Автомобильная история

Сегодня, замечательный Александр Франкфурт, любитель истории
техники и коллекционер, напомнил мне об этой прекрасной и грустной
истории, которую я услышал первый раз в моем любимом Техническом
музее в Праге, но, по моему, никогда не рассказывал здесь.
В 30-е годы чехословацкая компания Таtra подала в суд на Volkswagen
из-за схожести их VW Käfer с дизайном Tatra 97. Как сказал великий
физик Альберт Эйнштейн, «Секрет творчества состоит в умении
скрывать источники своего вдохновения». Фердинанду Порше это не
удалось. Обтекаемый кузов и технические характеристики, особенно
оппозитный двигатель с воздушным охлаждением, расположенный сзади,
делают T97 очень похожей на Volkswagen Käfer. Считается, что Порше
использовал дизайн Tatra, так как должен был построить автомобиль
быстро и дёшево. Согласно книгам «Tatra - наследие Ганса Ледвинки»
и «Автомобильные войны», Адольф Гитлер сказал: «Tatra - машина для
моих дорог». Фердинанд Порше позже признался, что при
проектировании Volkswagen Käfer «смотрел через плечо Ледвинки».
Tatra подала на Порше в суд. Но в дело вмешался Гитлер, сказав, что
урегулирует этот вопрос. Когда Чехословакия была захвачена
нацистами, производство T97 было немедленно остановлено, и иск
остался неудовлетворённым. После войны Tatra возобновила иск против
компании Volkswagen. В 1967 году вопрос был решён, Volkswagen
заплатил компании Tatra три миллиона немецких марок в качестве
компенсации.
Иллюстрации:
1 - Два новых автомобиля Tatra 97 на Пражском автосалоне. Прага.
Чехословакия. 1930-е годы.
2 - Фердинанд Порше демонстрирует Гитлеру "своё" детище - тот самый
Volkswagen Käfer, 1930-е годы.


|
</> |