Айта

топ 100 блогов movie_rippers18.06.2023 Режиссёр - Степан Бурнашёв.
В гл. ролях - Иннокентий Луковцев и Андрей Фомин.
Айта
Прежде чем начнём обозревать, расскажу историю, произошла она с моим другом Серёгой в далёкие 90-е, когда он гостил у своего дедушки на Лесоперевалке (это такие Новосибирские е**ня). И гулял он как то с тамошним приятелем, и напоролись на гопников; те решили их развести и спросили, как моего друга зовут, тот представился и они сказали - у нас друг шёл, у него тип деньги отобрал, и звали его Серёга. Так что Серёга, гони-ка ты бабки, сказали они ему, уже только на этом основании. Серёга тогда чудом сумел уйти при своих.

Был ещё такой анекдот (скопирую его с анекдот ру, ломы печатать):

Поутру батя говорит сыновьям - какой-то урод своровал у нас ночью корову. Младший говорит - раз урод, значит небольшого роста. Средний - раз небольшого роста, значит из Калиновки. Старший - раз из Калиновки, значит Петька-Косой. Пошли в Калиновку, избили Косого - не отдает корову. Не воровал, — говорит. Повели братья Петьку-Косого к мировому судье - так, мол, и так, украл корову, а не отдает. Били - все равно не отдает. Судья их спрашивает — а почему вы решили, что это Петька-Косой?
- Как почему? - говорят братья, — украли корову, значит урод украл, раз урод, то небольшого роста, если маленького роста, то из Калиновки, там все маленького роста, раз из Калиновки, то, ясное дело, что Петька-Косой.
- Интересная логика, — говорит судья, — ну, да ладно. Что у меня вот в этой коробке?
- Квадратная коробка, - сказал отец.
- Значит, в ней круглое, - сказал младший.
- Круглое, значит оранжевое, - сказал средний.
- Оранжевое - ясен пень, что мандарин, — сказал старший.
Судья достал из коробки мандарин и сказал, задумчиво глядя на Петьку:
- Косой, блин, верни братьям корову!

Теперь, когда вводная закончена, мы переходим к обзору "Айты", социального триллера из Якутии.

В кино якуты могут. Да, не везде хватает опыта, но могут - у них есть колорит, у них есть какая-то самобытность, они эту самобытность не стесняются показывать, а там где актёрка хромает, всё равно видно старание; за копеечный бюджет они вполне могут снять кино любого жанра и выглядеть оно будет если не хорошо, то приемлемо и старательно. Однако, как я уже сказал, опыта мало, потому зачастую им приходится красть штампы у кого-то другого, например юмор в том же якутском "Мортал Комбате" (он же "Герои - Битва за Кубок") местами напоминяет тупое японское кривляние со звуками "ыыыы бэээ мэээ" (и это при том, что первая часть фильма была достаточно неплохой). Тут они решили снять свою соцдраму.

Про что же "Айта"? Айта - это имя девочки, которая совершила попытку суицида через повешение. В её кармане была найдена записка, в котором она обвиняла некоего Афоню. Как назло, единственным Афоней поблизости оказывается ППСник Афанасий, который в день смерти её подвез до дома после встречи с друзьями и более того, этот Афоня не взял с матери женщины расписку, что подвёз ребёнка до дома, а подделал её, автоматически сделав себя подозреваемым в ЧЁМ-ТО, из-за чего девочка и повесилась. Главный герой, следователь Николай, решает не возбуждать никакого уголовного дела (почему?), а просто запирает Афоню в обезьянник, дабы самосуд над ним не учинили (почему?? Афоня тоже задал этот вопрос), а отец Айты, буйный и суровый охотник, державший, как оказалось, семью в ежовых рукавицах, хочет убить Афоню. Проблем добавляет и то, что Афоня - РУССКИЙ, которых в этой деревне - пара-тройка человек. Все попытки урезонить отца Айты не представляется возможным, даже глава села не справляется с этой задачей.
Следователь же ничего по своей линии не делает, разве что пытается со всеми ДОГОВОРИТЬСЯ; Айта вскоре умирает, и её отец принимает решение - собрать дружков в селе, таких же буйных как он и штурмовать отделение, так как "они все там заодно". Огня добавляет какой-то местный дебилоид-школьник, который якобы видел, как Афоня целуется с Айтой. Чем же кончится эта история?


