Аватар - феномен современной мифологии

топ 100 блогов sir_ektor — 09.03.2010 Узнав о результатах вручения Оскара, решил таки добить обещаный текст прочитанной мною ранее публичной лекции «Фильм Джеймса Кемерона «Аватар» как феномен современной мифологии». Всем кому интерессно, посвящаю) Жду ваших отзывов и желаю осилить текст, Сразу предупреждаю:

Я долго думал над названием лекции, и остановился именно на последнем, поскольку действительно считаю, что основной целью Кэмерона было создать не просто фантастическую киноленту, но настоящий современный миф. Слишком много намёков, символов, точно согласованных элементов мифа вплетено в этот фильм. В подобном ключе творил оригинальную трилогию Звёздных Войн Джордж Лукас, находившийся под впечатлением от работ Джозефа Кемпбела. И Аватар продолжает эту традицию. Так что я попробую в вкратце изложить своё мнение по поводу именно этого смыслового пласта «Аватара».

Сам выход «Аватара» на экраны произвел в современной кинокультуре эффект разорвавшейся бомбы, кинопоказ состоялся почти два месяца назад, а споры о фильме всё не утихают. Уже без лишней помпы можно говорить, что этот фильм стал настоящим культурологическим и социальным феноменом, его посмотрели сотни миллионов зрителей, а многие сходили на него по нескольку раз, споры о нём захлестнули Интернет, на форумах до сих пор пишут ветки на несколько десятков страниц, при чём все отмечают невероятную многоплановость вопросов, которые этот фильм затронул. Изначально большинство предполагало, что это будет всего лишь классная научная фантастика в невероятной до сих пор уровне цифровых спецэффектов обёртке, вся реклама была направлена именно на технологический прорыв, некст-ген и тп. Но при этом в спорах и Интернет-баталиях народ поднимал литературу по биологии, теории эволюции, авиации, военной тактике и ТТХ боевых машин, истории, психологии, философии, социологии и многим другим отраслям науки! Ничего подобного до этого мир не видел. Думаю, что большинство согласится, что «Аватар» подтолкнул на размышления нее только кинокритиков и оказался гораздо более сложным произведением, чем просто «красивая 3д картинка». Вот и мы собрались и решили поговорить об «Аватаре» в философском ключе.

Не секрет, что в наше время само понятие «Миф» было низведено до синонима выдумки, чего то несуществующего, утопического, нереального. На самом же деле мифология стояла у истоков любой цивилизации, являлась основой её духовной традиции и даже из нашего насквозь прагматичного мира мифология не спешит исчезать. Поскольку человечество всегда нуждалось, и будет нуждаться в том, что миф может ему дать. В том, что принято именовать «вечными ценностями». В этом плане Миф мы понимаем как глубокое, проработанное сказание, возвращающее нас к истокам к сакральному времени, когда всё произошло впервые.
Мифы действительно существуют и в наши дни, при чём на обоих уровнях восприятия, но об этом чуть ниже.
Мифология всегда была основным способом передачи и формирования системы ценностей у молодого поколения, именно сказка/миф помогали закрепить в подсознании умение выбирать между добром и злом, понимать эти категории, уметь дать собственную оценку происходящему. Мифы воспитывали сильного и осознано живущего человека.
Современная наука определяет миф как систему сакрального знания различных народов мира, общественных групп, основанную на традиционных преданиях. Характеризуется метафоричностью, верой в чудесное. Мифология призвана объяснить происхождение и устройство мира, место человека в нём.
Подумайте, разве сюжет «Аватара» не раскрывает всех этих моментов?

Главная задача мифа заключается в том, чтобы задать образцы, модели для всякого важного действия, совершаемого человеком, миф служит для ритуализации повседневности, давая возможность человеку обрести смысл в жизни. Ритуал, как священнодействие, восстанавливает божественный порядок, приводит к правильному пониманию, подсказывает правильный выбор.

