АСП vs рабовладение

топ 100 блогов new_rabochy05.02.2025

Или АСП, как ключ к пониманию причин смены формаций

Сколов своей статьёй про АСП дал повод опубликовать на ту же тему.

Я раньше публиковал статью про развитие ОЭФ. (две части: 1. https://new-rabochy.livejournal.com/4564698.html и 2. https://new-rabochy.livejournal.com/4571355.html)

Но одновременно с этим у меня зрело дополнение к ней, которое, по логике, должно идти вторым пунктом, после «О приоритете способов производства». Но в то время я ещё был только в процессе сбора инфы и написания этого пункта. Поэтому тогда здесь опубликовано было без него. Да и… я тогда хотел написать то, что минимально выходит за границы марксизма и минимально конфликтует с ним.

А нынешняя статья – это вольнодумство, которое отклоняется от марксизма сильнее. Ортодоксальным марксистам я не уверен, что имеет смысл эту статью про АСП читать – там кое-что вам не понравится и возмутит. Хотя в то же время, может быть, это и разовьёт ваше мировоззрение. Короче, как хотите… Всем остальным, думаю, будет интереснее. Далее сама статья.

____

«Взаимоотношения» с АСП у Маркса не задались… Сначала он обнаружил этот самый «азиатский способ производства» (АСП) и соответствующую ему формацию, а потом больше о них почти не говорил, так что эта ОЭФ у Маркса даже не имеет своего названия, а называется только по способу производства, на котором основывается (АСП).

Первая причина того, почему у Маркса она почти не упоминается, заключается, видимо, в том, что по его выводам, АСП это формация какая-то неполноценная, хорошо развившаяся только в странах Азии. Хотя потом сам же Маркс нашел эту формацию и в нескольких других местах, но посчитал эти примеры слишком мелкими и… всё равно получалось, что хорошо развита и долго просуществовала она только в Азии. (И по примеру Маркса марксисты часто не любят её рассматривать, как полноценную формацию.)

Вторая же причина, по которой Маркс мог не хотеть её рассматривать, заключалась, вероятно, в том, что она разбивала стройность и однозначность стандартной схемы Маркса: первобытный строй – рабовладение – феодализм – капитализм. Для Европы эта схема работала, и думать, что делать с АСП, Марксу не хотелось. Поэтому игнорировать существование АСП было проще всего.

Тем не менее, современные данные, полученные историками марксистами же, жившими попозже Маркса, заставляют задуматься о роли АСП в общей схеме развития формаций. И если мы хотим попробовать докопаться до истины, как раз обоснованное фактами и логикой понимание её роли важно и наводит на определенные мысли обо всём процессе развития ОЭФ.

Что такое АСП? Это способ производства и основанная на нём формация, которая вырастает напрямую из первобытно-общинного строя. АСП – это такой способ производства, когда уже возникшее государство управляет эксплуатируемыми классами (в основном это, разумеется, крестьяне) напрямую. Эксплуатируемые классы живут на государственной земле. И это не работа на рабовладельца, феодала или капиталиста, а подчинение только государству и его чиновникам – суть АСП как способа производства такова. Как и вообще все формации, АСП как формация может допускать применение в это же время и других способов производства, в том числе и на основе частной собственности, но мы говорим о формации АСП, если наибольший вклад в экономику вносят те эксплуатируемые работники, которые живут на государственной земле, которая в то же время может считаться общинной (но не частной). Этим формация АСП сходна с первобытно-общинной. Разница в том, что в первобытно-общинном обществе еще нет государства. А при АСП государство или, как минимум, некое протогосударственное образование уже есть – это способ производства и формация, которую по своей сути правильнее было бы назвать, например, государственно-общинной (но будем по-марксистски называть АСП).

В течение этой формации или, самое позднее, ближе к концу этой формации появляется и развивается частная собственность, сначала на вещи, потом на движимое и, наконец, недвижимое имущество, появляются частные феодальные землевладения. И когда либо в процессе развития частной собственности появляется много рабов и рабский труд становится преобладающим в экономике страны, либо когда частные землевладения и труд феодально-зависимых крестьян на них начинает преобладать над трудом крестьян на государственно-общинной земле, либо когда даже сразу наемный труд на частных капиталистических фабриках начинает преобладать, формация АСП оказывается законченной.