Вы знаете, я не специально. Честно. Читающие мои обзоры зрители знают, что есть такой режиссёр, Юрка Быков, который по какой-то неведомой мне причине (шучу, причина - дружба с нужными обзорщиками, и в чём она измеряется - в литрах совместно выпитого спиртного или в денежном эквиваленте, мы не узнаем никогда) знаменит и популярен (хотя фильмы условно хорошие у него есть, например "Жить"), и мне он как режиссёр не очень заходит. Так вот, ноги у этого фильма растут из "Майора", а у того, в свою очередь из пары уголовных дел, в одном из которых два мента в одной стране бывшего СССР убивали женщин, когда подвозили их на машине. Их поймали С ПОЛИЧНЫМ (одна из женщин выжила и опознала их), но местные жители, опасаясь, что их оправдают, решили атаковать отделение и только вмешательство главы района спасло от трагедии. Что Юрец, что в этом фильме создатели пошли совсем не туда и фильм получился ПЛОХОЙ и попсовый; и несмотря на то, что Степан Бурнашёв, режиссёр этого фильма, утверждает, что это было создано по мотивам события, произошедшего в селе его отца, я слабо ему верю - тут многое копирует быковский стиль, даже на роль ППСника Афони нашли актёра, чем-то похожего на Дениса Шведова из "Майора", а событие если и было, то похожее, а он просто прикрутил их к Быковскому сюжету. Сейчас вам объясню по порядку, почему у них, по моему мнению, получилось плохо и да простят меня якуты, но на этот раз не вышло.
Айта

1) Следователь почти НИЧЕГО не делает от слова вообще. Он лишь устно опрашивает пару свидетелей, не проверяет вещи девочки, разве что только делает запрос на то, сколько Афонь живут В ЭТОЙ деревне. Не проверены те подростки, с которыми девочка гуляла, не проверен толком Афоня, а саму девочку проверяют только на вскрытии, где выясняется, что она была беременна несколько недель. Дело не возбуждается (почему?), хотя суицид - уже повод это сделать; базовая экспертиза не проводится - только ходит Николай с невыпавшейся миной, да недовольно кричит, плюс ещё и бьёт и угрожает Афоне, хотя его виновность ВООБЩЕ не доказана. Вместо разбирательств, он предлагает только одно - увезти Афоню подальше отсюда, да вот беда, начался удобный ливень и дороги размыло, а селяне избили лодочного сторожа и лодки все украли по указке отца Айты.

2) ЧТО произошло с девочкой конкретно, мы узнаём ближе к концу, только когда её вскрыли. Он её трахнул? Почему бы не проверить его машину? Он её домогался? Сейчас это тоже легко проверяется. Может быть, девочку обидели подростки, среди которых был чел с погонялом Афоня? Нам ничего не говорят до кульминации.

3) Ни в чём не разбираясь, жители с оружием штурмуют ментовку, но до суперэкшена не доходит. Это плохо для фильма - в свете событий можно было бы показать, к чему приводит невдолбенная тупость и колхозность глухих деревень, и не причём тут Якутия, такое можно было про любую глухомань снять (привет дебильным "Трём Биллбордам"). Местные жители показаны тупыми и отсталыми, они даже не хотят разбираться, а тот ли Афоня и готовы умереть за это от пуль полиции, и половиной деревни сесть на зону на приличные сроки - я серьёзно, попытки диалога с ними проваливаются, и РАЗОБРАТЬСЯ, сесть за стол, как в реале бы было, никто не хочет, а отец Айты в открытую посылает сотрудников нафиг. На самом деле, ту всё просто - "можно было сесть и поговорить, но мы не будем просто потому что" старый, дебильный штамп, которым неумелые режиссёры до сих пор пользуются, чтобы растягивать хронометраж (а тут он аж полтора часа тупой нудятины, к слову).

4) А в кульминации происходит то, что нужно было сделать сразу, даже далёкий от проведений расследований обыватель уже знает что делать. И единственный адекватный персонаж - следователь Саардана (отсыл к известной адекватной чиновнице? Если да, то это плюс), помощник главного героя, догадывается придти в дом к девочке, выслушать мать, почитать её дневники и самое бля главное - ПРОВЕРИТЬ ТЕЛЕФОН ДЕВОЧКИ и её соцсети, и вуаля - нужный Афоня сразу находится: оказывается, это пацан из соседней деревни, куда Айта ездила отдыхать от сверхстрогих родителей, что не давали ей прохода. Он её соблазнил и уломал (этот момент покажут), после чего, вероятнее всего, продинамил её, и девочка повесилась. Почему этого не сделали сразу? А тогда никакого фильма бы и не было.
Айта

5) Знаменитые якусткие колориты здесь почти не показаны - сначала начинается дождь, а затем всё уходит в мрачный фильтр из триллеров про американских маньяков, стыренный Юркой Быковым оттуда, а в свою очередь слямзенный сюда Бурнашёвым прямо у него.

