«Асса, 1987 » годы спустя: Почему звезды фильма пропали с экранов
vitas1917 — 31.03.2023Премьера фильма Сергей Соловьева «Асса» в конце 1980-х гг. стала настоящим событием не только для киноманов, но и для меломанов – благодаря музыке Бориса Гребенщикова и Виктора Цоя фильм называли главным кинопроизведением русского рока. Этот фильм стал культовым для поколения 1980-х гг., премьера вызвала настоящий ажиотаж в кассах кинотеатров. В главных ролях снялись непрофессиональные актеры – медик Татьяна Друбич и художник Сергей Бугаев. Как сложились их судьбы в дальнейшем и почему они исчезли с экранов – далее в обзоре.
Кадр из фильма *Асса*, 1987 | Фото:
dubikvit.livejournal.com
Как ни странно, но в процессе создания фильма Сергей Соловьев
ориентировался на индийское кино, невероятно популярное тогда в
СССР. Конечно, параллели можно провести только в отношении большого
количества музыки и в общей сюжетной схеме. Режиссер объяснял:
«Я искал формулу успеха для своего фильма и нашёл. И когда
обнаружил, закричал «Эврика!» и поставил свечку портрету Раджа
Капура. Нашим людям немыслимо нравилось индийское кино. Что это
такое? Прежде всего юная прелестная девушка, ждущая от жизни
чего-то прекрасного и романтического. Дальше ей должен попасться
пожилой латентный развратник».
Сергей Бугаев в фильме *Асса*, 1987 | Фото:
kino-teatr.ru
Молодой музыкант и художник-авангардист Сергей Бугаев, переехавший
в 14 лет из Новороссийска в Ленинград, стал одним из самых молодых
участников легендарной рок-тусовки, духовным лидером которой был
Борис Гребенщиков. Там он познакомился с Виктором Цоем и Сергеем
Курехиным, вместе с которым играл в одной группе. А поскольку
Бугаев в ту пору был увлечен идеями об африканских корнях русской
культуры, он заслужил прозвище Африка. Кто его познакомил с
Бугаевым, Соловьев позже не мог вспомнить, но при первой же встрече
с ним понял: вот таким и должен быть главный герой его фильма –
молодым неформалом, плюющим на общественное мнение, предвестником
эпохи перемен.
Художник-авангардист Сергей Бугаев и его работы | Фото:
colta.ru
Сергей Бугаев, Виктор Цой и Борис Гребенщиков | Фото:
colta.ru
Изначально фильм должен был называться «Здравствуй, мальчик
Бананан» – по названию песни рок-альбома Юрия Чернавского
«Банановые острова». А слово «Асса» подсказал режиссеру Сергей
Бугаев, который в одном из интервью это объяснял так: «На самом
деле слово «асса» высоко котировалось у художников. В частности,
арт-кружок «Популярная механика» почитал это слово за сакральное.
Вспомните, о чем говорится в самом начале фильма «Асса». Всем
известный факт: библейский Ковчег. Исторически доказано, что он
остановился на Кавказе в районе горы Арарат, и после долгих
скитаний по волнам Ной наконец ступил на твердую землю. В
чрезвычайном волнении древний герой смог исторгнуть из себя одно
лишь единственное слово «Асса!». Это восклицание до сих пор бытует
в кавказских языках как своеобразный энергоемкий агрегат. Танцующие
горцы выкрикивают: «Ас-с-с-са-а-а!» – и, забывая о сединах,
пускаются в безудержную пляску. А для нас клич «асса» стал символом
поколения». А сам режиссер на вопросы о странном названии
фильма предпочитал отшучиваться, заявляя, что это аббревиатура
«Автор Соловьев Сергей Александрович».
Сергей Бугаев в наши дни | Фото: 161.ru
После съемок в фильме Сергея Соловьева Бугаев не планировал
продолжать актерскую карьеру – он продолжал писать картины и
создавать инсталляции, которые экспонировались и в России, и за
рубежом, был одним из соучредителей и авторов журнала «Кабинет». В
1990-х гг. он увлекся политикой, его даже называли доверенным лицом
Путина.
Сергей Соловьев и Татьяна Друбич | Фото: peoples.ru
Татьяна Друбич, сыгравшая в фильме главную женскую роль, тоже не
была профессиональной актрисой. Ее кинодебют состоялся еще в 12
лет, а спустя год она сыграла в фильме Сергея Соловьева «Сто дней
после детства», с чего и началось их знакомство. Когда ей было 14,
а ему – 28, у них начался роман, а спустя 9 лет Татьяна стала женой
режиссера. Однако об актерской профессии она всерьез не
задумывалась. Друбич окончила медицинский институт и работала
врачом-эндокринологом в московской поликлинике.
