рейтинг блогов

Автобусы Mercedes-O325 в Москве. История столичного транспорта

топ 100 блогов griphon06.11.2021


Возможно вы помните тот момент в истории московского автобуса, когда вдруг появились вот эти красно-белые красавцы. Это произошло в середине 90-х. Вся перевозочная поляна была строго поделена вот уже много лет между длинными

икарусами-280 и короткими ЛиАЗ-677. Никому стороннему туда не дозволялось внедряться.. Нет, по сути то больше ничего и не было! И тут на улицах столицы появились эти заграничные гости - настоящие автобусы-мерседесы! Это казалось каким-то прямо прорывом!
Mercedes O325 - история появления и работы партии турецких автобусов в Москве









Автобусы Mercedes-Benz Türk O325 появились на столичных маршрутах в середине 90-х годов. А точнее, приходили они в 1994-95 годах.

Mercedes O325 - история появления и работы партии турецких автобусов в Москве

Всего в Москву пришло 421 таких автобуса. Очень занятна история их появления в городе. Это не родные немецкие "мерседесы", они произведены в Турции. Этими автобусами не самая на тот момент богатая Турция расплатилась с Россией за газ. Эдакий настоящий бартер на международном уровне.

Mercedes O325 - история появления и работы партии турецких автобусов в Москве

При этом, всего Турция отправила в Россию больше 900 таких "мерседесов". Помимо Москвы они отправились в Ставрополь, Тюмень,Башкирию, Казань и другие города. Интересно, что Казань в первые годы заключала торговые договора с Турцией напрямую - такой вот был "парад суверенитетов". В Москву же партия попала в качестве погашения долга Правительства России перед "Мосгортрансом".

Mercedes O325 - история появления и работы партии турецких автобусов в Москве

Как я уже тогда сказал, в тогдашней Москве ходили только 2 модели автобусов, сильно на тот момент уже устаревших. Но выхода не было: ничего иного российская промышленность на тот момент предложить не могла. Кстати, интересно, что спустя 20 с лишним лет этот аргумент (сильно натянутый) будет поводом отказаться полностью от вида транспорта. Но тогда подобное никому не пришло в голову, а проблема была реальная: венгерский завод уже испытывал большие трудности, а ЛиАЗ, хоть и выпустил новую модель

ЛиАЗ-5256
ещё в 1982 году, почти 20 лет никак не мог её довести до ума. Массово новые ЛиАЗы стали поступать лишь в 1999 году.
Mercedes O325 - история появления и работы партии турецких автобусов в Москве

Так что турецкие мерсики стали реальным спасением для Москвы в те годы. Да и пассажирам они очень нравились после набивших оскомину промозглых икарусов и тесных "скотовозов": с мягким приятным сидением, плавным ходом.

Mercedes O325 - история появления и работы партии турецких автобусов в Москве

Не обходилось и без проблем: первая партия машин из тёплой страны не очень была приспособлена к работе в зимних условиях. Двигатель промерзал и не заводился, а помимо всего прочего, жгуты и провода быстро окислялись из-за обилия реагентов. Впрочем, со временем проблемы как-то решили.

Mercedes O325 - история появления и работы партии турецких автобусов в Москве

Мерседесов было 400 штук, что было менее 10% от всего парка.. Тем не менее, встречались они довольно регулярно. Автобусы Mercedes-Benz-Turk-O325 были в большинстве парков (во всех, кроме 2, 4, 10, 15, 18). Часто их можно было встретить на маршрутах возле МГУ.

Mercedes O325 - история появления и работы партии турецких автобусов в Москве

А вот та же машина уже в другой день на 13-м маршруте, вышедшем вместо трамваев на Бульварное кольцо.

Mercedes O325 - история появления и работы партии турецких автобусов в Москве

Мерсик на самом центральном московском маршруте К на Театральной площади!

Mercedes O325 - история появления и работы партии турецких автобусов в Москве

Мерседес на замене 9-го троллейбуса на Сретенке во время сильного снегопада в январе 2005.

Mercedes O325 - история появления и работы партии турецких автобусов в Москве

Начиная с первой половины нулевых годов, ротация транспорта в столице стала очень быстрой. Начали приходить массово новые модели (ЛиАЗ-5256 и МАЗ-103), а мерюки стали испытывать проблемы с запчастями.

Mercedes O325 - история появления и работы партии турецких автобусов в Москве

Салон, с одной стороны, комфортный, с другой - довольно тесный. На заднюю площадку надо было преодолевать 4 ступеньки. Тем не менее, я хорошо помню, каким шоком нам тогда казались вот эти цветные мягкие сидения после однотонных кожаных.

Источник: https://www.drive2.ru/b/544310483625181641/

Mercedes O325 - история появления и работы партии турецких автобусов в Москве

Несмотря на то, что по комфорту проезда мерюки обходили ЛиАЗы и МАЗы, от них стали постепенно отказываться. Масло в огонь подлило внедрение турникетов, которое с 2004 года стало массовым. Ставить АСКП в старые салоны "мерсов" посчитали не очень перспективным и удобным, однако некоторые мерсы, всё же, ими оборудовали, хоть большая часть избежала сей участи.