Вывод? Да, никакого фильма бы и не было, у сценариста не хватило мозгов усложнить сюжет более сильными уликами против Афони или сделать его косвенно виновным (допустим, к девочке он мог приставать, но в итоге виновным не оказывался), да даже напрямую виноватым, тогда сюжет можно было сделать интереснее. Сам того не желая, режиссёр выставил жителей якутской глубинки колхозными гопниками уровня тех, что до Серёги докопались и тех, кто Петьку-косого ловил, причём всех - от главы села, у которого перки "переговоры" и "решала" обычно стоят на максимуме - а тут нет, до местного участкового, показавшего свою полную бесполезность и несостоятельность как полицейского; дети же либо несут пургу, либо трахаются с кем попало - повторюсь, это не моё мнение, это ТАК ПОКАЗАЛИ. И единственный нормальный человек это та самая следовательница, которая всех и спасла, а её даже не наградили в конце фильма.
Более того, по мнению не меня, но многих зрителей с отзовиков и кинопоисков, режиссёр зачем-то разыграл "русскую карту". Поначалу я думал, когда обзор писал, что создатели ввели этот сюжетный момент просто для обострения, но прочитал интервью с режиссёром и понял, что в последнее время некоторые ребята начали поднимать темы о взаимоотношениях с русскими "колонизаторами", в результате чего один фестивальный фильм у нас от греха подальше забраковали. Этот прокатили в якутских кинотеатрах, а потом Бурнашёв, как водится у Юрок Быковых, поехал срубать награды на кинофестивалях, пока что на наших, а там, в дальнейшем, и заграничных, Бурнашёв туда уже ездил несколько раз.
Плюсы в фильме есть, конечно - они показали, что будет, если быть такими персонажами из анекдотов, и не уметь разговаривать. Они показали, что чрезмерно суровое воспитание приведёт только к проблемам. А самый главный плюс - концовка: в итоге никто никого убивать не стал и все извинились, пару очков фильму она всё же набирает.

Поэтому уважаемые якутские киноделы, обращаюсь к вам. Вы умеете и можете, я даже так скажу - на вас в нашем киномире, возможно, последняя надежда, и я понимаю, опыта немного и приходится заимствовать, потому просьба - не заимствуйте у кого попало, а то смотреть уже, бл***, нечего. И перестаньте ходить по тонкому льду, делая вялые попытки рассуждать о чьих-то там колониях; даже если вы делаете это не для обид и розни, а наоборот, для примирения - вы не знаете всех наших зрителей и не учитываете его реакций. Не верите? Почитайте отрицательные отзывы и основные претензии к "Айте" на отзовиках.

ПС. У пацана, который трахнул девочку, на стене были анимешные постеры. Вот кто виноват в растлении молодёжи, оказывается.
ППС. А что стало с другим пацаном, который якобы свидетель?

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Какие вам известны способы сплочения практически любого коллектива? Корпоратив? Рыбалка? Баня? Наверное и эти варианты хороши, но на мой взгляд, есть еще один способ который пользовался успехом во времена Советского Союза, но и в настоящее время он не потерял свою актуальность. 01. ...
Погода шикарная! Днём уходила из дома, на градуснике было плюс двадцать один! Но ветровочку я всё равно надела. Но потом, по пути следования, сняла и почти всю дорогу ходила в футболке и солнечных очках! Что-то я не припомню такого тепла в апреле. Снег почти весь растаял, пылища летит, ...
ШАРМАН. милый, прелестный, очаровательный, живописный красивый. От французского, само тобой разумеется, charmant. Только отмороженный на всю голову лингвофрик будет искать в этом слове славянские корни. И мы не будем. Или, попробуем? Берём "Старославянский словарь по рукописям X - ...
Cообщается, что еще 2 декабря 2020 года правительства Франции и США заключили межправительственное соглашение в форме обмена письмами Letters of Offer and Acceptance - LOA о поставке Соединенными Штатами Франции по линии американской программы межправительственных иностранных военных ...
В центре Москвы сегодня в 21.35 был расстрелян "Дед Хасан" (он же Аслан Усоян). После того, как в прошлом году был убит "Япончик", он, если верить операм, остался (да, наверное, и был до того) самым крутым из всех авторитетов на территории экс-СССР. ...