Маркс акцентировал свое внимание в основном на том, что яркое проявление АСП имел только в Азии. Тем не менее, уже он сам нашел эту формацию в Европе у кельтов и в Новом Свете у инков и ацтеков. Современные же историки, изучающие историю разных стран и обнаруживают менее продолжительное (чем в Азии), но явное проявление этой формации также и в странах доколумбовой Америки и доколониальной Африки [1], а кое-где признаки АСП заметны и у некоторых других (не только кельтов) народов Европы в период разложения первобытного строя и до формирования рабовладельческого строя.

-

[1] Об Африке см., например: «В советской историографии Африки проблемы, связные с социальной организацией ее народов, долгое время ставили исследователей в тупик: при внимательном рассмотрении африканский материал не укладывался в прокрустово ложе марксистской «пятичленки» первобытность – рабовладение – феодализм – капитализм - социализм. В африканских обществах, выходящих за пределы первобытности, рабы если и были, то по количеству и месту в производстве такие общества все равно никак нельзя было назвать рабовладельческими. Для объявления же этих обществ феодальными не хватало главного – частной собственности на землю. До классического феодализма даже самые развитые африканские государства (кроме Эфиопии) «не дотягивали» и по целому ряду других параметров.

Эти параметры и представляли в комплексе специфические черты доколониальных африканских государств. Суммируя исследования целого ряда специалистов, их можно свести к следующему:

Африканские доколониальные государства возникали при отсутствии частной собственности на землю, так как в Африке практически повсеместно считалось, что земля не может быть чьей-то собственностью. Свободной земли было всегда достаточно практически везде; землю обрабатывали мотыгами, выжигая при необходимости новый участок тропического леса» (https://studfile.net/preview/9843155/ page:8/ - «Тропическая и Южная Африка в Новое и Новейшее время»,  Российская акад. наук, Ин-т всеобщей истории, учебное пособие, Москва 2010, отв. ред. А.С. Балезин, Авторский коллектив: А.С. Балезин, А.В. Воеводский, А.Б. Давидсон, В.П. Городнов, Л.В. Иванова, И.В Кривушин, С.В.Мазов, И.И. Филатова, Г.В. Цыпкин, Н.Г. Щербаков,). Это признаки АСП.

-

Таков научный поиск истины: один человек может начать исследование, но когда его продолжают другие люди, результаты становятся более обширными, а выводы более определенными.

Что мы видим… Азия, Африка, Новый Свет, даже Европа – везде наблюдался АСП. Даже что касается Европы, историки XX-XXI вв. стали говорить о периоде прохождения АСП, кроме кельтов, у германцев, в Спарте, в крито-микенской культуре.

Хотя, возможно, нельзя утверждать, что через АСП проходили все. Есть нюанс: если у какого-либо народа частное владение землей начинает активно развиваться и становится массовым явлением еще до появления государства или протогосударства, можно сказать, что такой народ минует АСП как формацию. Например, в примечании выше говорится о раннем развитии частной собственности в Эфиопии. Или так же – если у другого народа рабство становится слишком массовым и в этом явно видно уже зарождение рабовладельческой формации, но это опять же происходит еще до возникновения у них государства или протогосударства, то такой народ тоже минует АСП как формацию и переходит из первобытного строя сразу в рабовладение. (С точки зрения как минимум некоторых марксистов, это уже крамола, т.к. они утверждают, что через формацию перепрыгнуть нельзя, но по факту – по исследованиям историков, у некоторых народов, в первую очередь европейских, АСП как формация не складывается и происходит перепрыгивание через нее.)

