
Феликс Юсупов с женой Ириной в эмиграции: дом моды ИрФе, иск к кинокомпании и

Убийство Распутина произошло в 1916-м (об этом - в отдельной статье), а в 1917-м разразилась революция. Пришедшие к власти большевики стали уничтожать Романовых по всей стране, но счастливо спаслись те, кто отправился в Крым: таковыми оказались родители княгини Ирины Александровны, ее шестеро братьев, ее бабушка - вдовствующая императрица Мария Фёдоровна, а также сама Ирина с мужем Феликсом Юсуповым и дочерью. В 1919-м за ними приплыл из Англии корабль "Мальборо", ступив на на палубу которого они навсегда покинули Родину.
Поселившись в Париже, они не бедствовали, тем более, что Феликс взял с собой фамильные драгоценности, которые понемногу пришлось распродавать, а также два портрета кисти Рембранта. Их продажа позволила купить дом и жить на широкую ногу несколько лет. Но деньги утекали как песок сквозь пальцы.
К тому же Феликс, хоть и был расточительным и непрактичным, непрерывно и с неиссякаемой энергией помогал эмигрантам из России. Устраивал их на работу, придумывал им занятия, просил за них у богатых знакомых. Деньги и на себя, и на других заканчивались, но это способствовало генерации идей!
В 1924 году супруги открыли Дом мод и назвали его "ИрФе" по первым буквам своих имен. Благодаря знакомствам Юсупова и его скандальной репутации, к "ИрФе" было привлечено много взглядов. И первый же показ Дома мод был триумфальным! По подиуму в длинных струящихся платьях ходили прекрасные нимфы благородных кровей, и главная из них - сама княгиня Ирина Александровна Романова. Тонкая, изящная, прекрасная какой-то неземной красотой - она была лучшей рекламой бренду "ИрФе". Феликс же, если можно так сказать, отвечал за всесторонний пиар.
В это же примерно время знакомая с детства Феликсу княжна Мария Павловна Романова открыла в Париже свой Дом вышивки "Китмир" и прославилась сотрудничеством с Шанель. Но в 30-е годы оба Дома прогорели, из-за мирового кризиса, отсутствия спроса на дорогие расшитые бисером платья и из-за нехватки предприимчивости у Юсуповых и Романовых, ведь они никогда прежде не занимались бизнесом.
Хотя 10 успешных лет "ИрФе" - отличный результат! Также Ирина и Феликс выпустили три варианта ароматов "ИрФе", долгое время пользующихся большой популярностью во Франции.
В 1932 году пара подала иск к кинокомпании Метро Голден Майр - за порочащие сведения в фильме "Распутин и императрица", где Ирина (ее переименовали в Наталью) была показана любовницей Распутина. Суды длились долго, муторно, Феликсу вновь пришлось в подробностях пересказывать обстоятельства убийства, а Ирине - отвечать на неприличные вопросы, хотя она даже не была с знакома с Распутиным. В итоге полученные 250 тысяч долларов стали компенсацией за моральный ущерб и поправили материальное положение еще на несколько лет.
С началом Второй мировой войны бедные стали нищими, а богатые потеряли почти все, что имели. Последняя крупная фамильная драгоценность, которая была у Юсупова - жемчужина Пелегрина, принадлежала некогда его матери и хранилась в парижском банке. Когда немцы заняли Париж, они попытались шантажировать Феликса, обещая выдать ему жемчужину только если он станет их "светским агентом". Феликс отказался. Жемчужину удалось забрать через несколько лет после войны. И все-таки ее пришлось продать в 1953-м.
Всю жизнь о Феликсе Юсупове ходило множество слухов, гораздо больше, чем он сам мог натворить дел. Были и лже-Юсуповы, которые, например, дурачили наивных дамочек или безвозвратно брали деньги в долг. Многие, в первую очередь, хотели посмотреть на Феликса как на убийцу Распутина, тыкали пальцем, высказывали мнение. При этом принято было Ирину жалеть и говорить, что она - ангел, а он - демон, она невинность, а он - порок.
Феликс пишет в мемуарах, что рассказал жене обо всех своих странностях и секретах еще накануне свадьбы и она все их приняла и не испугалась, и всю жизнь была вместе с ним. И он был счастлив провести с ней спокойные дни где-нибудь на природе. Но потом характер давал о себе знать и Феликс созывал гостей либо сам отправлялся в гости. Вечно окружал себя какими-то чудаками и безумцами. От некоторых потом не мог избавиться годами, а некоторых приводил в дом и давал им работу. Ирина держалась стоически, но периодически говорила, что устала от этого цирка.
И тем не менее это была очень крепкая пара. Даже мемуары они писали почти вместе, то есть писал Феликс, а потом приносил Ирине на проверку и одобрение. При этом Ирина говорила, что может сама написать еще одну часть - самую смешную.
Во внешности Феликса всегда было что-то женственное, а во внешности Ирины с годами появилось что-то мужское, и они всегда были похожи друг на друга, а спустя годы - ещё сильнее. Их лица при сопоставлении могли бы составить одно гармоничное целое, и кажется, что если бы они захотели, то могли бы разыграть всех, поменявшись одеждой и выдавая себя друг за друга. Феликсу бы это точно понравилось!
Их дочь Ирина вышла замуж за графа Шереметева и родила дочь. Общение с внучкой тоже было поводом для радости. В конце жизни у супругов была лишь маленькая квартирка в Париже и минимум, который мог быть у среднего парижанина. От невероятного состояния самой богатой семьи в России у них не осталось почти ничего. Но сожалений об этом в мемуарах Юсупова нет. Феликс умер в 80 лет, а Ирина - спустя три года, в 74, в 1970-м году.
О том, с чего все начиналось, можно прочитать в воспоминаниях учительницы Ирины, которая запомнила ее нервным изломанным подростком, а также в воспоминаниях Феликса, который откровенно рассказал о своем золотом детстве в мемуарах.
|
</> |