Мифы уже во времена античной цивилизации перестали быть просто достоянием той или иной страны, народа, перешли в литературную плоскость благодаря своей универсальности, языку архетипов. Во времена раннего средневековья и становления Христианства на территории Европы, в колыбели западной цивилизации античные мифы и родные национальные мифологии кельтов, германцев, славян были заменены новой религией, которая, по сути, сама являлась конструктом на основе мифологии иудейского народа. В конце средневекового периода эта мифологическая система, загнанная в рамки догмы начала выдыхаться, и общество начало создавать новые мифы. Именно в это время появляется роман Томаса Меллори «Смерть Артура», который вполне можно назвать «Аватаром» пятнадцатого века. Эпоха ренессанса возродила античные мифы Греции и Рима, вернула понимание их ценности для западной цивилизации и эти мифы вдохновляли людей на протяжении нескольких сотен лет, но во времена гуманизма акцент в искусстве стал смещаться в сторону человека и его социальных проблем. Романы 19-го века привели к пониманию того, что всё бренно и смерть – неизбежный и окончательный итог любой жизни. Декаданс породил спиритизм, увлечение эзоотерикой и страшные сказки Брема Стокера и Мери Шелли. В 20-м веке культура пережила модерн, авангардизм, постмодернизм и упёрлась в кризис дальнейшей формы. Исчерпав запас истории и классики, человеческая мысль обратилась в будущее научной фантастики и нового мифа. Необходимо выделить разницу между НФ, Мифом и Сказкой.
По мнению Станислава Лемма основная функция Научной Фантастики – футурологическая, возможность увидеть мир будущего со всеми возможными достижениями и проблемами, корни которых кроются в настоящем. Персонажи этих сюжетов решают этим проблемы исходя из своих личностных характеристик. Сказка же является более условной формой повествования, ярко выраженной моральной стороной и закономерной победой Добра над Злом. В свою очередь Миф – произведение гораздо более сложное, комплексное, модели поведения героев в нём очень образны и показательны, их деяния связывают с феноменами на небесной сфере, психологическими процессами и тп. И какие бы события не происходили в мифе, все заканчивается вмешательством сверхъестественных сил, выравнивающих соотношения добра и зла. Именно этот момент выделяет «Аватар» из ряда просто НФ, Эйва как сверхъестественная сила, находящаяся вне понимания землян и в какой то мере даже НаВи в конце концов вмешивается в конфликт, приводя систему в баланс.

Почему же мы считаем, что Аватар – феномен мифологии?
Многие спрашивали меня, а что если я вот не понимаю этих символов, не вижу того, о чём ты говоришь, в упор, что мне делать? Я отвечу, что это не означает, что их нет. Это похоже на то, что если бы вы не знали, что внутри ореха есть вкусная сердцевина, вам бы просто посоветовали его попробовать. Проглотили бы и всё. Но сегодня мы будем колоть орехи)))

Ведь действительно, нет ничего проще, чем разобрать фильм на составляющие:
-Красивая планета Пандора
-Её жители, фауна и разумное население с их псевдо-индейской/африканской культурой
-Пришельцы земляне с красивой техникой, учёные и военные, колонизаторы
-война на истребление, Вьетнам, Афган.
-Любовь ГлавГероя
-Финальная эпическая битва, прямо смесь Звёздных войн и Властелина колец
-Победа
Интересны ли сами по себе эти составляющие? Не то чтобы уж очень, банальны, однообразны, обычны скучны, ну ладно, красивое зрелище, на разок.
Интересующиеся каждый составляющий ингредиент могут разобрать по камушкам, найти в нём послания, идеи.
Но все вместе эти моменты обращаются к нам на другом языке, языке символов. На языке мифологии, и сегодня хотелось бы поговорить именно о ней
Проблема восприятия фильма – наш конкретный разум, который на востоке называют «Кама-манас». Мышление обывателя, материалистическое мышление. Мышление при помощи категорий «или-или», разделение, дробление. Существует и более высшая форма сознания, разум чистый, возвышенный, мыслящий категориями «И-и», синтезирующий, объединяющий, не проводящий границ. Разум мудрецов и просветлённых, разум Будды. Нам всем до такого состояния сознания ещё очень далеко, но интуитивно, глубоко в душе мы чувствуем его нехватку. И в стремлении к элитарности, посвящённости мы пытаемся заменить его эрзацем, Тщеславием. Мы все стремимся увидеть глубокую философию, нетривиальный сюжет, сногсшибательный дизайн, игру актёров; что-то сверх-оригинальное. Мы чаще всего тешим себя мнением о своей продвинутости, на самом деле получая удовольствие от того, что разбираем увиденное/прочитанное на составляющие. И тут применима поговорка «За деревьями не видно леса». В этом разборе по косточкам мы не находим того, что лежит на поверхности, целостные образы, целые пласты аллегорий и символических аналогий.