На практике, судя по всему, формирование АСП из первобытного строя – это естественное и очень широко распространенное явление. Как, например, излагает Л. Е. Гринин: «Формационная схема Семёнова выглядит так. Первобытная, затем политарная формации (последняя в целом соответствует общеизвестному азиатскому способу производства). Первобытная была полностью универсальной, характерной для всех регионов. Политарную можно считать почти универсальной, так как она господствовала везде, кроме Европы. А до рождения греческого античного общества существовала и в этой части света (крито-микенская цивилизация)» (https://cyberleninka.ru/article/n/formatsii-i-tsivilizatsii-18). Крито-микенская культура – это древнейший период древне-греческой цивилизации, начавшая существовать за 3000 лет до н.э. (Только гораздо позже, за несколько столетий до н.э., Древняя Греция переходит к рабовладельческой формации.) И так же ещё одним местом в Европе, где земля оставалась в государственной собственности и, возможно, сложилась АСП, была Спарта. Всё, что нужно для складывания АСП, – это земля в общей собственности, ещё не перешедшая в частные землевладения. И при этом уже появившееся деление на тех, кто управляет, и тех, кем управляют, уже зародившаяся иерархия власти из нескольких ступеней. И плюс отсутствие большого количества рабов. Не исключено, что на выходе из первобытного строя условия для сложения формации АСП в какой-то момент могли сложиться если не у каждого, то почти у каждого народа. Появившаяся в дальнейшем разница заключалась в том, что в одних местах люди увидели выгоду в формировании частной собственности (в том числе в развитии рабства) и частного землевладения, а в других местах увидели выгоду в дальнейшем развитии государства без множества рабов и без деления земли на частные владения. Историки пишут, что в Азии для эффективного земледелия была нужна ирригация в больших масштабах. Люди поняли это. Им нужно было более эффективное земледелие, а для этого нужна была масштабная ирригация, которую могло в те времена осуществить только государство, в котором земля оставалась во владении государства. Поэтому там не только сложился, но и надолго закрепился такой общественный строй с большой ролью государства, который Маркс назвал АСП.

Но в Европе в нём не увидели необходимости – и захватнические желания сильных и относительно богатых (для своего времени) людей, желавших иметь в своем владении землю и рабов, приводили к бурному развитию рабовладения.

Судя по всему, даже там, где условия, соответствующие характеристикам АСП, и складывались, историки её очень часто не замечали, не считая отдельной формацией, если она существовала не долго (была не нужна в этом месте), и вскоре начинало явно развиваться рабовладение. И тогда кажется, что рабовладение вырастает сразу из первобытного общества. Причем когда историки, если они не марксисты, сталкиваются с признаками АСП, они еще и не имеют единого стандарта, как это общество назвать, а называют по-разному, «раннегосударственным» или еще как-либо. А также при описании общественного строя, уклада жизни народа могут обращать внимание главным образом не на способ производства, а на что-то другое. И когда мы читаем книги, написанные историками немарксистами, где общественный строй, аналогичный азиатскому, может фигурировать под любыми названиями, и только марксист признает в нём знакомые признаки АСП.

Есть такое мнение, что АСП – это строй примитивный просто потому, что он происходит напрямую из первобытного строя. Но практика говорит, что это не так. В азиатских странах АСП сложился и потом много веков сохранялся именно потому, что в тех условиях он был наиболее эффективным. У любого общественного строя есть свои недостатки, и у рабовладения, и у феодализма, и у АСП. Но если бы в целом АСП был, допустим, сначала выгоден, а потом скоро стал бы уже недостаточно выгоден, от него по причине невыгодности и перешли бы к другому строю, рабовладению или феодализму. Если он сохранялся, значит, в целом его выгодность была достаточно высока. Он также не может быть примитивным уже потому, что в Азии, где он был наиболее развит, он перешел впоследствии не в рабовладение, а потом в феодализм, а сразу в капитализм. То есть он просто заменил собой в Азии рабовладельческую и феодальную ОЭФ вместе взятые.

______

Надо сказать, что АСП можно назвать способом производства и формацией, которые изучаются и, возможно, ещё недостаточно хорошо изучены, поэтому выводы, которые сделаны в основном на основании фактов, касающихся АСП, – это, возможно, пока предварительные. Тем не менее, игнорировать существование АСП тоже нельзя и определенные выводы должны быть сделаны, т.к. на основании описанных фактов, касающихся АСП, схема развития ОЭФ, видимо, уже не может выглядеть точно такой, какой она считалась при жизни Маркса, когда о ней писал только он и не было никаких других исследований. Сейчас данные исследований уже есть и всё видится не совсем так…

