"Ассистентка": рабочая рутина, знакомая каждому, и (надуманные?) проблемы юной
irinatrubacheva — 02.12.2021Судя по отзывам, процентам девяноста обычных зрителей (не кинокритиков) этот фильм кажется невероятно скучным, многие и десяти минут не осиливают. Я посмотрела его легко, не перематывая, но своеобразное послевкусие-недоумение всё же осталось.
Фраза на постере гласит: "Когда работаешь на монстра", а в рецензиях говорится о работе главной героини на босса-абьюзера. Очевидно, это кино - еще одно высказывание в копилку #metoo , то есть движения женщин в поддержку жертв домогательств и насилия, с намеком на уже осужденного продюсера Харви Вайнштейна. Поэтому мысленному взору рисуется картина возмутительная и ужасная. А оказывается...
Джейн живет в большом, светящемся миллионами огней, городе, и весь день, а иногда и часть ночи, проводит в офисе. Там ее ждет гора рутины и практически ноль человеческого общения, не считая телефонов и мейлов. Ее почти никто не замечает, а она выполняет массу обязанностей, от подай-принеси-убери до отправь-закажи-договорись. Вид у нее при этом отрешенный и печальный. Она работает здесь уже 5 недель. Или всего 5 недель.
Не очень-то весело, но жалеть ее пока что не за что.
По отрывочным фразам и офисному шуму понятно, что компания связана с продюсированием кино и сценариями. Также очевидно, что босс, которого в фильме ни разу не показывают, регулярно имеет связи с разными женщинами, мечтающими о работе в кино или в его компании. Джейн в этом смысле его не интересует, она для него - серая мышка, старательная ассистентка, на которую при случае можно наорать по телефону, что он и делает. А она в ответ подавленно извиняется и пишет ему мейл с объяснением и фразой "Я больше никогда не подведу вас".
Но саму Джейн, которая, кажется, не до конца понимает, что внутри нее происходит, больше всего возмущает не факт оскорблений от начальника, а то, что он втихаря нанимает на должность второй ассистентки молоденькую любовницу-бывшую официантку. И с рассказом об этом Джейн идет к юристу компании, который выслушивает ее внимательно, но без особого энтузиазма.
И мне, как и юристу, не понятно, в чем конкретно состоит ее
претензия. Она стала свидетельницей изнасилования? Кто-то
пожаловался ей на босса? Она сама стала жертвой? Нет. Да, ей
непросто конкурировать со всякими "по знакомству через постель" (и
то, это еще надо доказать), да, ее босс - хамло (но на это она даже
не жалуется), но чего она хочет прямо сейчас? Вселенской
справедливости и мира во всем мире? Не будет этого никогда. И для
любого обвинения должны быть доказательства, более серьезные, чем
просто умазаключения. С другой стороны, мир все равно
постепенно меняется, и вопиющие случаи вылезают наружу, и боссы уже
не решаются вести себя слишком нагло, потому что, зарвавшись, можно
получить приглашение на казнь в суд.
Автор фильма - австралийка Китти Грин - готовясь к съемкам, опросила десятки женщин, которые описали ей обстановку на своей работе, так что кино получилось точным по атмосфере и деталям. Главный посыл его, по словам Китти, положить конец абьюзу. Я бы смягчила это заявление до более адекватного: "Мы (женщины) всё видим и нам это не нравится".
Актриса Джулия Гарнер в роли Джейн вполне органична в роли серой мышки в пыльно-розовой кофточке, и за ней хочется наблюдать. Кстати, именно она уже снялась в роли русской аферистки Анны Дэлви, сериал о которой выйдет на Netflix в феврале 2022-го. В ожидании его выхода можно посмотреть что-то из этой подборки, о других аферистках, которые могут встретиться на вашем жизненном пути.