Автомобильное проклятие Челябинска

топ 100 блогов gre4ark27.07.2020
Автомобильное проклятие Челябинска


Челябинск — очень непростой город. Долгие годы из него приходили лишь плохие новости, почти все они связаны с местной «дорожной революцией». К счастью, недавно здесь поменялась команда и начались хоть какие-то осторожные движения в сторону комфортного и безопасного города, но на исправление всех ошибок последних n-надцати лет уйдёт ещё лет 50.

Дорожная революция

«Ещё одна полоса, и всё поедет» — думаю, с этим заблуждением придётся бороться ещё много лет. Эта логическая ошибка встречается не только у нас, но западные страны и политики переболели подобным ещё в прошлом веке. Даже велосипедный Амстердам когда-то был упаркован и с развязками в центре города, только там осознали ошибки. В Челябинске же с успехом прыгнули на те же грабли спустя полвека.

Автомобильное проклятие Челябинска


Почти каждая улица была превращена во взлётную полосу под эгидой борьбы с пробками. Началось это при мэре Михаиле Юревиче. С 2005 года в рамках революции уничтожали тротуары, деревья и переходы Челябинска, но затем это перешло на уровень всего региона.

Автомобильное проклятие Челябинска


В 2010 году Михаил Юревич стал губернатором региона, и массовый ремонт дорог с расширением начался повсеместно. Сейчас против Юревича возбуждено уголовное дело, он находится в розыске и проживает за границей. Ущерб от Юревича оценивается в 20 млрд руб, обвинение указывает на махинации с ремонтами этих самых дорог.

Автомобильное проклятие Челябинска



Пик «Дорожной революции» пришёлся на 2011-2012 годы. В 2011 году Челябинская область потратила на дороги 12,2 млрд рублей, в 2012-м – 13,5 миллиарда. Забавно, что в 2013 году действия мэра сравнивали с работой Сергея Собянина. Что ж, давайте сравним улицу после реконструкции в Челябинске:

Автомобильное проклятие Челябинска


... и в Москве:

Автомобильное проклятие Челябинска


Практику расширения продолжили преемники Юревича: мэр Станислав Мошаров (2010-2015 годы) и сити-менеджер Сергей Давыдов (2010-2014). Последний очень гордился тем, что «ни один город-миллионник не вкладывает столько в дорожное строительство». Потом (уже в 2015 году) новая мэрия провела ревизию, и оказалось, что Челябинск должен подрядчикам десятки и сотни миллионов рублей. Дороги стали бизнесом, но этот бизнес уничтожил городскую среду слоями асфальта.

Автомобильное проклятие Челябинска


В городе есть целая одна пешеходная улица, но просто так на неё вы попасть не сможете:

Автомобильное проклятие Челябинска


«Дорожная революция» сделала своё дело: началась резкая автомобилизация, случился спровоцированный спрос. Если в развитых городах мира целенаправленно пытаются пересадить людей из машин на общественный транспорт и велосипеды, то в Челябинске к 2032 году число автомобилистов в городе должно вырасти на 60%, а количество поездок на общественном транспорте – уменьшиться в два раза.

Автомобильное проклятие Челябинска


Для сравнения, Копенгаген планирует сократить число поездок на машине до 25%: сделать город свободнее, быстрее, здоровее и дружелюбнее. При этом Копенгаген постоянно признаётся одним из лучших городов мира для жизни, а Челябинск даже по общероссийским меркам аутсайдер (на 2019 хуже только Волгоград, Самара и Омск).

Автомобильное проклятие Челябинска


В Лондоне, например, к 2041 году 80% перемещений горожан в течение дня должны приходиться на прогулки, поездки на велосипеде и общественном транспорте. Транспортный оператор Лондона каждый год выкладывает отчёты в открытом доступе, любой житель может найти нужную информацию и сверить статистику с городской стратегией.

Автомобильное проклятие Челябинска


Пока весь мир строит трамвай и велодорожки, в Челябинске улицы превратили в асфальтовые реки: их сложно перейти, по ночам и выходным по ним гоняют машины, улицы шумные, в жару они накаляются и пополняются испарениями, здесь сильные ветра и сложно спрятаться от солнца. Это тот город, от которого хочется поскорее сбежать в машину или дом.

Автомобильное проклятие Челябинска


Проекты улиц явно делали далёкие от транспорта люди, потому что ширина местных полос рассчитана на проезд танков, а не машин — это дорого и опасно. Если просто сузить полосы до нормативных 3-3,5 м, то появится куча места под ту же зелень, нормальные тротуары или велодорожки без ущемления чувств автомобилистов.