Возвращаясь к мифологии в наше время, мы можем утверждать, что феномен формирования мифов происходит и в наши дни. В 50-х – 60-х годах на островах тихоокеанского бассейна и в странах Африки развились карго-культы, доходящие в глазах современного человека до абсурда, и даже продвинутые общества формируют сегодня мифы, например об американской мечте, о достижении светлого будущего коммунизма, миф о супермене (мгновенном приобретении сверхспособностей). И вполне себе милленаристические мифы о том, что вот только стоит свергнуть нынешнее правительство и будет у нас ЗОЛОТОЙ ВЕК.
Если наше продвинутое общество способно породить такие примитивные мифы-профанации, то конечно же существуют и более глубокие проявления современной мифологии, продуманные знающими людьми, начитанными и остроумными, жрецами нового времени. Мифы, как мы уже говорили, происходят «в начале времён», но наша просвещённая цивилизация, в которой даже церковь признала Дарвина и геологию как доказательство того, что семь дней творения не буквальны, уже не способна одухотворять себя только мифическим прошлым, мы не признаём его, как факт. По этому то и рождается средневековый миф про Артура, миф нового времени, миф в новой форме. А дальше развивается фантастика. «Сакральное время» переносится в будущее, но как мы уже говорили, если фантастика в чистом виде, это скорее визионерство, в котором превалирует социальный аспект, то существуют и фантастические мифы.
Культура периода заката цивилизации, кризиса родной мысли характеризуется компилятивностью, заимствованием, гиперболизацией и поиском новых форм для воплощения старых идей. В 20-м веке этой новой формой стал визуальный масс-продукт. Развитие печатной промышленности и кино/ТВ породило комиксы/мультфильмы/3д-графику = широкодоступный визуальный фактор, в чём то подталкивающий, в чём то даже заменяющий фантазию, и при этом порождающий невиданные раньше формы = одежды для знакомых но приевшихся образов. Именно комиксы стали одной из самых доступных для молодёжи форм символизма. К примеру, сами американские критики увидели в Робокопе Иисуса, второе пришествие. И режиссёр использовал тему возрождения из мёртвых и воздаяния по полной, в фильме даже есть кадр, в котором Робокоп идёт поводе. Комикс Френка Миллера 300 и последующая экранизация Зака Снайдера шокировали многих ценителей оригинальной античной истории про Фермопильское сражение. Но в то же время новые технологии позволили показать истинное виденье эпоса глазами спартанского ребёнка – продукта жестокой системы воспитания, виденье истории, рассказанной не профессором в пиджаке, а папой, вернувшейся из этой битвы, не успев стереть брызги крови со своего щита. Бэтмен, герой которому недолго осталось ожидать своего столетнего юбилея породил миф о недовольном действием системы гражданине, боящийся открыть лицо, но не уступающему своему чувству справедливости, а враги его – кладезь для психотерапевта. И таких примеров море.
Если к сказкам нового века мы можем отнести романы о Гарри Потере и «Хроники Нарнии» Клайва Льюиса, то к современным мифологическим циклам вполне можно отнести эпопею «Властелин колец», киносерию «Звёздные войны», первую «Матрицу» и вот с недавних пор «Аватар».

«Аватар» явился новой формой, сосудом для вечных ценностей Любви, Гармонии, Служения, Героизма в которых так нуждается наша цивилизация. Несмотря на все заимствования, которые, впрочем, признает и сам Кемерон, несмотря на явную вторичность идей среди всех экранизаций античных мифов именно «Аватар» достучался до сердец сотен миллионов зрителей по всему земному шару.

Создавая сценарий «Аватара» Джеймс Кемерон проделал невероятную по сложности работу, запаковав в историю любви Землянина и Инопланетянки массу символов, образов и побочных линий, подчёркивающих мифологический, сакральный смысл сюжета.
Попробуем во всём этом разобраться.
В своей основе миф «Аватара» это миф о Солнечном Герое. Этот тип мифов наиболее универсален и до нас дошло множество его примеров, как то мифы о Геракле, Одиссее, Гильгамеше, религиозные мифы об Осирисе, Адонисе, Иисусе Христе. Структура таких мифов метафорически отображает вечную цикличность и наиболее доступное её проявление – движение Солнца по небосводу на протяжении годового цикла. Это миф о Смерти и Перерождении, становлении, испытаниях, жертве и воскрешении.