Татьяна Друбич в фильме *Асса*, 1987 | Фото:
kino-teatr.ru
Кадр из фильма *Асса*, 1987 | Фото: kinopoisk.ru
В 1987 г. Соловьев, который на тот момент уже был ее мужем и отцом
их двухлетней дочери, убедил ее сняться в своем фильме. В том же
году, одновременно с «Ассой», там же в Крыму Друбич снималась в
фильме Станислава Говорухина «Десять негритят», который назвали
первым советским триллером. О съемках в «Ассе» она вспоминать не
любила: «Я не понимала, что я там делала. Мне песни нравились,
мне нравилось, что я в эту замечательную компанию попала. Компания
была прекрасной: и в кадре, и за кадром… При этом я работала в
поликлинике и боялась, что там узнают о моих съёмках в кино.
Главный врач ругался, что я могу пропускать приёмы в
поликлинике».
Татьяна Друбич в фильме *Асса*, 1987 | Фото:
the-village.ru
Татьяна Друбич | Фото: 24smi.org
Критики называли ее одной из самых глубоких актрис отечественного
кино, но сама Татьяна Друбич была невысокого мнения о своих
актерских способностях, называла себя «актрисой по недоразумению» и
не хотела продолжать кинокарьеру. Через год после премьеры «Ассы»
они с Соловьевым расстались, но режиссер еще не раз снимал ее в
своих фильмах. В 1990-х Друбич занялась бизнесом – открыла ночной
клуб в Москве, а позже организовала в Германии собственную
фармакологическую компанию. Помимо этого, она занимается
благотворительностью. В кино с тех пор она практически не
снималась. Ее последней на данный момент киноработой стала роль в
фильме «Последняя сказка Риты» в 2011 г.
Станислав Говорухин в роли бандита Крымова в фильме *Асса*,
1987 | Фото: kino-teatr.ru
В роли «хозяина жизни», бандита Крымова Соловьев видел только
Станислава Говорухина. Тот поначалу отказывался сниматься, ведь он
в тот момент в качестве режиссера работал над собственным фильмом,
но Соловьеву удалось его переубедить. И в первый же съемочный день
у них случился конфликт. Говорухин попытался дать совет Соловьеву
как коллеге, на что тот ответил: «Ты – артист, и твое место в
буфете». Туда рассерженный Говорухин и отправился. Правда,
результат их совместной работы поразил всех – эта роль стала одной
из лучших в актерской биографии Станислава Говорухина.
Станислав Говорухин | Фото: lichnosti.net
Виктор Бешляга | Фото: kino-teatr.ru
Популярность и узнаваемость «Асса» принесла и еще одному актеру –
Виктору Бешляге. Артист цирка лилипутов снимался в кино с 1968 г. и
стал одним из самых миниатюрных актеров СССР: его рост – 140 см. Но
«Асса» стала его последней киноработой. После этого он вернулся на
родину, в Молдову, и больше не появлялся на экранах.
Кадр из фильма *Асса*, 1987 | Фото: fishki.net
Триумфальным стало появление в фильме Виктора Цоя. О том, кто он
такой, Соловьев на тот момент не знал. Когда он появился на
съемочной площадке вместе с другими музыкантами, которых режиссер
планировал задействовать в массовке, Цой показался ему
неинтересным. А позже Соловьев услышал его песни и решил сделать
его одним из героев фильма. Сцену его концерта снимали в «Зеленом
театре» в Москве. Туда пригласили его настоящих фанатов, и он
действительно выступал перед ними на сцене. Людей пришло в 4 раза
больше, чем планировалось, они требовали выступления своего кумира
и слышать не хотели о съемочном процессе. В какой-то момент
режиссеру стало не по себе – толпа была неуправляемой. Но Цой
справился с ситуацией – отработав свою сцену в фильме, он продолжил
обещанный бесплатный концерт. А на съемках в Ялте музыкант встретил
свою последнюю любовь – Наталью Разлогову, помощницу режиссера.
Спустя 3 года после съемок артиста не стало – он погиб в
автокатастрофе.
Виктор Цой в фильме *Асса*, 1987 | Фото: kino-teatr.ru