
«Авария – дочь мента»: про анархию в стране и в голове

Задолго до того, как на экраны вышли «9 рота» и «Стиляги», писатель и сценарист Юрий Коротков и режиссер Михаил Туманишвили произвели на свет один из знаковых фильмов переходного периода СССР – «Авария – дочь мента». Оксана Арбузова в роли трудного подростка, Владимир Ильин – уставший от всего происходящего в стране и семье безумия отец, диковатая панк-группа «Чудо-Юдо» в роли себя.

кадр из фильма
Когда долго-долго нельзя, а потом сразу можно – ничего хорошего не получается. И грязноватые перестроечные фильмы тому прекрасный пример. «Авария» в этом смысле особо не отличается от своих современников, в фильме хватает беспросветного мрака перестройки.
Валерка «Авария» Николаева – школьница, «металлистка» и просто-напросто подросток – пытается бунтовать против мира, а мир, который еще сам не определился, как ему дальше жить, оказывается намного жестче и страшнее, чем продолжают думать взрослые.
В фильме присутствуют хиппи, металлисты, рокеры (которые байкеры) – тогда их называли так, и с современной точки зрения абсолютно непонятно, что же они плохого сделали? Сейчас нам сложно даже представить, что нельзя слушать музыку, какую ты хочешь, нельзя стричься, как ты хочешь, нельзя одеваться не так, как все. И фильм нарочито обнажает косность советской жизни, демонстрируя всё то, за что наш народ не любит Союз, несмотря на положительные стороны той системы.

кадр из фильма
На фоне всего этого движения зрителю демонстрируется вроде бы обычная семья. Но если присмотреться, то семьи-то фактически и нет. Отец-гаишник, блестяще исполненная роль Владимира Ильина, дома хотел бы только отдохнуть от работы. И он единственный в чем-то понимает дочь, потому что сам в глубине души понимает – страна меняется. Нельзя уже слепо идти «курсом партии», не задавая вопросов, потому что куда идешь – теперь не знает даже ведущий. Но беда в том, что как многие и многие отцы, он практически не касается воспитания дочери, что просто-таки подчеркнуто в фильме. Но и в те моменты, когда мать требует, чтобы он вмешался, вмешивается-то Николаев не очень уверенно. Потому что сам не очень понимает, виновата в чем-то дочь, или нет. «Ты это! Ты чего это!» - и в общем-то, что еще сказать, он и не знает.
Мать – «нормальная тряпошница, мещанка», выражаясь словами Шукшина. Ее и вовсе не интересует, что у дочери в голове, главное – ходить на все уроки и слушаться старших. Дед, тот и вовсе, закоренелый торгаш, с помощью ветеранского удостоверения покупающий вещи для спекуляции, и просто для семьи. Нужен второй холодильник, не нужен – купим. Валерка-Авария очень даже права – гордиться победой дед имеет право, конечно, но только вот для него вся цена и значимость победы этой – приобретенная привилегия лезть вне очереди. Каждый, должно быть, сталкивался с такой категорией ветеранов и заслуженных. Соответственно, возникают вопросы: а действительно ли он ветеран, или в тылу провоевал?

кадр из фильма
Фильм достаточно нервный; сначала истерики матери, скандалы, попытка «вскрыться», потом насилие над Валеркой, месть отца – всё это достаточно плотно, густо давит на зрителя. Чернуха сгущается до самого конца, но в просветах все-таки видно, что отец и дочь поймут друг друга. Единственное, что Коротков убрал из фильма в сравнении с книгой – связь Валерки с Андреем. В книге было грязнее…
Для понимания царившей в те годы анархии в умах произведения Короткова вполне годятся. Это «Абориген», повесть, по которой снят фильм с Владиславом Галкиным в главной роли, о подростке, которому нет места в жизни, потому что он не видит себя вне реки, на которой вырос. Для него непонятно, почему красивая девушка с тощим и занудным командиром стройотряда, сыном генерала. Ему неинтересно в школе, потому что там «орут только, не объяснят ничо». В фильме Борька-абориген погибает от рук беглых зеков, в книге – идет на лодке, не зная, куда: «ведь не может такого быть, чтобы человек никому не был нужен».
Это «Вилиссы» – о балеринах, интригах в их среде и первой любви. Любовь эту нужно принести на алтарь искусства, потому что иначе нельзя. О жестокости мира, где есть только карьера. Главной героине, Юльке, тоже непонятен мир вне училища, «любера», панки, хиппи, рокеры, для нее все они на одно лицо. По этой повести тоже есть одноименный фильм, даже сериал.

кадр из фильма "Абориген"
И «Авария», о которой сегодня вспомнилось автору.
Подростку всегда кажется, что мир вращается намного проще, чем это преподносят взрослые. И с тех пор не изменилось ничего – по-прежнему родители диктуют вечные ценности: получи образование, не прогуливай школу, на что дети вопрошают: «а если вы не прогуливали, и хорошо учились, почему тиктокер Вася Пупохин миллионер, а у нас нет денег на «ирхоне»? Только вот в роли родителей сегодня – как раз те, кто бунтовал и 20, и 30 лет назад. Те, кто носил на себе цепи и стоячие хаеры. А справимся ли мы с этой ролью, не допустим ли аварии, покажет только время.
Автор: Джон Дейкер
Редактор: Марсель Македонский
|
</> |
