, в 1955 году машина была передана в Министерство угольной
промышленности СССР и до 1973 года трудилась на «Южно-Кузбасской
ГРЭС», это тепловая электростанция в
г. Калтане Кемеровской области.
В 1985 году, уже находясь в Тихорецкой, на базе запаса, паровоз был
разрезан на металлолом.
Вот такая история. Как выглядела эта машина, в Украине на станции
Долинская, в Кировоградской области на постаменте стоит его
брат-близнец паровоз Эу 681-59, тоже героическая машина, воевавшая
в Сталинграде. Состояние машины-памятника на три с минусом, но уж
как есть.
У меня в коллекции есть модель паровоза Эу 680-17 Брянского завода,
с нефтяным тендером.
Вот такая история получилась из маленькой таблички.