Автомобильное проклятие Челябинска


Идёшь прямо по тротуару? А вот тебе забор! По дизайну улиц хорошо видно, кто в городе главный, а кто — челядь.

Автомобильное проклятие Челябинска


Само собой, всё по ГОСТу, ведь проектировщики и экспертиза не допускают ошибок, а все действия чиновников всегда исходят лишь из всеобщего блага. Поэтому если вы с коляской или на коляске, то во многих местах вы физически не сможете пройти:

Автомобильное проклятие Челябинска


Заборы захватили многие улицы Челябинска, даже вдоль парковки, ведь ими очень удобно отчитываться о проделанной работе: 

— Насколько движение стало безопаснее?

— На 35 км в этом году, в планах на следующий год — 50!

Автомобильное проклятие Челябинска


Здравый смысл иногда побеждает, но система управления любит заборы, старая гвардия просто так не отдаст их — вдруг выяснится, что они были бесполезными. Значит, и те, кто их ставил, тоже бесполезны.


Как я говорил, сейчас в городе точечно пытаются решить хотя бы часть проблем. Например, на центральном проспекте Ленина на разделительной полосе высадили деревья — это кажется мелочью, но они снизят нагрев асфальта и послужат хорошей ветрозащитой. Плюс вместо забора высадили кусты — мелочь, а приятно.

Автомобильное проклятие Челябинска


В России часто умудряются очень быстро под общие аплодисменты обосраться и наделать ошибок, а на исправление всего этого уходят десятилетия. В Челябинске что-то похожее: закатать всё в асфальт успели быстро, а вот откат назад явно займёт ещё очень много времени. Банально люди не оценят рвения сделать те же улицы комфортными для всех — тут нужно действовать точечно и гибко. Например, постепенно заменять лишние полосы и парковку деревьями: деревья же все любят, это вам не велодорожки.

Автомобильное проклятие Челябинска


Думаю, городские власти это уже поняли и взяли на вооружение. Но отдельно отмечу, что сажают не семена или прутики, а более-менее взрослые деревья — они заметнее, у них больше шансов прижиться, но главное, что они быстрее начнут работать на всеобщее благо.

Автомобильное проклятие Челябинска


Все деньги на дороги

Если у тебя нет машины, то добро пожаловать в старый и убитый общественный транспорт:

Автомобильное проклятие Челябинска


Каким-то чудом здесь не убили электротранспорт по примеру Воронежа или Твери, но и развития не было — это то же убийство, просто медленное и мучительное. Проблема не только в старой технике, сопутствующая инфраструктура морально и физически устарела, а всё вокруг мотивирует сбежать в машину от стресса.

Автомобильное проклятие Челябинска


В развитом мире создают общественный транспорт, которым не стыдно будет пользоваться и миллионеру, и студенту — это равные условия и возможность передвигаться по городу с комфортом для 100% жителей. При такой цели о маршрутках и ПАЗиках нужно забыть как о страшном сне.

Автомобильное проклятие Челябинска


Власти долго кормили жителей мечтой о метро, но даже при условии золотого дождя стройка одной линии займёт десятилетия. Городу срочно нужно наводить порядок с маршрутной сетью и маршрутками: отменять дублирования, делать выделенки по центру улицы и пускать экспрессы (как в Алматы, Стамбуле, Боготе и других городах). Это самый дешёвый и эффективный метод сделать быстрый и доступный магистральный транспорт всего за пару лет. С учётом проблемной экологии, я бы рекомендовал делать такой метробус на основе троллейбусов.

Автомобильное проклятие Челябинска


В нормальной ситуации город связывают в одно целое трамваем, это самый эффективный уличный транспорт. Вот только местный трамвай нуждается в капитальном обновлении, на это нужны деньги и время. Поэтому по временному сценарию можно обойтись автобусами и троллейбусами, а в процессе доводить до ума трамвайное хозяйство.

Автомобильное проклятие Челябинска


Сейчас много слухов о передаче городского транспорта в концессию, у города с регионом просто нет денег и яиц компетенций на нормальный общественный транспорт — всё ушло на дороги. Если сделают не хуже Чижика, то вопросов не будет, но есть большое опасение простой замены одних автобусов на другие без доработки инфраструктуры — при таком раскладе это будут деньги на ветер.

Автомобильное проклятие Челябинска


Локации 21 века

Иногда огромные асфальтовые поля сменяются уютными местами:

Автомобильное проклятие Челябинска


От многих мест города есть ощущение, будто бы сейчас 1980-1990 годы. Но потихоньку цивилизация наступает. Например, на том же пр. Ленина был замечен дизайн-код, дырки на фасаде от прошлых огромных вывесок:

Автомобильное проклятие Челябинска


Было так:

Автомобильное проклятие Челябинска


Иногда современная мебель и нормальные фасады встречаются в одном месте:

Автомобильное проклятие Челябинска


Купить нормальные городские скамейки, диваны и стулья не очень сложно и дорого, но даже с этим многие города не справляются. Именно сидячие места превращают транзитное пространство в общественное — это базис, без которого остальные меры не заработают.

