"Азербайджан"- из чего, как и зачем строится несуществующая история?

Позавчера пошел на лекцию-семинар, организованную в Кунсткамере. Свою точку зрения и свое видение истории бывшей советской республики Азербайджан, Армении, России, всего Южного Кавказа и севера Ирана представлял некий Микаил Шафиев- учитель истории, азербайджанец. Я, конечно же, шокирован. Я ожидал, что там будет весело, что кто бы там ни был, если он сам пришел и попросил возможности выступить в Кунсткамере, значит у него есть что-то такое, наболевшее. Ну и конечно же, я не ошибся.
Начну с того, что я опоздал где-то на сорок минут на встречу, поэтому, видимо, многое еще пропустил, от чего можно было бы поседеть прямо на месте, если не относиться ко всему с определенным чувством юмора.
Шафиев, в принципе, не представляет из себя чего-то особо примечательного, как я понимаю, да и не в нем лично дело. Дело в системе в целом. Я не знаю, до сих пор не встречал работы, написанной азербайджанским экспертом, в Азербайджане или за его пределами, где не было бы такого рода некачественной, антинаучной, алогичной и просто до смешного лживой информации, которая была представлена позавчера. Оно и ясно- можно и прямо сейчас это сказать, а можно это сделать после нескольких лет научных исследований, так, для вида, что вот- серьезно занялись вопросом- Азербайджан (бывшая советская республика) и так называемая нация азербайджанцев все еще находятся на стадии отчаянных попыток понять, как же сформулировать какую-нибудь внятную теорию о том, кто мы, откуда мы, зачем мы, откуда и как возникло наше государство и так далее.
Кстати, тут мне вспомнилась недавняя наша беседа с А. Сотниченко (

А вот, читайте дальше.
Заранее скажу, что (и слава Богу!) речь не шла о войне в Арцахе (Нагорный Карабах), не спорили и о том, был ли геноцид армян, не спорили и о том, кто кого первым начал резать. Нет, абсолютно нет. Был лишь семинар, где представляющийся человеком ученым мужчина читает (с паузами, нудно и не очень гладко) дешевые, с первого до последнего слова неверные и не готовые выдержать какую-либо критику статьи из какого-то азербайджанского журнала "Наследие", печатающегося в Москве.
И так, М. Шафиев читает в кафе для сотрудников в полуподвальном помещении в Кунсткамере...
- ...В шестом веке нашей эры часть албанской церкви перешла в православие. Арабы переподчинили албанскую церковь армянской. С тех пор началась арменизация албанцев. В шестом веке в Двине собрались грузины, албанцы и армяне, где албанцы и грузины решили стать монофизитами, нет, православными, нет.. а, ну да, монофизитами.. ну, в общем.
- Я вам сейчас прочитаю строки, написанные албанским историком Мовсесом Хоренаци. [через несколько минут] Вот, что пишут сами армяне, Мовсес Хоренаци передает...
-Ереван основали азербайджанцы в 1407 году, построили его по канонам исторических традиций азербайджанской архитектуры. [Это он вычитывал из этой статьи, автор Джафар Гияси, член-корреспондент НАНА].
Естественно, спора и не было (я даже сожалею очень), и мы и не дошли до того, чтобы обсуждать вопросы реального происхождения Еревана или существования и не существования понятия азербайджанец вообще в данный исторический период...
Вопрос слушателей по поводу данного 'открытия'.
- Вы сказали, что город был построен по правилам азербайджанской архитектурной традиции. Что имеете ввиду?
- Ну да, азербайджанский город.
- Да, но что означает 'азербайджанская архитектурная традиция градостроения'? Кто ввел в употребление такое понятие? На основании каких специфических характеристик города определено, что он построен в 'азербайджанской традиции'?
- Ну, это уже не я... Об этом пишут... Давайте, я вам прочитаю вот, из журнала...
- Нет уж, уже долго сегодня читали. Сами можете сказать? В журнале автор пишет о своих умозаключениях, но откуда у него такие данные, какие источники, что позволило делать такой вывод? Можете назвать?
- Нет.
Поехали дальше.
Шафиев рассказывает что-то о монастыре в Гандзасаре, который, естественно, на его взгляд- албанский. Тут он решил рассказать всем о какой-то надписи, найденной на стенах монастыря, которая должна была стать опорой какого-то из его чудо-тезисов. Но его перебили, спросив, на каком языке надпись.
-Я не знаю. Ну, тюркский, наверное, мы же тюрки.
- Так наверное или точно?
- Ну, или албанский. А да, скорее, албанский.
- А албанский, он тюрский?
- Албанский?... Слушайте, ну.