Джейк прилетает на эту планету Пандора, уже пройдя определённый жизненный путь, он уже получил опыт, устоялся и пришёл к тупику, он не знает другой жизни, нежели война, другого пути, нежели путь солдата, к тому же он инвалид, и если не сломлен, то подавлен и равнодушен. В этом плане предыдущая жизнь Джейка нам не интересна, она практически не влияет на повествование. На Пандоре ему предлагают новую жизнь. Новый способ взглянуть на мир, новые глаза, новые ощущения.
В этом плане очень символично название порта, через который Джейк прибывает на планету: Хелс гейт (Врата ада), а капсулы операторов аватаров в английском варианте именуют “coffins” гробы. Джейк символически подходит к концу своей предыдущей жизни, умирает, смерть его метафорически показана кремированием картонного гроба с телом брата. И Джейк рождается для нас заново. Вспомните это совершенно детское поведение после пробуждения в новом теле – хаос, неуправляемый восторг, новые незабываемые ощущения. Смерть и перерождение в новом качестве. Сон – «майя», аналогия иллюзии реальности в жизни человека. В момент сна реальность и её иллюзия в теле аватара – меняются местами. Сон и бодрствование в мифологии и религии – очень распространённый символ, Сон и Смерть (Морфей и Танат) в античной мифологии - братья близнецы. В Христианстве бодрствование – символ духа, сон – материя. Гностики (в частности Ионас Гинза) говорят, что проблема в том, что мы не хотим просыпаться, нам нравится спать. Символ духовного пробуждения встречается повсеместно: Сократ будил афинян, кусал как муха, народные просветители 18-го века называли себя будителями. Интересно, что одна из последних нитей, связывающих Джейка с его прошлой жизнью, рвётся, когда убегая от разъярённого зверя он теряет связь с цивилизацией и окунается в мир джунглей. Зверя этого называют Танатором – ещё одно подчёркивание смерти и перерождения.
Название планеты – ПАНДОРА отнюдь не случайно. Пандора в переводе с греческого «Всем одарённая», а так же первое существо, созданное богами, изначально богатое, первая женщина. То есть первозданная планета. Ей был подарен сосуд всех бед. И когда она из любопытства открыла его, все беды разлетелись по свету, а на дне осталась только надежда. Джейк Салли прибывает из мира, в котором все беды уже давно выпущены наружу и укоринились в сознании людей. И Пандора дарит ему новую Надежду и одаривает его всеми благами.

Из холода Зимы рождается Весна

Происходит рождение героя. И ему, словно взрослеющему мальчишке последовательно показывают пласты реальности – наука и служение корпорации – тот же путь солдата, только в новом мундире, а потом служение народу, новый взгляд на мир НаВи, как будто новые глаза, новое ощущение реальности. Побывав в теле Аватара Джейк уже не мог вернуться к прежней жизни, «нормальной человеческой» схеме мышления. Это новое тело снабжено совершенно необычным органом – косичкой USB, как её окрестили фанаты. Представьте, что у вас внезапно развивается способность к телепатии/пониманию мотивов/желаний окружающих вас существ. Отказаться от такого сомнительного подарка было бы легко, но вот ощущать после этого мир «по старому» - уже невозможно.
Джейк вступает на путь становления героя, который так же един для всех героических мифов. Основные его ступени:
1. Освоение своих сил.
2. Завоевание репутации, достижение признания – инициация.
3. Испытание эгоизмом, тщеславием (одно из опаснейших, способное свернуть героя с его пути. Именно это испытание не прошёл Ланселот в мифе о Граале).
4. Связанные с испытанием потери, осознание своей силы и связанной с ней опасности.
5. Выход за пределы своего эго, переосмысление ценностей. Служение.