Автомобильное проклятие Челябинска


Но это всё ещё слишком точечные места, даже в центре Челябинска остается множество мёртвых пустырей. Было бы хорошо проводить каждый год урбанистический фестиваль с тактическим урбанизмом. Например, делать на лето перед Лениным площадь с песком, навесами, лежаками и какими-нибудь фудтраками.

Автомобильное проклятие Челябинска


Или закупить несколько десятков брендированных стульев, чтобы люди сами расставляли их в одном месте. Какую-то часть обязательно сопрут, но оставшиеся стулья пару лет поработают на жителей. Подобное делают многие города, это не очень дорого, а плюсов много.

Автомобильное проклятие Челябинска


Городские паутины

Провода на столбах — типовая проблема российских городов. Коллекторы есть далеко не везде, но операторы связи договариваются с владельцами столбов и кидают провода по воздуху за копейки. В результате получается бардак и засорение среды, в развитых городах всё прячут под землю с 19 века.

Автомобильное проклятие Челябинска


Это не первостепенная проблема, но это хороший показатель политики города относительно ЖКХ и своего имущества в целом: либо всё на своих местах, либо всё перемешано и непонятно где. Если мэрия не может навести порядок здесь, то что-то более серьёзное им доверять вообще не стоит. Это как с готовкой еды: если не получается сделать простое блюдо, то к сложному даже нет смысла подступать. 

Почему провода должны идти в коллекторах и как это окупается — тыц.

Автомобильное проклятие Челябинска


Пациент мёртв?

Челябинск — один из немногих случаев, когда найти что-то хорошее сложно. Даже если сравнивать его с соседями, Уфой или Екатеринбургом, всё будет против Челябинска. Это крайне обидно, потому что в городе и рядом с ним много воды, есть Бор и интересные промышленные объекты — это очень крутое преимущество, которым не пользуются, одновременно убивая всё вокруг.

Пока другие будут идти вперёд, здесь придётся воссоздавать базисную инфраструктуру для здоровой работы города. Лавки и деревья — это хорошо, но от этого не будет нормальной отдачи без транспортной реформы и гуманизации улиц. 

Автомобильное проклятие Челябинска


Отдельная большая работа предстоит с новыми районами, где есть только человейники и поля парковки — сейчас эти окраины убивают Челябинск и тянут бюджет города в пропасть.

Сейчас мы видим попытки сделать точечно хотя бы отдельные места города дружелюбными — это хороший шаг вперёд. Но подобное ручное управление может работать в небольшом посёлке, а не в городе-миллионнике. 

Автомобильное проклятие Челябинска


Челябинску нужны быстрые системные изменения, чтобы не остаться за бортом прогресса, но тут мы спотыкаемся о нашу централизацию и налоговую систему — у политиков просто нет средств и мотивации вытягивать город. 

В общем, будем смотреть за новостями из Челябинска, если получится очеловечить хотя бы центр города лет за 20 — уже будет успех.

Автомобильное проклятие Челябинска


Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Аты-баты, шли солдаты... В бой идут одни старики 20 дней без войны А зори здесь тихие Два бойца Иваново детство На войне, как на войне Щит и меч 17 мгновений весны Отец солдата Судьба человека Иди и смотри ...
Во чо у меня есть! С легулятором степени боли и страданий на 3 положения. MADE IN USSR ! Хотел на Авито продать, но не уверен, что рабочий девайс. Боюсь включать, вдруг ...
Едва успели появиться мнения о том, что вывод ВКС РФ из Сирии является отступлением, поражением и Путин снова слил - и вот, у свидетелей хитрого плана уже готовы термоядерные контраргументы на этот счет. Сторонники Путина спешат доказать, что Россия победила (правда не совсем понятно, ког ...
1944 г. На улице венгерского города. Люблю находить документы, без всяких "подводных камней". Что бы все было ясно, что и к чему. НЕо вот попалось интересное донесение, стал "разматывать ниточку", а она раз = и кончилась. Но вопросы остались. Итак - Прочли? Боец нарушая приказ ...
Я просто оставлю это тут... А теперь, внимание, вопрос: что вы думаете по поводу этого самого Кортнева Патриотизма? Каков он на самом деле? В особенности если подойти к вопросу серьёзно. ...