AT THE MOUNTAINS OF MADNESS

"Если Иерусалимский патриархат примет сторону Константинопольского патриархата и, как следствие, позволит "филаретовцам" служить на Гробе Господнем и в других своих храмах в Святой земле, то тогда нам придется приостановить служение с ними. Фактически это будет продолжение скандала, и, скорее всего, я так предполагаю, что придется и с Иерусалимским патриархатом тогда приостанавливать общение, потому что в таком случае они встанут на сторону раскольников", — сообщил игумен Никон, секретарь Русской духовной миссии в Иерусалиме.
Обычно моя сорока прилетает рано утром, и никогда дважды на дню. Однако сейчас правило нарушено, и сороку свою я узнал не сразу, потому что глаза как у совы, а перья на макушке вздыблены, как у взбешенного жако. Тем не менее, слегка успокоившись, птичка певчая обрела связность щебета, и:
(а) На данный момент ни одна, кроме Канадской, поместная церковь не поддержала "украинскую инициативу" Фанара. Основные причины, не касаясь вопросов вероисповедно-канонических, которые для большинства архиерев тоже очень важны, понятны: тут и традиционно теплые отношения с Даниловым монастырем, и неприятие политизации вопроса, которую уже не отрицают ни в Киеве (выступление Гавриша), ни в Вашингтоне (а как отрицать в свете завтрашнего набега м-ра Помпео в Стамбул?), и категорическое нежелание создавать прецедент (все понимают, что Фанар реально претендует на роль "православного Ватикана").
(б) При этом, однако, ни одна поместная церковь, не одобрив действия Фанара, не выступила и с однозначным осуждением, тем более, не поддержала решение Синода РПЦ о прекращении евхаристического общения с К-лем. Как максимум, выразили "непонимание", как самый максимум, "беспокойство" и "сочувствие РПЦ", но не более. Причины тоже вполне понятны: та же самая политизация, да еще и с активнейшим давлением США на столицы, вынуждает поместных иерархов не лезть на рожон, чтобы, ввязавшись в чужую войну, не подставить себя, свои структуры и прихожан под гнев сильных мира сего.
(в) По логике вещей, в такой ситуации Данилову монастырю следует, полностью сосредоточившись на конфронтации с Фанаром, в отношениях с остальными поместными быть кроткими агнцами, не давая повода обидеться на себя, - в том числе и потому, что такой повод неизбежно станет долгожданным предлогом для "мотивированной" поддержки американского проекта. А грубый наезд (ну хорошо, ультиматум!) на Иерусалимский патриархат, традиционно пребывающий в наилучших отношениях с РПЦ, и даже сейчас молчащий благожелательно, - именно такой повод, и все, кто заинтересован, расценят это именно так.
(г) Исходя из чего, ошалелому виду сороки удивляться не приходится. Такой предельно жесткий удар как-то мог бы сработать, имей РПЦ гарантированную поддержку хотя бы двух-трех поместных церквей, - допустим, как еще месяц назад можно было рассчитывать, Болгарской, Сербской и Антиохийской, - но сейчас уже ясно (кокретика по каждому пункту дана в соответствующих заметках), что София и Белград сочувственно самоутранились, да и Антиохия, мягко говоря, мнется. Больше того, ясно: никто из поместных евхаристическое общение со Стамбулом не разорвет, а Иерусалим на давление не поддастся.
(д) В принципе, все, конечно, в воле Божьей, - теоретически можно допустить, что в ближайшие дни кто-нибудь (те же антиохийцы или сербы) порвут связи с Фанаром, но вероятность этого исчезающе мала, на грани погрешности, - и тогда РПЦ окажется перед крайне малоприятным выбором: либо, проявив последовательность, прерывать евхаристическое общение со всеми поместными церквями, так или иначе, - в том же Храме, - соприкоснувшимися с "филаретовцами" (вернее, "автокефалами", потому что после "объединительного собора" в Киеве "филаретовцев" уже не будет), или (цитата) "остаться в полном одиночестве".
