
Белгород: порядок и смелые решения


Затянул я с публикацией отчёта о поездке в Белгород, хотя ездил я туда ещё в мае. Что ж, исправляюсь!
Про город я уже писал два года назад. С тех пор глобальных изменений не произошло, зато локально проявляются смелые, недорогие и эффективные решения, которые делают каждый день жизни людей проще и лучше. Плюс в городе планируют настоящую транспортную революцию.
Чемодан, вокзал, Белгород
В прошлый раз я прилетал самолётом, в этот же раз поехал ночным фирменным поездом. Вроде бы всё как обычно...

... только рядом с туалетом был душ. Бесплатный, работал, хотя полноценный тест-драйв я решил не проводить — проще утром в гостинице было сходить.

Но подобное я встретил впервые:

Коронавирусные будни: температуру мерили дважды при отправлении и трижды по прибытии.

Вокзал обычный, ничего особенного, но порадовала высокая платформа и пандус через щель. К сожалению, театр безопасности не обошёл Белгород стороной — прямые выходы с перрона на площадь закрыты, всех заставляют делать крюк и обходить через вокзал с рамками. Бесполезное неудобство на пустом месте за наши же деньги — про это я писал отдельно.

Раньше вокзал Белгорода был таким, но город был почти полностью уничтожен в годы войны.

Новое здание построили в 1982 году, это типичная для того времени модернистская архитектура без декора, со строгими линиями, бетоном и большим остеклением:

К сожалению, его было решено «осовременить» плиткой и тонированным остеклением. Получился торговый центр 2000-х годов, идея архитектора уничтожилась вентфасадом. Надеюсь, со временем здание очистят и вернут оригинальный вид:

Заодно было бы хорошо заняться привокзальной площадью. Сейчас человек выходит с вокзала сразу на четырёхполосную дорогу с бонусом в виде лужи на переходе. Пространства много, но оно без зонирования и понятной навигации — ты просто теряешься, потому что везде парковка и асфальт.

Такой профиль улицы больше подходит гоночному треку, а не площади. В качестве позитивных примеров можно вспомнить площади перед Киевским и Савёловским вокзалами в Москве — там была похожая ситуация, но архитекторы и транспортники смогли сделать площади здорового человека малыми силами.

Узнаваемость города
Белгород был разрушен, застраивали его по типовым послевоенным представлениям. Это не плохо или хорошо, это просто факт. Типовые проекты позволяют ускорить стройку, но теряется уникальность места. В случае Белгорода, здесь просто нет узнаваемой доминанты или какого-либо своего стиля. Это архитектурная проблема, которая влияет на ментальное восприятие города и связь человек-город.

Видите в конце улицы высотку у ж/д вокзала? Она завершает улицу и создаёт хоть какую-то узнаваемую и уникальную доминанту. Печально, что при приближении к ней человек сталкивается с дешёвой плиткой.

Проблема безликости важна не менее качества дорог или тёплых труб зимой, просто она из другой сферы и её невозможно потрогать. Подробно про это я писал на примере Сингапура, который сейчас активно ищет свою идентичность и создаёт узнаваемый образ.

Сделать город уникальным можно не только за счёт домов, иногда это проявляется через мелкие детали мощения, столбики, граффити или благоустройство. Вот здесь у Белгорода можно поучиться другим городам. Например, из этого...

... сделали это:

Убрали транзитный проезд машин, заезды остались лишь во дворы. В целом получилось неплохое общее пространство с приоритетом пешеходов:

Хотя вот здесь получился широкий перекрёсток с заездом во двор, в итоге многие паркуют машины:

Качество местами тоже страдает. Конечно, это не Москва, где плитка ушатывается всего за полгода, но всё равно не годится:

К тому же велодорожка утыкается в пешеходный переход, и совсем забыли про велопереезды. В итоге пешеходы массово заходят на дорожку, а велосипедисты вынужденно нарушают правила — получается конфликт на пустом месте.

Но в целом это:
- Комфортная улица для жителей с приоритетом велосипедистов и пешеходов;
- Уникальное место, которое не перепутаешь ни с одним другим.

Было бы интересно собрать статистику по бизнесу вдоль улицы: у кого стало больше продаж, какова доля спонтанных покупок, остаются ли люди на улице после покупки и так далее. Считается хорошим тоном создавать благоустройство, которое стимулирует развитие местного бизнеса — это окупает вложения в проект и его поддержание.

Фотографии сделаны рано утром буднего дня, вечером же здесь куда больше людей — проходил мимо тем же вечером, но без камеры.

Велодорожки по умолчанию
Несколько лет назад белгородские чиновники признали велосипед транспортом, после чего дорожки стали закладывать во все проекты. Получается не всегда хорошо.

Тут есть несколько проблем. В городе пока нет единой велосети или хотя бы веломаршрутов из окраины в центр, дорожки делают в рамках благоустройства улиц, а не отдельной программы. Из-за этого доехать на велосипеде до работы, университета или магазина без выезда на дорогу или участка с узким тротуаром почти невозможно. Такая инфраструктура не мотивирует людей пользоваться велосипедом, пока что.

Есть ещё проблема и компетенций: что-то новое почти невозможно сразу построить без косяков. Просто потому что это что-то новое для всех. Изучение чужого опыта не всегда страхует от ошибок.

Это касается не только дизайна, но и банального управления: наличия нужных материалов, культуры строительства и архитектурного надзора. Например, в России у прораба на стройке часто больше «веса», чем у архитектора, поэтому проекты иногда меняются прямо на стройке на глазок.

В любом случае это пока редкий пример строительства велодорожек на улицах именно для транспортных целей. Их можно быстро связать велополосами по проезжей части, создав в центре каркас для поездок на велосипеде. Во всём мире сейчас как раз активно такие делают, чтобы люди из-за страха перед коронавирусом не сбегали в свои машины и не парализовали весь город, а пересаживались на велосипед.
Даже холмистый жаркий Рим, который прежде не был замечен в большой любви к велотранспорту, строит временные велополосы. 150 км по всему городу.
— Vladimir Kumov
Это вам не велодорожка у кладбища в Савёловском проезде, это реальные меры поддержки активной мобильности. @DtRoad, как тебе такое? https://t.co/WADyfK1Hjs