Айрис Мердок. "Чёрный принц". Психологизм в романе
naina555 — 29.10.2021У Ахматовой.
Я на правую руку надела
Перчатку с левой руки.
Это чистейшей воды психологизм. То есть действие, которое много
говорит о психологическом состоянии героини в данный момент, о ее
сильнейшем душевном смятении.
В романе Айрис Мердок " Черный принц" главный герой, он же
повествователь, сам рассказывает о своем душевном состоянии.
Полкниги. То есть действие идет как бы стороной, и вообще действие
- не главное. Главное, что герой испытывает в тот или иной момент.
Этакое скрупулезное, методичное, пунктуальное исследование под
микроскопом своих драгоценных переживаний.
Это раздражает невероятно. Начинаешь пропускать строчки, а потом
и куски текста. Тем более при чтении в третий раз.
Понятно, конечно, что более всего на свете человек любит самого
себя. Но не до такой же степени.
Самокопание до болезненности, ковыряние в малейших нюансах чувств и
эмоций, расковыривание каких-то никчемных глубин психики. И
конечно, в пользу героя, с целью , чтобы читатель поверил, что
Бредли Пирсон- это какой-то особенный человек.
Что же в нем особенного?
Роман носит многозначительное название" Черный принц".
То есть прямое обращение к шекспировскому " Гамлету". В котором
писательница улавливает главное для нее- эту проклятую рефлексивную
интеллигентность.
Таков Бредли Пирсон.
Что же в нем от Гамлета?
Противопоставление себя обществу, которое не понимает его
писательского дара. А дар состоит в том, что он выпустил три
тоненькие книжки. И , разумеется, мечтает о своей главной книге.
Для чего собирается уехать из Лондона на снятую им дачу в
Патаре.
Все сложено и упаковано. Билет куплен. Остается только выйти из
дома. Но ведь рефлексия.
Поэтому наш герой решает , по русской привычке, присесть перед
отъездом.
Как писательский прием это превосходно. Потому что как раз тогда,
когда он присел, и начинаются события. Вот если бы не присел, и
романа бы не было. Отдаю должное писательнице.
Потому что на голову Пирсона сваливаются сразу все.
Присцилла, его родная сестра, ушедшая от мужа.
Френсис Марло, родной брат его бывшей жены.
И наконец сама бывшая жена Кристиан, которая вернулась в Лондон
после смерти второго мужа.
И все что-то требуют от Пирсона. А он не может отказать, потому что
рефлексивен, как вы понимаете.
Не может он отказать и Рейчел, жене его друга-писателя Арнольда
Баффина.
По третьему чтению я поняла, что главный герой в книге вовсе не
Бредли Пирсон. Вернее , их два: Бредли и Рэйчел.
Рейчел- стареющая жена успешного писателя, выпускающего по одной
книге в год. И возраст ее говорит сам за себя. Пятьдесят лет. А она
с фингалом под глазом, который поставил ей муж, вся
неудовлетворенная жизнью и ищущая , за что бы, вернее , за кого бы
уцепиться. И она нашла за кого. За старинного друга семьи,
безответного Бредли, которому она признается в любви и затаскивает
его в постель, где, впрочем , у него ничего не получается, но это и
не главное для героини. Главвное- душа. Почему -то она решила, что
у них совпадение, слияние.
Вот эти метания стареющих дам в романе - это тоже одна из
главных целей автора, на мой взгляд.
Потому что Кристиан тоже желает вернуться к Бредли, которого она,
как выясняется, не переставала любить никогда, даже и в успешном
втором браке.
Вообще, эгоизм и цинизм этих трех пятидесятилетних женщин-
Присциллы, Рэйчел и Кристиан - беспримерен.
Присцилла на протяжении всего романа воет , стенает и причитает о
своей загубленной жизни. Читать это невыносимо. Но она хотя бы в
конечном счете убивает себя, выпив лошадиную дозу снотворного.
Для Кристиан главное -чтобы было забавно. Для этого она флиртует с
Арнольдом Баффином, но сначала, втайне надеясь, а потом и
откровенно, предлагает Бредли сойтись. При этом поощряя его любовь
к Джулиан.
Самая же соль заключается в Рейчел.
Которая ищет любви и дружбы Пирсона, но не собирается уходить от
Арнольда. А когда выясняется, что Арнольд влюблен в Кристиан- она
убивает его. Кочергой. Которой Арнольд в начале романа ударил ее в
семейной склоке. И сваливает убийство на Бредли Пирсона.
Вернемся к Черному принцу, то бишь к Шекспиру. Сами мысли о
Шекспире читатель узнает из диалогов Бредли и Джулиан Баффин. Это
любопытно по части бреда.
Но речь идет о любви. Пятидесятивосьмилетнего мужчины к
двадцатилетней девушке.
Писательница нарядила эту любовь в костюм Гамлета. Поскольку когда
Бредли встречает Джулиан первый раз после многолетнего перерыва ,
она одета в черное трико, ослепительно белую рубашку, черную
бархатную курточку, и на ней туфли с пряжками а ля Гамлет.
И вот что же это? Романтическая , внезапно вспыхнувшая любовь к
юной дочери своих ближайших друзей? " О, как на склоне наших дней
сильней мы любим и безнадежней"?
Думается, все гораздо проще.
Либидо, внезапно появившееся у героя.
У него давно нет женщин. Да и с Рейчел две недели назад он не
справился.
А здесь жгучее желание, буквально вспарывающее живот. И получилось,
правда, не с первого раза.
А особенно хорошо получилось почему -то именно тогда, когда он
узнает( будучи с Дждулиан в Патаре) от Френсиса Марло о смерти
Присциллы.
И он бросается не в Лондон к свершившемуся там несчастью с
сестрой.
А к Джулиан, которою овладевает с какой-то новой для него силой (
скрыв от нее несчастье с Присциллой)
Кхе, кхе, какие нехорошие мысли появляются в отношении героя.
Нет ли здесь еще и какого-то особого извращения психики?
А герой пострадал - да. Его посадили за не им совершенное
убийство.
Роман состоит из трех частей.
По-моему, писательница вполне могла бы обойтись одной- самой
последней.
Поскольку динамика появляется именно там. Действия следуют одно за
другим . И какие действия.
И , на мой взгляд, вполне можно было ужать первые две части до
минимума, в результате чего могла бы появиться прекрасная ,
захватывающая книга.
Поскольку все-таки роман необычайно реалистичен.
Особенно это видно в четырех послесловиях к событиям: Рейчел,
Кристиан, Френсис Марло и Джулиан.
Из которых выясняется, что из всех, кто буквально гонялся за Бредли
при его жизни, никто его не любил. Все четверо заявили, что именно
его любил Бредли. В том числе и гомосек Френсис.
Что же касается психологизма, он все-таки отдельными бликами в
романе вспыхивает.
Ну, например, когда Бредли наконец -то решительно спускает в унитаз
обмылки, которые он ( опять же в силу своей рефлексии) никак не
может выбросить.
Или в не совсем свежей бретельке , спадающей с плеча у Рейчел
из-под платья.
Или в выпирающем из рваных колготок теле у лежащей на кровати
Бредли Присциллы.
И что я заметила.
Эту книгу очень любят психологи.