- Да, на каком языке?
- Видели ли Вы или автор статьи эту надпись вообще, в принципе?- вмешиваюсь я.
Мне не дают спросить. Обсуждается дальше, Шафиев:
- Ну, я вам сейчас прочитаю русский перевод надписи, там много мусульманских имен, поэтому, очень вероятно, что надпись на тюркском языке.
- А тюркский в этом время там уже был настолько крепок в обиходе? И почему на христианском храме писали на тюркском?
- О да, тюрки на этой территории очень давно. Еще несколько веков до...
- Ну да, мы знаем, туда пришли огузы в средние века.
- Нет, я имею ввиду раньше, с севера, с Кавказа. Им оттуда было удобнее...
- В каком смысле удобнее? Они, типа, сверху вниз спускались по карте, поэтому?- с насмешкой довавляет Сергей Штырков.
- Кстати, причем тут эти тюрки? Азербайджанские тюрки-то ведь огузы?
- Огузы?- спрашивает Шафиев.
- Ну да, у вас какой язык?
- Тюркский.
- Это-то понятно, ну тюркские языки же делятся тоже на группы. Азербайджанский- огузский, по-моему.
Шафиев: Разве?
- Ну как же разве?
- Ну ладно, не знаю. Просто тюркский.
Далее, гость рассказывает об Исмаиле, основателе династии Сефевидов и первом шахе Сефевидской Персии...
- Исмаил, азербайджанец, обьединил земли северного и южного Азербайджана [имеются ввиду ничего между собой общего не имеющие территории севернее и южнее реки Аракс], создал огромное государство.
Естественно, ни слова о Персии. Спрашиваю:
- Я праивльно понял, что Исмаил- азербайджанец?
- Да.
- А позвольте спросить, когда появилось вообще самоназвание азербайджанец? Вообще, этноним этот когда возник?- спрашивают присутствующие.
- По-моему в двадцатом веке же?- комментирует еще кто-то.
- Ну. Они и тогда были азербайджанцами,- Шафиев.
- Да? Есть какие-то подробности, источники, указывающие на это? А ранее, до сефевидов, при албанцах, как они себя называли или как их называли другие?
- Ну, азербайджанцы тогда называли себя...ээ.. Арран. Ну, знаете же, Албанию арабы называли Ар-ран. Вот, и азербайджанцы.. ну да, народ там называл себя арранами.
- Арранами, верно?
- Да.
- Хорошо, спасибо, - улыбка.
Я продолжаю:
- Так вот, если Исмаил- азербайджанец и он, как Вы говорите, обьединил земли Азербайджана, хотите ли Вы сказать, что он создал азербайджанское государство, не Персию, не иранскую империю?
- Конечно же! Он ведь назывался шахиншах!
- И что? Шах- слово на фарси, которое используется и в азербайджанском.
- Да, но он ведь правил этими территориями.
- И что? Это сделало из его подвластных территорий 'Азербайджанское государство'?... Ладно, Вы сказали об азербайджанском городе Ереван. Из нескольки мечетей, которые там были, осталась одна, Голубая мечеть. Вы ее видели?
- ?
- Далее, на мечете есть надпись. Она построена в эпоху власти Сефевидов. Логично ожидать, что если азербайджанец Исмаил создал азербайджанское государство Сефевидов, ему и его современникам бы никто не мешал надписи на своей родной мечети делать на своем родном языке, верно?
- Ээ...
- Вы знаете, что и на каком языке написано на стене мечети?
- Ну, я не знаю.
- Азербайджанский, думаете?
- Ну, наверное. Это ведь сложно определить.
- Что? Почему сложно?
- Неет, смотрите, Вы путаете, то, что оно написано по-арабски [он имел ввиду, видимо, то, что используется арабский алфавит], это не значит, что надпись на арабском...
- Так я об арабском и не говорил. Надпись, я вам точно говорю, сделана на фарси. Это не кажется Вам странным?
- Опять-таки, нельзя точно сказать. Ведь по-арабски писали персы, турки, азербайджанцы.
- Да я Вас понял, я понял, что Вы не умеете читать арабские буквы, но ведь буквы- это не язык. Переоформлю вопрос: этими символами, значками, арабскими буковками, написаны слова... на каком они языке?
- Мы друг-друга не понимаем.
- Да, Вы определенно не понимаете мой вопрос. Ладно, мы с Вами вместе в Ереване, я с Вами стою напротив мечети и читаю: ин масджед-ро дар сал-е хезар о девист о шаст о пандж-е хеджри сахтам [На фарси: "Я построил эту мечеть в 1265 году хиджры", дату просто выдумал на месте, суть была не в том]. Вы поняли, что я Вам прочитал? Это ведь писали в азербайджанском государстве, мусульмане азербайджанцы.