Короче говоря, сорока психует, злится. Вопреки, насколько я понимаю, характеру своему, вопреки роду занятий, вопреки желанию держать себя в крыльях, - и повторяю, ее можно понять. Унганы, прикоснувшись к живому, - на сей раз, к РПЦ, которая честно пыталась держать курс по своему компасу, но не может сопротивляться нажиму, - превращают живое в не-мертвое, толкая Данилов монастырь, по сути, в схизму, а живому, пока оно еще живое, больно, когда его превращают в не-мертвое, и тут кто угодно взвоет, даже сорока. И на этом пока что все, а чтобы не завершать на миноре, - небольшой мемуар...
...Вот спрашивают меня иногда, почему я, человек от всех религий далекий и пишущий на эти темы отстраненно, без эмоций, включаю эмоции, когда речь заходит о Драбинко, который сегодня предсказуемо оказался первым учеником, и тут же заерзал хвостиком. А тут все просто. Дело в том, что я, будучи в Одессе и входя в руководство "Гражданского форума", ответвления Гражданского конгресса Украины, имел честь и удовольствие общаться с Вл. Агафангелом, замечательным человеком, которого нельзя не уважать, независимо от того, во что ты веруешь и веруешь ли вообще. Естественно, обзавелся знакомствами среди клириков,
и в 2013-начале 2014 оказался немало наслышан о событиях, имевших место в последние месяцы жизни Вл. Владимира, когда тогдашний глава УПЦ-МП, давно и тяжко болевший, уже был близок к кончине и не исполнял обязанности. Тогда позиции "его мальчика", которого он в обиду не давал никому, серьезно пошатнулись. В Синоде было общее понимание, что "подонка" (это не мое определение, а дословно) надо запрещать в служении и лишать сана, что он позор Церкви, и Вл. Агафангел, авторитет которого нерушим, получил полномочия подготовить доклад и все, что положено, для скорейшего созыва Собора.
Для Драбинки все висело на волосочке, поскольку "политика" в докладе мудро не поминались: вполне доставало и лютой аморалки, нарушения монашеских обетов и хулы на Церковь, которую, понятно, писали на диктофон собеседники. Это более чем устраивало Данилов монастырь, и все было почти сделано, но в самый последний момент, уже после путча в Киеве и начала "Русской весны", Центр внезапно скомандовал "полный назад", причем явно не по своей воле. Намеком. С формулировкой, которая вскоре станет популярной: "У вас нет всей полноты информации" и мутными обмолвками типа
"Саша наш человек в Гаване" и "это хитрый план". А когда Вл. Агафангел, связавшись с доверенными людьми в Центре, вполне разделяющими мнение абсолютного большинства украинских архиереев на сей счет, попытался прощупать возможную реакцию на случай "А если мы не поймем намека?" ему объяснили, что не понимать нет смысла, так как "Саша" - часть далеко идущей многоходовки и его апелляцию немедленно удовлетворят. Итоги наблюдаем сейчас, - и надеюсь, мне удалось кого-то рассмешить. Вот сороку, правда, не удалось, но от нее я удивления и не ждал. Уж кто-кто, а она в курсе...
|
</> |
AT THE MOUNTAINS OF MADNESS
Оставить комментарий
Популярные посты:
Новая газета | Креста ради Новая газета Отныне не только епископы, но и священники, и миряне РПЦ не имеют права даже просто помолиться в храмах Константинопольского патриархата, благодатность которого, таким образом, ставится Московской патриархией под большой вопрос. От общения с церковной Москвой, ... РПЦ разрешила посещать Афон в качестве туристов РПЦ разорвала отношения с Константинополем. Это настоящий церковный раскол? Прямо как в XVII веке, когда начали преследовать старообрядцев? Порошенко уличил РПЦ в самоизоляции |
BBC Русская служба | Прихожан РПЦ ограничили в посещении Афона. Российский бизнес мог потратить на него $200 млн BBC Русская служба Российские бизнесмены могли потратить на реставрацию и содержание афонских монастырей свыше 200 млн долларов, утверждают собеседники Русской службы Би-би-си. После разрыва РПЦ официальных отношений с Константинопольским патриархатом они по-прежнему смогут ... |