
Автограф Джигарханяна


В начале прошлого года я сказал, что вряд ли Джигарханяну удастся пережить тот год. Так оно и вышло. Ну, что ж, ушли в небытие его склоки с бывшей молодой женой Виталиной Цымбалюк-Романовской, широко освещаемые центральными телеканалами. Туда же улетели споры о том кто в этой истории прав, а кто нет. Остались только роли в многочисленных фильмах.
Первый раз я встретился с Арменом Борисовичем в далёком 1980 году в клубе военного ВУЗа, в котором я учился. К нам привезли для обкатки и первой публичной демонстрации фильм «Тегеран-43», в котором он сыграл роль профессионального убийцы Макса Ришара. И поскольку я был связан с клубом сотрудничеством в деле всевозможных сценических постановок и дискотек, то и беспрепятственно мотался по всем закоулкам клуба, в одном из которых и столкнулся с актёром. Поздоровался, он кивнул в ответ.
Перед демонстрацией фильма, как водится, была встреча с актёрами. На сцене сидели основные исполнители фильма Костолевский, Белохвостикова, Джигарханян, один из режиссёров… Помню, все они отвечали на записки с вопросами, поступаемыми из зала. В одной из записок на имя Армена Борисовича было написано «Как вы относитесь к стишку «Гораздо меньше на земле армян, чем фильмов, где сыграл Джигарханян»? Артист рассмеялся и своим хриплым голосом сказал, что давно пора переиначить стишок и говорить «Гораздо меньше на земле славян, чем фильмов, где сыграл Джигарханян»
Прошло ровно двадцать четыре года после той встречи, и случай снова свёл меня с этим, без сомнения, великим актёром.
В 2004 году рекламная контора, в которой я трудился непродолжительное время, получила заказ на оформление стены фойе театра Джигарханяна на Ломоносовском проспекте, 17. На дугообразной стене располагались большие чёрно-белые фотографии актёров театра, отнесённые от стены на 10-15 сантиметров с помощью загнутых на концах тонких алюминиевых полосок, приклеенных одним концом к фотографии, а другим к стене с помощью клея. Естественно, конструкция, придуманная горе-дизайнистом, была хлипкой и фотографии периодически падали.
- Что же делать? Что же делать? – метался наш начальник отдела наружной рекламы, заламывая руки и рвя на голове волосья.
- Да ладно, говно вопрос, - сказал я. – Давай я туда съезжу и всё исправлю.
Этой поездкой я хотел убить несколько зайцев сразу. Исправить косяк дизайниста, обелить нашу рукожопую контору, развеяться, посмотреть театр изнутри, заработать надбавку за монтаж и, если получится, взять автограф у Джигарханяна.
Так всё и вышло.
Для того, чтобы взять автограф, я нашёл в сети фото Джигарханяна, на котором тот стоял в чёрном балахоне у стола в своём рабочем кабинете, и распечатал его на листе формата А4. Закинул в машину инструменты и рванул в сторону метро «Университет».
В театре я первым делом узнал, где кабинет Джигарханяна, подошёл к нему и подёргал ручку двери – никого. Ладно, подожду. И начал исправлять косяк дизайниста, укрепляя фотографии уже при помощи дрели.
Где-то через часа два я снова подошёл к кабинету и, услышав за ними голоса, взял свой лист с фотографией артиста и вернулся обратно.
Я был бы не я, если бы мне не пришла в голову мысль разыграть Армена Борисовича. И в моей голове тут же родился хитрый план, который я начал решительно претворять в жизнь. Я открыл дверь в кабинет. За своим рабочим столом сидел сам Джигарханян, а за перпендикулярно стоящим столом сидели два мужчины. Как я понял, это было утреннее совещание.
Далее я представлю всё в виде реального диалога между мной и Джигарханяном.
- Здравствуйте. Извините, что помешал. Я к вам из Министерства культуры по направлению.
- Здравствуйте. По какому направлению?
- Вот направление, - я показал лист А4. - Из Министерства культуры к вам на работу суфлёром.
Джигарханян сделал квадратные глаза и недоумённо посмотрел на своих коллег.
- Каким суфлёром? Что он несёт? У нас в театре нет никакого суфлёра. Откуда он?
- Как каким суфлёром? – продолжил я, приближаясь к столу. – Вы же старого суфлёра уволили за пьянку. Вот меня и прислали вместо него. Вот и направление…
С этими словами я подошёл к столу Армена Борисовича и положил перед ним свой лист фотографией вверх. Джигарханян некоторое время оторопело смотрел на своё фото, а потом до него видимо дошло. Он расплылся в улыбке и просипел:
- А, вон оно что!
- Купились, Армен Борисович? – спросил я его и извинился перед ним и его коллегами за этот экспромт, объяснив, что очень хотел получить автограф мэтра.
Улыбающийся Джигарханян спросил моё имя. Я назвал. И он, взяв ручку, прямо на своём фото написал «Моему другу (имя) от Армена». Число, месяц, год и размашистая подпись. Всё, как положено.
Я поблагодарил артиста, ещё раз извинился и уже на выходе спросил:
- Ну, что, Армен Борисович, берёте меня в свою труппу?
- Ну, это ещё надо посмотреть, - ответил он.
- Как посмотреть? После всего того, что я тут устроил, ещё и посмотреть? – нарочито обиделся я.
Когда я продолжал укреплять фотографии, я услышал за спиной покашливание. Обернулся – позади стоял Джигарханян, заложив руки за спину и покачиваясь с пятки на носок.
- Так кто же всё-таки виноват в том, что фотографии падают? – спросил он меня.
- Дизайнист, - ответил я. – Видите, как он придумал крепить их на стену. Это мозгов же надо не иметь, чтобы до такого додуматься.
Армен Борисович хмыкнул, ещё некоторое время посмотрел на фотографии и выдал дословно:
- Я думаю, что во всём виновато наше русское распиздяйство.
Он так и сказал «Наше русское распиздяйство».
Позже в кафе театра я обедал и пил кофе с его школьным другом. С тем самым, с кем он из Еревана приехал в Москву в 1952 году - Джигарханян поступать в ГИТИС, а его друг в техникум. И он много рассказал мне об актёре того, о чём не пишут в СМИ. Удивительное дело, но это был пример настоящей многолетней дружбы, за время которой Армен Борисович ни разу не забыл о своём товарище, всегда заботился о нём, пристраивал куда мог, помогая зарабатывать деньги. И даже в том 2004 году его школьный друг работал в театре заведующим хозяйством.
А автограф? А автограф лежит где-то в папке у моей сестры. Надо бы как-то съездить и забрать его. Думаю, в мире больше нет такого автографа великого (не побоюсь этого слова) артиста.
|
</> |