Mercedes O325 - история появления и работы партии турецких автобусов в Москве

Кстати, вы же помните, что в Москве были маршрутки? В Москве было много маршруток! Но, самое интересное, что коммерческими перевозками занимались не только частные конторы, Автолайн там и иже с ними, а сам "Мосгортранс". Где-то с конца 90-х они решили тоже выйти на рынок со своими автобусами. И так появились коммерческие маршруты на самоокупаемости, где не действовали проездные, льготы, а можно было расплатиться только налом.

Mercedes O325 - история появления и работы партии турецких автобусов в Москве

Вот именно на такие маршруты поставили многие из "мерседесов". Вот, видите, 623т и даже приписано "Маршрутное такси". "Мосгортранс", таким образом, конкурировал сам с собой. Ну и турникеты не надо ставить.

Mercedes O325 - история появления и работы партии турецких автобусов в Москве

Логика была простая: в давке в этих автобусов было очень тесно и некомфортно (то ли дело, ЛиАЗ-677 :))), а для коммерции в них условия проезда лучше. Кроме коммерции были у "Мосгортранса" и экспресс-маршруты вдоль обычных. Например, у 263-го был такой дубль 263с. Мерюков ставили и туда.

Mercedes O325 - история появления и работы партии турецких автобусов в Москве

Или, вот, к примеру, 903с. Это не "Рижский вокзал - Холмогорская", это - дубль 37 автобуса. Не ищите тут какой-либо логики, равно как и в выборе таких с-маршрутов.

Mercedes O325 - история появления и работы партии турецких автобусов в Москве

Массово исчезать с маршрутов "мерины" стали в середине нулевых. Тут уже пришла директива переходить на низкопольный транспорт. А какая уж с 4-мя ступеньками низкопольность..

Mercedes O325 - история появления и работы партии турецких автобусов в Москве

Пригородный маршрут 501 в Красногорске. Уже нет ни 12-го парка, в котором он ходил, ни этого мерседеса.

Mercedes O325 - история появления и работы партии турецких автобусов в Москве

Постепенно в Москву стали массово приходить низкопольные ЛиАЗ-5292 и вытеснять старьё. Автобусы этой модели приходили с 2005 года и до самого недавнего времени, даже в этом году приходили (хоть и не должны были). Кстати, вот этого агрегата слева уже тоже нет! Его списали аж 7 лет назад. Вот так быстро всё меняется.

Mercedes O325 - история появления и работы партии турецких автобусов в Москве

Последние "мерседесы" сошли с линий где-то в 2010-11 годах, тогда их оставалось уже совсем немного. Несколько лет большая их часть работала на заказных перевозках и техничками.

Mercedes O325 - история появления и работы партии турецких автобусов в Москве

В конечном итоге, турецкие "мерседесы" народными автобусами не стали - было их не так много, и работали они не очень долго. Тем не менее, они смогли побыть ярким впечатлением в непростые 90-е. Да и, вообще, это был довольно редкий прецедент массового использования иностранного подвижного состава в Москве и в России.

Mercedes O325 - история появления и работы партии турецких автобусов в Москве

Многие автобусы после списания разошлись по регионам России, где-то ездят до сих пор!

Mercedes O325 - история появления и работы партии турецких автобусов в Москве

Напоследок, несколько уникальных фото автобуса Mercedes-O325 11-го парка с турбазы "Чайка", что расположена на Жижицком озере в Псковской области.

Mercedes O325 - история появления и работы партии турецких автобусов в Москве

У меня там дача, и очень необычно было обнаружить автобус из Москвы практически посреди леса. Хотя я, конечно, знал о наличии этой (и соседней, 7-го парка) базы. Этот автобус возит отдыхающих до станции, раньше вместо него работал "Икарус".

Mercedes O325 - история появления и работы партии турецких автобусов в Москве

Вот такая история про московские автобусы. А вы помните эти "мерседесы"? Расскажите, может быть у вас связаны с ними какие-то воспоминания?

Mercedes O325 - история появления и работы партии турецких автобусов в Москве










И, вообще, как вам такая историческая рубрика? Интересно? Стоит ли продолжать?

Оставить комментарий



Архив записей в блогах:
Этот отрывок из передачи 1987 года интересен не только тем, что люди в кадре обсуждают проблему очередей, но и тем, что на экране мы видим одного известного ныне человека. Очень известного. Анатолий Чубайс на советском ТВ 1987 года. Тема - очереди. от Галина Иванкина (aka ...
Каргопольское собрание депутатов (в Архангельской области) отклонило предложение установить бюст Иосифу Сталину . Об этом «Новой газете» сообщили члены собрания. Перед голосованием к собранию обратился местный активист, актер Каргопольского народного театра Андрей Агапитов, ...
Наш папа рассказывает новогодний стишок поднимает повыше коробки от подарков!:) Могут же еще приКадиться?:))) Спасибо огромное семьям vsegdaok и lively27 !!! Теперь мы не только с фотоаппаратом, но и еще с целым набором нужных подарков для детей, для ...
Жительница американского города Огаста, штат Джорджия, Триш Уилчер (Trish Wilcher) нашла у себя под кроватью змеиное гнездо. Об этом сообщает издание Newsweek. По словам Уилчер, сначала она приняла змею за комок пуха на полу, а потом заметила, что он шевелится. После этого женщина ...
Давно меня не было здесь. Но все чаще появляюсь. Не пишу, но читаю. Так всегда, перед появлением делаю. Рад, что многие меня удалили из списков ЖЖивых ЖЖурналов, еще более рад, что остались те, у кого я еще значусь в списках. Думаю, что только те, у ...