- Ну, я понял только последнее: пандж, это же пять?
- Да, верно. Но на азербайджанский язык не похоже, нет?
Тишина.
- Ладно, можно ли, проводя параллели с тем, что Вы сказали, утверждать, что грузин Иосиф Сталин обьединил земли Грузии, а также другие обширнейшие территории и создал великое огромное грузинское государство со столицей в городе Москва?
- Ну, это Вы как-то интересно завернули,- Шафиев.
- Ну так у Вас тоже так вышло: Исмаил, вроде, азербайджанец, и в состав его государства входили земли Азербайджана... Следовательно- он создал азербайджанское государство.
- Это разные...
- Разве?
Конечно, обсуждать с человеком, который не видит разницу между арабским языком и текстом, написанным с использованием арабского алфавита, тему происхождения Исмаила и вообще Сефевидов и их государства было бы просто потерей времени.
Далее он веселил нас еще и цитатами из этой статьи, согласно которой, исторический Азербайджан- это территории от города Дербента на севере до Хамадана (Иран) на юге, от Каспийского моря на востоке и до Малой Азии (без уточнений... ну не наступать же на пятки Турции?). Здесь, естественно, нет места Армении, огромной части Ирана, части Грузии, части Дагестана... Зато есть несуществующий Азербайджан.
Территории, земли. Ладно, Бог с ними, устал уже.
Только вот еще, из того же азербайджанского научного журнала "Наследие". О хачдашах. Да-да, хачдаш. Не слышали такое? Это то, что армяне называют хачкар, и что армяне и многие другие долго считали продуктом армянской христианской культуры и цивилизации. Оказывается, они называются хачдашами, они албанские, что означает- азербайджанские.
А теперь внимание! В статье "Истина об албанских хачдашах" автор, перечисляя отдельные хачкары, пишет еще и о "хачдашах" Джульфы в Нахиджеване. Да-да, о тех самых, которые совсем недавно те же албанцы-азербайджанцы-мидийцы-шумеры-персы-сефевиды-кавказцы-тюрки-арраны-татары-огузы-христиане-мусульмане уничтожили.
Не кажется ли Вам это странным, что этот многострадальный народ, нация с многотысячной историей, взяла и взбесилась и с пеной во рту начала разрушать свои же родные хачдаши...
Точно так же их бесило свое албанское прошлое, видимо, когда они разрушали албанские церкви (ну конечно албанские, там армян вообще не было до того, как они появились тут в девятнадцатом веке).
Психиатр. Никто больше не поможет.
Кстати, по поводу того же...
Как-то один из присутствующих спросил:
- Ну хорошо, Вы начали с того, что Албания, Албания, Албания, азербайджанцы албанцы, албанцы азербайджанцы. Мы все слушали про Албанию. И вдруг как-то переключились на Сефевидов. Потом еще было что-то про мидян. Потом опять мусульмане-шииты... Как-то вот не понятно, где Албания, где это все остальное?
Шафиев [осторожно, здесь скрывается признание!!!]- Ээ, да, ну, как сказать.. ну ..
-Да, кто вы, в конце концов? Я имею ввиду, азербайджанцы.
- Ну можно много разного сказать. Понимаете, наша история, наша культура... мы как бы, ну как сказать, как персид.. иранизированные тюрки.
- Ах так, то есть...
- Ну или тюркизированные иранцы. Ну вот как-то так вот, смешанно. Азербайджанцы- да.. Ну мы, это, да.
Как-то так. Неопределенно. И это было единственной правдой, которую он сказал.
Я же по своей наивности до сих пор полагаю, что он не специально, и многие, как он, тоже не специально. Они делают это, видимо, подсознательно, чисто какая-то волна, сила тянет, так и говорит: докажи всем и весьмиру (с), что ты- есть. Что ты настоящий. Докажи, как угодно, за чей счет угодно, просто докажи.
____
Многое, наверное, забыл, пока печатал. Но я на волне эмоций. Надеюсь, уделите время и прочитаете, и даже поделитесь мнениями. Знакомым и друзьям из бывшей советской республики Азербайджан отдельно- простите, ребят, я вас не хочу обидеть, но, как бы, серьезно- воспринимайте меня именно таким, ибо нечего притворяться, что слушать и читать тупизмы- это политкорректно, политприятно, политофигительно. Не хватит в вас храбрости сказать, что все это дерьмо, что они пишут? Ну и ладно. Я не обижусь и все равно буду дружить с вами :)