Все эти ступени мы отчетливо видим в сюжете - Джейк осваивается с новым телом, учится понимать природу, животных, НаВи, проходит испытания силы, и приносит массу полезной информации землянам. Это «Летний период» расцвета, буйства и радости. Герой проходит испытание эгоизмом – за доклад, о структуре поселения ему вручают билет на землю и обещание пор прибытии вылечить ноги. Но он делает выбор в пользу новой жизни, и, поборов личные привязки, отправится на защиту того, что он считает своим. И незаметно для себя вступает в испытание тщеславием. Он бросает себе вызов – смогу ли я стать своим среди НаВи, пройти посвящение, стать частью племени? Хотя подсознательно он осознаёт опасность войны, но гонит от себя эту мысль, его переполняет удовольствие от достижения. Это не удавалось ещё ни одному человеку! И взаимность в любви окончательно вскружила голову Джейку, он забывает обо всех опасностях, о которых старался не думать, Эта беспечность дорого обходится ему и его новому племени. Гибель одного Дерева Душ и бездумная атака на бульдозер, окончательно убедившая землян в необходимости атаки поселения.
Начинается Осень, с каждым днём Солнце теряет свою силу, постепенно умирает.
Именно в этот момент происходит окончательны выбор Джейка, его новая идентификация. Он уже не человек, он НаВи. Этот момент действительно является предательством, как и отметили многие недовольные зрители, но это предательство другого рода, это не переход на сторону врага в политической горизонтали, это качественный переход в другое состояние по духовной вертикали. Приняв себя частью общества, которое живёт в глубочайшей гармонии с обожествляемой Природой, Высшим Разумом, Джейк осознаёт себя частью «Народа Божьего». Это сакральный момент перехода в новую духовную семью, христианское обретение Грааля – нового смысла существования, новый уровень сознания, служение другим – высшее счастье. Этот переход Джейк делает, отбросив все старые корни, со спущенным якорем корабль не может плыть дальше. Этот момент ярко подчёркивает сцена с Грейс у Древа Душ – до самого конца эта женщина остаётся учёным, конкретно мыслящим человеком, пусть и в другом теле. Она способна понять величие Бога/Эйвы, но не способна стать его частью, она была слишком человеком, чтобы стать НаВи, её материальный багаж был слишком тяжёл для новой, духовной жизни. Джейк же в конце фильма перерождается полностью. Но перерождению этому предшествует страшная утрата – наказание за его тщеславие и беспечность. Атака человеческой флотилии уничтожает Дерево Племени, в огне рушится старая жизнь НаВи, в их отчаянных и бесплотных попытках дать отпор боевым вертолётам проявляется понимание, что старыми методами не добиться новой победы. И всё же эта утрата болезненна, но не фатальна. Во время полёта на Икране, когда Нейтири ведёт Джейка к первому Дереву Душ, нам показывают циклопические остатки такого же огромного дерева, вывороченные корни, изогнувшиеся щепы. И в самом сердце этого мертвого дерева проросло Дерево Душ – символ новой жизни, Вечности души на фоне бренного тела. Это символ необходимой жертвы, которую приносят, чтобы дальше идти по пути. Отмирание всего того, что привязывает и ограничивает нас. Дом может сгореть, но его жильцы останутся в живых. Это понимание бренности всего мирского, физического, и вместе с тем неизбежной цикличности Жизни. Принеся в жертву свой старый мир, свой дом, НаВи обрели силы жить дальше, объединиться и дать отпор захватчикам. А Джейк обрёл силу сражаться за судьбы других существ, уверенность в своей правоте.
Стоя на пепелище и понимая, что к этой трагедии привели его страх и неуверенность в себе, Джейк решает обуздать свой страх и вновь заслужить утраченное доверие племени.
Страх Джейка представлен в довольно обычной для нашей культуры метафоре – это Дракон. Символ анимальной природы, страстей и грехов, поработивших нашу душу. На старинных иконах святого Георгия всегда изображали три основных элемента: принцессу, похитившего её дракона и побеждающего рыцаря. Это символическое понимание природы человека, состоящей из трех частей. Душа, божественная искра, вечная составляющая представлена принцессой, но её поработило наше тело - Дракон. Лень, страх, страсть, жестокость – наша анимальная природа настолько агрессивна, что стоит ей только дать свободу и она тут же захватит инициативу. Но в своём тщеславии Дракон ограничен лишь своим уровнем, выше которого, в сферу духа, он не способен заглянуть, как и Торук в мире «Аватара». И единственное, что способно обуздать Дракона это рыцарь, который символизирует Силу Воли. Именно осознав свои страхи и совершив над собой волевое усилие, мы способны оседлать нашего Дракона и заставить служить нашим интересам, открыв ворота Царства Небесного для своей души.
Оседлав Торука, Джейк поистине перерождается и предстаёт перед племенем совершенно новым человеком.
Это период Зимнего Солнцестояния, когда в самую длинную и холодную ночь рождается Надежда, и Солнце постепенно начинает отвоёвывать свои позиции. Это христианское Рождество – рождение истинного Героя.
Он полон силы, и сила эта уже не разрушает, но наоборот, способна сплотить народ и повести за собой. И эта сила неизбежно приводит Джейка к победе, а его позитивные качества помогают ему заручиться поддержкой друзей в финальной битве.
Пройдя весь путь Героя, Джейк выполняет свою миссию, очищается и получает выбор уйти из этого мира. Но его выбор это выбор окончательной смерти человеческого тела и новой жизни НаВи. Выбор Бодхисатвы – остаться и служить другим.
Это Пасха – Воскрешение, кардинальное очищение и преображение. Это новая Весна, новый виток Жизни!

