Ассоциативная "АССА"

Извините, дорогой Капюшон.
Оставлять у Вас массивный отзыв по кинотеме не стала, так как Вы запопулярились, и в Вашу переднюю не протолкнешься. Там мой месседж просто утонет в бездне и канет в Лету. А на меня напала охота оттрубить самый положительный отклик на это кинотворение.
Арт-хаусная лента С.Соловьева «АССА», соавтора и режиссера.
В главной роли С. Говорухин, создатель «Места встречи..» о честных, бесстрашных, харизматичных милиционерах, давших бой послевоенному криминальному миру, который как вирус поражал советский народ, потерявший все силы и жизненный иммунитет, сражаясь с гитлеризмом. Как ржа, разъедал и без того хлипкое народное хозяйство. В «Месте встречи» добро победило зло по всем законам жанра. Но в жизни криминал продолжался и никуда не делся. В «АССЕ» С. Говорухин/актёр — вор в законе, талантливый комбинатор, махинатор, хладнокровный убийца и гений преступных схем, вот такое развоплощение режиссера, снявшего свой культовый фильм о доблестной милиции.
Не знаю, почему, я не посмотрела «АССУ», когда он был в культе своей киноличности, когда о нём говорили и цокали язычками о новаторстве и чем-то атмосферно концевосьмидесятом. И, наверное, хорошо, и слава богу, что не посмотрела. Потому что вряд ли опыт жизни позволил мне тогда понять и освоить этот соловьёвский материал. Сейчас другое дело, факты вскрыты, большое видится на расстоянии.
Не знаю, как для кого, я для меня «АССА» - это байопик о криминальном авторитете Андрее Валентиновиче Крымове, его криминальном таланте, окружении и окружающей действительности того рокового для страны в целом времени. О переменах, которых требовали горячие сердца, о странном раздвоении мира, где существовали простые смертные и воровские авторитеты, которые позже станут частью элиты общества, но многие, подобно персонажу Крымову, будут ликвидированы в результате бандитских разборок и хорошо спланированных операций спецслужб.
В «АССЕ» тоже мелькают службы КГБ, пытающие переиграть опытного лиса Крымова, но окончательную точку криминальной карьеры этого вездесущего советского гангстера поставит невинная юная медсестричка из Орла, которая в состоянии душевного аффекта пристрелит любовника в ванной комнате их гостиничных апартаментов. И будет пошленько плавать труп уже не всесильного Крымова среди собственной его крови и розочек.
Так что за личность Крымов? Дядька физически поджар, подтянут и закален для своего полтинника лет, бодр и даст фору выносливости молодому неформалу Бананану, покусившемуся на бабу Крымова. В титрах, идущих в конце фильма, мы узнаем, что Крымов Андрей Валентинович учился в институте иностранных языков, писал стихи, исключительно талантливый преступник, обчистивший государственную казну на миллионы рублей, немного посидевший в тюрьме, он создал целые преступные синдикаты и сообщества, и это в СССР. Личность масштабная и по меркам криминального мира более, чем внушительная. В фильме Крымов читает исторический роман «Грани веков», куда временами проваливается его сознание, отзывается о книге, как поучительной, водит дружбу с самой разношерстной публикой, карликами, музыкантами, бандитами всех рангов. Дружба эта, конечно, не искренняя, а замешана на исключительном расчете. Если какой-то друг выбывает из игры, чаще, разумеется, в результате убийства или самоубийства, в Крымове не возникает рефлексии сожаления. Он скрытен, осторожен, насторожен и прокалывается на чистой сентиментальности, которую заимел на старости лет в виде привязанности к молоденькой Алике, годившейся ему в дочери, но дающей, как любая молодость, ощущения свежести и новизны жизни.
А теперь про перемены.
Перемены и есть связующая нить между, казалось бы, несвязными частями картины, где чередуется книжно-историческая история из «Грани веков» убийства Павла 1, кстати, тоже в принципе криминальная история, начавшаяся в 1801 году с целью перемен. В фильме совок тоже в ожидании перемен, где заскорузлая советская казенщина должна вот-вот смениться хаосом бандитских 90-х, со всеми путчами и переворотами, крахом и развалом.
Ну, и Ялта... Эти зимние пейзажи крымского городка и пригорода. Ресторанчики, лабающие за деньгу музыкантики, круизы на теплоходах, фуникулеры, городские парки с концертной деятельностью, фотокабинки... Атмосферно.
|
</> |