
Автобусы Mercedes-O325 в Москве. История столичного транспорта

Возможно вы помните тот момент в истории московского автобуса, когда вдруг появились вот эти красно-белые красавцы. Это произошло в середине 90-х. Вся перевозочная поляна была строго поделена вот уже много лет между длинными
икарусами-280 и короткими ЛиАЗ-677. Никому стороннему туда не дозволялось внедряться.. Нет, по сути то больше ничего и не было! И тут на улицах столицы появились эти заграничные гости - настоящие автобусы-мерседесы! Это казалось каким-то прямо прорывом!
Автобусы Mercedes-Benz Türk O325 появились на столичных маршрутах в
середине 90-х годов. А точнее, приходили они в 1994-95 годах.
Всего в Москву пришло 421 таких автобуса. Очень занятна история их появления в городе. Это не родные немецкие "мерседесы", они произведены в Турции. Этими автобусами не самая на тот момент богатая Турция расплатилась с Россией за газ. Эдакий настоящий бартер на международном уровне.
При этом, всего Турция отправила в Россию больше 900 таких "мерседесов". Помимо Москвы они отправились в Ставрополь, Тюмень,Башкирию, Казань и другие города. Интересно, что Казань в первые годы заключала торговые договора с Турцией напрямую - такой вот был "парад суверенитетов". В Москву же партия попала в качестве погашения долга Правительства России перед "Мосгортрансом".
Как я уже тогда сказал, в тогдашней Москве ходили только 2 модели автобусов, сильно на тот момент уже устаревших. Но выхода не было: ничего иного российская промышленность на тот момент предложить не могла. Кстати, интересно, что спустя 20 с лишним лет этот аргумент (сильно натянутый) будет поводом отказаться полностью от вида транспорта. Но тогда подобное никому не пришло в голову, а проблема была реальная: венгерский завод уже испытывал большие трудности, а ЛиАЗ, хоть и выпустил новую модель
Так что турецкие мерсики стали реальным спасением для Москвы в те годы. Да и пассажирам они очень нравились после набивших оскомину промозглых икарусов и тесных "скотовозов": с мягким приятным сидением, плавным ходом.
Не обходилось и без проблем: первая партия машин из тёплой страны не очень была приспособлена к работе в зимних условиях. Двигатель промерзал и не заводился, а помимо всего прочего, жгуты и провода быстро окислялись из-за обилия реагентов. Впрочем, со временем проблемы как-то решили.
Мерседесов было 400 штук, что было менее 10% от всего парка.. Тем не менее, встречались они довольно регулярно. Автобусы Mercedes-Benz-Turk-O325 были в большинстве парков (во всех, кроме 2, 4, 10, 15, 18). Часто их можно было встретить на маршрутах возле МГУ.
А вот та же машина уже в другой день на 13-м маршруте, вышедшем вместо трамваев на Бульварное кольцо.
Мерсик на самом центральном московском маршруте К на Театральной площади!
Мерседес на замене 9-го троллейбуса на Сретенке во время сильного снегопада в январе 2005.
Начиная с первой половины нулевых годов, ротация транспорта в столице стала очень быстрой. Начали приходить массово новые модели (ЛиАЗ-5256 и МАЗ-103), а мерюки стали испытывать проблемы с запчастями.
Салон, с одной стороны, комфортный, с другой - довольно тесный. На заднюю площадку надо было преодолевать 4 ступеньки. Тем не менее, я хорошо помню, каким шоком нам тогда казались вот эти цветные мягкие сидения после однотонных кожаных.
Источник: https://www.drive2.ru/b/544310483625181641/
Несмотря на то, что по комфорту проезда мерюки обходили ЛиАЗы и МАЗы, от них стали постепенно отказываться. Масло в огонь подлило внедрение турникетов, которое с 2004 года стало массовым. Ставить АСКП в старые салоны "мерсов" посчитали не очень перспективным и удобным, однако некоторые мерсы, всё же, ими оборудовали, хоть большая часть избежала сей участи.
Кстати, вы же помните, что в Москве были маршрутки? В Москве было много маршруток! Но, самое интересное, что коммерческими перевозками занимались не только частные конторы, Автолайн там и иже с ними, а сам "Мосгортранс". Где-то с конца 90-х они решили тоже выйти на рынок со своими автобусами. И так появились коммерческие маршруты на самоокупаемости, где не действовали проездные, льготы, а можно было расплатиться только налом.
Вот именно на такие маршруты поставили многие из "мерседесов". Вот, видите, 623т и даже приписано "Маршрутное такси". "Мосгортранс", таким образом, конкурировал сам с собой. Ну и турникеты не надо ставить.
Логика была простая: в давке в этих автобусов было очень тесно и некомфортно (то ли дело, ЛиАЗ-677 :))), а для коммерции в них условия проезда лучше. Кроме коммерции были у "Мосгортранса" и экспресс-маршруты вдоль обычных. Например, у 263-го был такой дубль 263с. Мерюков ставили и туда.
Или, вот, к примеру, 903с. Это не "Рижский вокзал - Холмогорская", это - дубль 37 автобуса. Не ищите тут какой-либо логики, равно как и в выборе таких с-маршрутов.
Массово исчезать с маршрутов "мерины" стали в середине нулевых. Тут уже пришла директива переходить на низкопольный транспорт. А какая уж с 4-мя ступеньками низкопольность..
Пригородный маршрут 501 в Красногорске. Уже нет ни 12-го парка, в котором он ходил, ни этого мерседеса.
Постепенно в Москву стали массово приходить низкопольные ЛиАЗ-5292 и вытеснять старьё. Автобусы этой модели приходили с 2005 года и до самого недавнего времени, даже в этом году приходили (хоть и не должны были). Кстати, вот этого агрегата слева уже тоже нет! Его списали аж 7 лет назад. Вот так быстро всё меняется.
Последние "мерседесы" сошли с линий где-то в 2010-11 годах, тогда их оставалось уже совсем немного. Несколько лет большая их часть работала на заказных перевозках и техничками.
В конечном итоге, турецкие "мерседесы" народными автобусами не стали - было их не так много, и работали они не очень долго. Тем не менее, они смогли побыть ярким впечатлением в непростые 90-е. Да и, вообще, это был довольно редкий прецедент массового использования иностранного подвижного состава в Москве и в России.
Многие автобусы после списания разошлись по регионам России, где-то ездят до сих пор!
Напоследок, несколько уникальных фото автобуса Mercedes-O325 11-го парка с турбазы "Чайка", что расположена на Жижицком озере в Псковской области.
У меня там дача, и очень необычно было обнаружить автобус из Москвы практически посреди леса. Хотя я, конечно, знал о наличии этой (и соседней, 7-го парка) базы. Этот автобус возит отдыхающих до станции, раньше вместо него работал "Икарус".
Вот такая история про московские автобусы. А вы помните эти "мерседесы"? Расскажите, может быть у вас связаны с ними какие-то воспоминания?
И, вообще, как вам такая историческая рубрика? Интересно? Стоит ли продолжать?
|
</> |