Кроме основной мифологической схемы Солнечного Героя «Аватар» полон ярчайших символов и аллегорий, которые так же нуждаются в освещении.

Путь героя очень ярко отображает традиция средневековой алхимии – священной науки об эволюции и перерождении, оперирующей не конкретными фактами, но символами и категориями, выходящими за рамки конкретного мышления.
Алхимическое преображение свинца в золото – аллегория перехода сознания из самого низкого физического, телесного уровня свинца к божественному подобию, идеалу, представленному золотом. Путь этот состоит из трёх основных фаз: Чёрной (Нигредо), Белой (Альбедо) и Красной (Рубедо).
Этап Нигредо связан с переосмыслением жизни, с осознанием того, что в жизни необходимы коренные изменения и с отмиранием привязок к материальному миру. Это период очищения и он очень болезненный, это настоящее испытание смертью, смертью всего старого и ненужного, хотя это те вещи, с которыми мы пи привыкли отождествлять саму нашу жизнь. Этап Нигредо проходит для Джейка в начале его жизни с НаВи, когда всё, что связывало его с человеческим миром, отмирает, и эта смерть, это переосмысление началось ещё до прибытия Джейка на Пандоре, это понимание безысходности человеческой жизни в нынешнем социуме.
Умерев и возродившись в Аватаре, влюбившись в Нейтири, привязавшись к племени НаВи Джейк вступает в белую фазу Альбедо, фазу, символически связанную с серебром. Это благородный белый метал, но всё же он ещё не идеален, это новая жизнь, но ещё без осознания своей истинной цели, ещё не обретённая внутренняя сила. Лишь покорив свои страхи и обретя цель в своей новой жизни, Джейк полностью перерождается, и вступает в фазу Рубедо – его душа становится золотой. В этом плане интересен момент перехода – дракон Торук. Во-первых, преобладающий цвет его раскраски – красный, а во-вторых, очень важно его название, данное людьми: большой леоноптерикс. Леоноптерикс означает – Лев/Птица, крылатый лев. В европейской мифологии такого зверя называют грифоном, это мифическое существо – полу-лев, полуптица, стерегущее золотой клад. Победить его означало получить невероятное богатство, но прежде всего золотой клад ассоциируется с мудростью, а победа над грифоном – трудности и лишения на пути её достижения.

