Аватар: а напоследок я скажу...
la_cruz — 24.01.2010 Посмотрела наконец-таки вчера "Аватар". Здрасте, болевые пороги. Собственно, их два: предательство и нью-эйдж.Извините, буду прыгать с темы на тему. Выспаться после ночного сеанса не удалось, а откладывать написание на потом, это значит не написать вовсе. Очень много личного и предвзятого. Это не рецензия, это заметки на манжетах.
Про предательство писать точно не буду. Судя по комплексу замечательных ощущений, которые я испытала, для меня эта тема - до сих пор анекдот про пришедшего к доктору мужика. "Доктор, что со мной, куда я ни ткну - мне всюду больно, в голову ткну - больно, в живот - больно, в коленку - больно!" - "Голубчик, да у вас палец сломан". Я необъективна. У меня палец сломан - им хоть куда ни ткни - в "Аватар", отношения Путина с Медведевым или в "Жизнь животных" Брэма. На мой взгляд, тема перехода Джейка от наших к синим - это просто классическое искушение со всеми вытекающими.
Про торжествующий нью-эйдж так прекрасно написал Сергей Худиев, что мне и добавить-то нечего. Согласна с ним полностью. Посему не буду притворяться, что я очень переживала, раздолбают это Древо в фильме или не раздолбают. Я не переживала. Я не понимала, почему человек так легко отрекся от своих предков ради чужих. Пусть на Земле сплошной Чернобыль, но любовь к родному пепелищу и отеческим гробам - это все-таки одно из условий человечности. Впрочем, от своей человечности (загибая пальцы: нации, памяти, родного дома, родственников, близких, друзей, возможности ходить на своих двоих по Земле - а вовсе не от жаждущей бабла Корпорации... ну не в безвоздушном же пространстве Джейк жил до прилета на Пандору!) он в конце отрекается практически самоубийством, так что чего уж тут. Кстати, смерть Грейс... ну ладно, не буду. Ох уж этот мне материалистический шаманизм.
Кстати, Сергей, я больше всего, просто до слово в слово согласна с тем, что ньюэйджщина - это тоска по потерянному раю, стремление к утраченной целостности, полноте. И да, конечно, нью-эйдж - это тупиковый путь, потому что прежде, чем обрести гармонию с дубом, надо обрести гармонию с Богом, и через восстановление отношений с Богом - восстановить отношения со всем миром. После чего и косички не понадобятся. А то очень смешно, когда вся декларируемая глубина отношений и умение слушать на поверку оборачиваются умением считывать информацию через прическу и истериками "ты не наш, уходи, противный". Это что ж, обрежьте на'ви косичку, так что же будет с на'ви?
Где хоть малейшее приложение душевных сил для образования духовной связи? Извиниться перед будущей котлетой и заставить животное подчиниться путем чисто физического, не поймите в дурном смысле, соединения - это великая связь со всем сущим?
А дружба? А близость? Никаких там "если он не скулил, ни ныл, если хмур был и зол, но шел, а когда ты упал со скал - он стонал но держал". Все-таки я за дружбу, в том числе между человеком и лошадью, будь она хоть шестинога, ради которой надо приложить усилия, а не косичку к косичке. Нет на Пандоре милого Лиса с его "пожалуйста... приручи меня". И джеклондовского Белого Клыка тоже нет.
И да, на'ви, как и "небесные люди", глухи друг к другу, меня, признаться, это удивило.
История Джейка - это классическая история Марти-Сью. В смысле, Мэри-Сью в штанах. Литпроизведение на эту тему можно было бы запросто разобрать на перловку (привет, Шрайк). Простой морпех так же сильно меняется за три месяца, как среднестатистическая Гермиона за лето. Посмешило. Еще больше посмешило то, что полностью вжиться в народ оказалось возможным за три месяца. У нас, землян, на то, чтобы в пределах своей-то расы ужиться в эмиграции, уходят годы. Одно из двух - или На'ви исключительно примитивный народ, или Джейка в будущем ждут сюрпризы, и, вероятно, не только приятные. Ибо не надо путать туризм с эмиграцией.