Существование АСП в Новом Свете и в Африке, а так же ее быстрое окончание там показывает некоторые тенденции в развитии ОЭФ. Например, в Африке переход от АСП к рабовладению связан с появлением там арабов и европейцев. Сначала арабы пытались вывозить из Африки рабов, потом к ним присоединились европейцы и, кроме вывоза рабов, стали тут же в Африке создавать рабовладельческие колонии. Белым людям это было выгодно – и Африка из АСП перешла к рабовладельческой ОЭФ. Простым африканцам (которых и захватывали в рабство) это, конечно, не нравилось, но кто их спрашивал? В сословно-классовом обществе, которым более сильные и богатые управляют, а более слабые и бедные подчиняются, любая формация начинается с того, что те, кто сильнее, находят новый способ производства. Точнее, для них он может быть уже не новым, но выгодным – и они распространяют его на новые территории, заводя там выгодную им ОЭФ. При этом дошла ли там прежняя формация до полного развития или совсем нет – это никого не интересует. Таким образом, первоначально настоящее рабовладение, как доминирующий способ производства в это время, то есть рабовладельческая ОЭФ, сначала возникла и существовала, видимо, только у белых людей, только они нашли выгоду в такой ОЭФ, но потом стали разносить её, как чуму, и на другие территории. И так Африка перешла к рабовладельческой ОЭФ.

И точно так же, переселившись из Европы в Новый Свет, белые люди завели рабство и там, т.к. на некоторой части Нового Света рабовладение оказалось наиболее выгодным.

А вывод и из этих явлений и так же из становления АСП в Азии получается такой. Развитие и смена формаций не укладывается в некий жёсткий и простой принцип чисто по Марксу, а оказывается более гибким и неоднозначным явлением. И идеи Маркса здесь частично работают, а частично факты противоречат им.

В первую очередь, Маркс считал, что переход от формации к формации происходит из-за развития конфликта между производительными силами и производственными отношениями, а воля людей в этом процессе не важна – сами законы развития направляют процесс развития туда, куда надо. Но на практике мы уже на этом, начальном отрезке развития ОЭФ, видим, что формации развиваются так, как хотят люди, и их развитие зависит от воли людей. Именно воля людей, их интересы могут иметь немалое влияние не развитие формаций.

Формула Маркса, что в течение развития формации происходит нарастание конфликта между ПС и ПО, вполне правдоподобна. В принципе – этого явления возникновения и нарастания противоречия между ПС и ПО даже не может не быть, если производительные силы развиваются, а производственные отношения в течение всей формации остаются примерно теми же. Это явление в общих чертах можно назвать основной схемой перехода от формации к формации. Если формация развивается сама по себе без внешнего вмешательства, видимо, так и происходит. Но смена формации по причине того, что ПС и ПО входят в конфликт и в результате дальнейшее развитие переходит на использование другого способа производства, – это только один вариант событий.

Причем даже и в этом варианте, если посмотреть внимательно, причины (условия) смены ОЭФ две:

1. Это в первую очередь нарастание конфликта между ПС и ПО, про которое говорил Маркс. В таком случае, вероятно, можно назвать эту причину основной, потому что она является и причиной следующего явления. А вот про второе явление, которое является второй причиной смены ОЭФ, Маркс не посчитал нужным сказать, но по реальным фактам истории оно видно.

2. В условиях нарастания данного конфликта возникает ощущение людьми невыгодности продолжать использовать старый СП и выгодности изобрести (если к тому времени еще не изобретен) и начать использовать новый СП. Причем ощущение невыгодности жить по-старому, по всей вероятности, может возникать не только по причине нарастания названного конфликта, но может иметь и другие причины.

(Маркс с его уверенностью в полном доминировании бытия над волей людей не мог этого признать, но на практике факт формирования, например, АСП в Азии по причине его выгодности, то есть по выбору человеческой воли, или переход от АСП к рабовладению в африканских странах по той же причине прослеживается в фактах истории очень четко. Влияют и первая, и вторая причины вместе.)

Но про развитие событий по первому варианту можно говорить тогда, когда государство развивается само по себе до тех пор, пока конфликт между ПС и ПО не дойдет до очень высокой степени «запущенности», и невыгодность жить по-старому станет понятна достаточно многим людям.