Одним из центральных символов мира является Дерево – один из наиболее распространённых символов связи поколений, миров, традиции. Этот символ известен с древнейших времён, у всех народов Древо символизирует идеальную мировую модель. В «Аватаре» оно представлено в двух ипостасях, циклопическое Древо Жизни - Дерево племени как основа существования НаВи, фактически их среда обитания, Тело их мира и Древо Познания – сокровенный, эзотерический вариант, Душа. Через Древо проявляется в этом мире Эйва – божественный принцип единства .
Дерево мировое проявляет принцип Вертикали, поднимает нас над горизонтальным пространством рутинности бытия и является символом со скрытыми характеристиками. У этого огромного дерева внутренняя структура напоминает обвивающие друг друга спирали, давая конкретный намёк на ДНК. Таким образом, это Дерево воплощает принцип единства Микрокосма и Макрокосма, дополнительно увязывает судьбу каждого НаВи и всей Пандоры.
В то же время Древо Душ символизирует первопричину и сотворяющее начало, её семена проникают по всюду, символизируя божественную волю, которой не позволено перечить, Не даром Семечко проявив себя, как Бог из Машины (Деус экс «Пандора»), останавливает стрелу Нейтири, готовую оборвать жизнь Джейка. И Утверждение, что семена это души предков подчёркивает, что все мы способны творить жизнь, воплощать в этом мире наши стремления и идеалы.
Древо Жизни, яркий тропический лес Пандоры так же отчётливо ассоциируется с Раем, который человек цивилизованный потерял. Он стремится вернуться в Рай, в сокровенный внутренний Храм, в Начало Времён, но несёт с собой всю свою грязь, Человек Земной не способен вступить в Рай Пандоры, как Ланселот не способен вступить в Монсальват. Более того, разъярённый закрытыми вратами Рая Человек начинает его разрушать. И тогда Джейк выгоняет человечество с Пандоры, как Христос изгнал торговцев из Храма.
Это прочтение отметает предъявленные фильму обвинения в язычестве. На самом деле общество НаВи невозможно назвать языческим, так как религиозная система НаВи не политеистическая, а обожествлённая Природа представлена одним божеством, причём невероятно конкретным и в то же время всеобъемлющим, скорее это пантеизм высшего порядка. Многих исследователей удивляло то, что имея Божество – Создателя – Эйву, НаВи не знают других богов, что характерно для примитивных цивилизаций. Но мировоззрение НаВи не возможно измерять земными мерками. Кэмерону удалось не совершить главной ошибки автора, придумывающего инопланетян – чаще всего «инопланетяне» НФ мало чем отличаются от людей, так как обладают человеческой психологией – психологией Автора. НаВи же уникальны тем, что ощущают мир по другому, обладая дополнительным органом чувства – чудо-косичкой, соединяющей их с Божеством напрямую. Они не нуждаются в Религии (re ligio – восстанавливать связь (лат.)), так как эта связь с Божеством никогда не нарушалась. Эйва – не спящий бог-Демиург. Если искать сравнение с античными теориями, то Эйва – аналог платоновского Единого, по отношению к которому все «божества» - принципы низшего порядка, и от которого зависят все остальные эйдосы-идеи. По мере развития такого социума мировоззрение НаВи не принялось дробить реальность на составляющие в попытке познать части целого и вешать ярлыки/богов-покровителей. Они изначально, благодаря ментально-физическому контакту с природой-первопричиной развивались, осознавая и постигая единое и вещи/явления в комплексе. НаВи не возвышаются над природой и не копируют её, они нашли в ней такую же нишу, как и остальные виды планеты. Они изначально знали свою дорогу в Мире – жить согласно законам Эйвы чтобы воплотиться после смерти в ней самой, вернуться в вечный Круг Жизни. НаВи – торжество христианской идеи о том, что главное в жизни – Душа, а не Физическая оболочка. А Перерождение Джейка – ярчайший тому пример.
Платоновское учение об Идеале так же находит своё воплощение в Кэмероновском видении Лучшего Мира – Пандоры. Для НаВи важна суть человека, а не его форма, цвет, размер, возраст. Важна Идея, которую существо воплощает. Приветствие «Я тебя вижу» подразумевает подлинное видение сути, идеи человека. На протяжении всего фильма Джейк учится воплощать ту идею, которой он следует подсознательно, несёт в потенциале, Идею Героя, Защитника, Спасителя. Впервые вселившись в Аватара, впервые соединившись через косичку с другим существом, Джейк начинает выход из Пещеры Платона, в то время как остальные, в частности полковник Куоритч, продолжают пребывать в пещере иллюзий и не способны воспринимать весть Джейка о том, что существует и другой способ жизни.