На'ви, кстати, удивительно наплевательски относятся к тому, что кто-то чужой расхаживает в их образе. Странно, что они вообще равнодушно относятся к использованию образов их тел какими-то чужими пришельцами. При их-то безмерной мудрости можно было и пораньше догадаться, что пришедший к ним непонятно кто - засланец вражеского лагеря, а они так удивляются, прям так удивляются этому, что непонятно, чего они себе думали. Что он - потерявшийся в детстве Маугли?
Еще я так и не поняла, когда ж Джейк, бедный, спал по-настоящему. То бегает по лесам в образе аватара, то на базе диктует свои показания, пока аватар спит. Но сознание-то одно на оба образа!
На мой взгляд, не раскрыта исключительно важная тема отношения к смерти, как своей, так и чужой. Я понимаю, что от семейного фильма нельзя просить слишком много, но. Если на'ви так взаимосвязаны, если они так ощущают бытие, то они должны просто чудовищно тяжело переносить смерть и быть ярыми противниками убийства. Просто потому, что смерть - это неестественнее неестественного, и кому, как не обладателям живой связи с источником жизни, это ощущать? Нет, я не имею в виду, что не надо защищать родной дом, кто к нам с автоматом придет, тот автоматом огребет, мы мирные на'ви, но наш бронепоезд... но некоторой рефлексии по поводу выбора между плохо и очень плохо мне не хватило. В общем, на мой взгляд, образ на'ви недотянут, мне так и не удалось ими восхититься или им позавидовать.
Смертей очень много. Я все понимаю, родной дом надо защищать, сами лезут, сами виноваты... но смертей очень много. Тягостно много. Замучаются трупы убирать. Неужели нельзя было сюжетно извернуться так, чтобы просто заставить их всех с позором убраться с Пандоры?
Больше всего было жалко убитого в конце полковника. Он настоящий, хоть и сволочь. И нет, он не главгад, главгад там тот прилизанный штатский субчик. Я знала, что полковника убьют, и от этого было тяжело - ну, может, потому, что на обреченных всегда смотреть тяжело, но и не только поэтому. Зря он в своей последней фразе сделал акцент на предательство Родины. В сущности, просто вопрос "каково оно - быть предателем?" - прозвучал бы глубже и был бы полковнику больше к лицу. Он не потому по всем джунглям гонялся за Джейком, что тот предал Родину. Джейк в начале фильма не Родине обещался.
Больше всего было непонятно, почему не прибили этого лощеного мажора, который весь фильм говорил про бабки, и который, в сущности, и был инициатором и вдохновителем всей бойни. Правильно кто-то написал в одной из рецензий: Пандоре все равно крышка, потому что просто прилетит еще один отряд, в четыре раза больше, и разнесет всю Пандору на куски. А почему? А потому, что не убитым солдатам нужна была Пандора, а этому бизнесмену, которого почему-то помиловали, хотя каштаны из огня таскали ради него. Полковник умер, а дело живет, лучше бы было наоборот, да.
Чего мне больше всего не хватило в фильме: стремления вверх, духовной вертикали - связь с предками я за такую не считаю, Эйва - это божество, растворенное в этом мире и тоже не дающее тяги к духовному росту, пантеизм вообще в этом плане неперспективен.
*смеясь* Мне бы, конечно, хотелось обращения полковника - ну просто это было бы красиво. Это была бы реальная победа на'ви, Джейка-то можно было брать голыми руками, а вот заставить одуматься такого, как полковник - это куда интереснее. Опять нет глубинной перемены в герое, все так поверхностно - хочется нырнуть, но только лбом о камни мелководья бьешься. Как преподано - выбор сделать не просто, а очень просто. Почему у этого Джейка нет на Земле старой мамы?
Но, объективно говоря, фильм потрясающий, обалденный, шикарный, если будет возможность, я еще разок схожу, потому что это, конечно, что-то исключительное по красоте и мастерству, и, если отвлечься от проклятых философских вопросов, любоваться Пандорой можно бесконечно. И технологическими достижениями землян - тоже. Основная-то идея - чужое загребать плохо, разрушать чужие судьбы ради того, чтобы набить карман, нельзя - она хороша. Мне только не вполне нравится ее решение.