И наконец о главном символе – об Аватаре. В переводе с Санскрита этот термин означает «нисхождение» или в более общем ключе «воплощение» высшего существа в низшем, относительно духовной эволюции. Воплощение Бога в Человеке. В эзотерической традиции к аватарам относят не только индуистских божеств, но и основателей других религий – Иисуса Христа, Будду, Заратустру, Орфея и тп.
Кэмерон не стал мудрить и сделал своего аватара синим, подобно индуистским аватарам Вишну. Голубой, синий цвет ассоциируется с божеством во всех мифологиях: с Амоном-Ра, богом восходящего солнца в Древнем Египте; в Греции — с Юпитером, отцом богов и людей, Юноной, воплощением женского плодородия и расцвета; в Индии — с Вишну, поборником справедливости…
В Китае он символизирует Дао, священный Путь, непостижимый принцип всего сущего. Юпитерианский голубой цвет, холодный цвет пустоты, является цветом Истины для египтян; Вечной Истины, бессмертия, верности, целомудрия, лояльности и правосудия в христианской традиции.
Идентифицируемый с воздухом, ветром, он символизирует духовность, созерцание, пассивность и благоприятствует медитации, отдыху. В психологии и в сновидениях голубой — это цвет терпимости, он воплощает уравновешенность, самоконтроль, стремление быть великодушным, доброту, обдуманность поведения и потребность в умиротворении. Светло-голубой отражает непостижимое, чудесное, отвлеченное.
И всё же в фильме аватар явился совсем не божеством. Джейк приходит из другого мира, но можем ли мы утверждать, что этот мир ВЫШЕ мира НаВи качественно? В духовном плане мир Джейка находится гораздо НИЖЕ на ступенях эволюции по отношении к НаВи. Так оправдал ли фильм своё название?
Человек пришёл на Пандору править, пришёл как Империя за Колониями. Столетия кровавого владычества европейцев над странами Азии и Африки привели к тому, что сегодня термины «империлизм» и «колониализм» имеют дурную репутацию. Но в XIX - начале XX в. дело обстояло иначе. Политические деятели с гордостью называли себя империалистами. Они утверждали, что проводимая ими политика справедлива, высокоморальна и выгодна не только их стране, но и жителям покоренных колоний. В 1899 г. Сесил Родс писал: «Либералы и консерваторы из кожи вон лезут, чтобы показать, кто же из них — самые великие и исполненные энтузиазма империалисты». Бельгийский католический философ XX в. Пауль Мус отмечал: «С точки зрения провидения колонизация кажется коллективным актом милосердия, которое в данный момент высшая нация должна оказывать обделенной нации и которое как обязательство должно исходить отношение более культурной нации». А по словам англичанина Лайонела Кертиса «Британское содружество явилось... высшим воплощением... "нагорной проповеди, переложенной на язык политики"». По мнению адептов колониализма европейское завоевание несло «расово неполноценным» а потому неспособным к самостоятельной жизни народам Востока и Юга последние достижения цивилизации. Уинстон Черчиль говорил в 1937 г: «Я не согласен с тем, что собака имеет окончательное право на конуру даже если она лежит там очень долгое время. Я не признаю такого права. Я не признаю, например, что краснокожим в Америке или чернокожим в Австралии было причинено огромное зло. Я не признаю, что этим людям было причинено зло, исходя из того факта, что их место заняла более сильная раса, раса более высокого уровня, раса, мыслящая более широко в мировом масштабе, раса, имеющая право идти таким путем».
Империя была призвана править, а Император во многих культурах часто обожествлялся. И индуистский Аватар – правит, направляет человека правом сильного, но сильного не денежно/технологично, но духовно. Сила Духа Джейка стала той искрой, которая пробудила спящую волю НаВи к свободе. Пусть он не стал подлинным Христом сострадающим, но он явился для НаВи своеобразным Александром или Мухамедом – волевым цивилизатором, Героем, за которым поднялась вся Раса.


Жаль, что американская киноакадемия не увидела большинства моментов, описанных в этой лекции, или не придала им значения. Судя по всему им таки важнее реалистичность)

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Резких, или хотя бы чётких фотографий - НИ ОДНОЙ. Ничегонепонимыр:-(Жалко, потому ...
История о том, как я пал жертвой коварного заговора :) У меня сегодня была первая лекция в Совместном бакалавриате (СБ) ВШЭ и РЭШ. Курс, который я читаю, называется "Введение в науки о жизни" (по сути это - введение в эволюционную биологию), он состоит из 32 занятий (1 семестр, две пары в ...
Мне почему-то кажется, что с точки зрения стиля эта фраза: ...В ходе беседы, как утверждает женщина, видный социалист попытался ее изнасиловать... небезупречна. Но я не знаю, каким умным словом назвать то, что меня в ней ...
хочу поздравить человека-симпока и зайку пакатушера с днюшечечками еще раз. Парни, вы молодцы! ...
Плавучий маяк у входа в порт Ливерпуля. Вид плавучего маяка, установленного у входа в порт Ливерпуля в 1869 году, с изображением маяка и поддерживающей его колонны, а также подводной конструкции, закрепленной на морском дне. ...