Но так бывает, по всей вероятности, не всегда. Этот вопрос, видимо, еще требует изучения на основе бóльшего количества фактов. Но и сейчас на примере уже описанного понятно, что далеко не все страны вписываются в тот вариант, который был описан выше.

А другой вариант развития включается, в частности, когда один народ бывает завоеван другим. Или когда один народ по каким-то причинам испытывает сильное влияние другого народа или страны (возможно, есть и еще варианты). Это как раз случай смены формации с АСП на рабовладение в африканских странах. Так же было, когда германцы завоевали ряд стран Европы в средневековье. Германцы не собирались в своих действиях соответствовать тому, что позже писал Маркс. Для них не имело значения, какая формация существует в завоеванных странах. Они просто приходили и устанавливали те порядки, которые были им выгодны, и на этих порядках стал развиваться феодализм. А остальным жителям завоеванных (или превращенных в колонии) стран оставалось только смириться с переменами. Это другой вариант хода событий. Но здесь мы видим опять тот же фактор – выгодность установления новых порядков, новой ОЭФ. Так же белые люди пришли в Африку и принесли туда те порядки, которые были им выгодны, независимо от того, какая формация там была раньше и до какой степени развития она дошла.

История показывает немало фактов, что новая формация может быть принесена в страну (или в регион с несколькими странами) извне и прервать ту формацию, которая там была. И здесь мы видим роль ощущения людьми выгодности при смене формации.

Конечно, базовым вариантом перехода от формации к формации является всё же первый вариант. А второй вариант с влиянием одних народов (стран) на другие – это, можно сказать, не норма, а нестандартные… несчастные случаи, их может быть и много, но их правильно будет назвать, скорее, аномальным явлением. Тем не менее, из истории мы видим, что такой вариант смены формации тоже работает.

(И можно еще сказать, что такие вмешательства в уклад жизни (и ОЭФ) других народов – это рискованное дело. Когда-то так можно привнести в жизнь народов нечто более высоко развитое, а в каких-то случаях привнесенное может и не прижиться в зависимости от конкретных обстоятельств.)

Так в сочетании воли людей – сознания выгодности – и окружающих бытийных условий, когда европейцы приплыли в Новый Свет, там начиная от юга США и на еще более южных территориях НС сложилось рабовладение, несмотря на то, что на их родине, в Западной Европе, в это время уже давно закончилась рабовладельческая ОЭФ и заканчивалась следующая, феодальная. Такое, по всей вероятности, может сложиться только в том случае, если люди не продолжают развитие у себя на родине, а начинают развитие на какой-то новой территории. Там, на этой новой территории, в зависимости от того, чему благоприятствуют условия, они могут и продолжать развитие формаций, начатое на их родине. Так в северной части США и в Канаде стал развиваться капитализма, как и в Европе. Но южнее в Новом Свете оказалось наиболее выгодным рабовладение и люди решили к нему вернуться. Так тоже может быть и это понятно и логично, если понимать, что играет роль не некий какими-то непонятными законами природы установленный правильный порядок развития, а свободная воля людей, направленная на то, чтобы постараться создать нечто наиболее эффективное в сложившихся условиях.

По фактам получается так.

Сочетание основной причины развития и смены формаций (то, что написал Маркс) и признание того, что в развитии участвует так же и свободная воля людей, объясняет все нюансы развития.

Таким образом, судя уже по анализу самых ранних формаций, мы видим такую их особенность – развитие под влиянием того, что хотят люди, что считают выгодным для себя, а это принципиально отличается от того, что думал и писал про развитие ОЭФ Маркс. Мы можем называть общественные формации этим же марксистским термином, но будет вкладывать в него тот смысл, который общественным формациям реально присущ.

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Большинство поравалителей уверено, что в странах первого мира покупателя никогда не обманывают - ни в ресторанах, ни в магазинах. Но вот в США вскрыта гигантская рыбная афера - в 33% из проведенных 1215 проверок рыбы выявлено, что реальное содержимое не соответствует заявленному. ...
Дружбан продает авто Mitsibishi Carisma, 2002 г.в., пробег 167000, 1,6 (103 л.с.), 5МКПП, седан. ABS, ЦЗ, сигнализация, доп. иммобилайзер, парктроник, передние электростеклоподъемники, электрозеркала с обогревом, в салоне не курили, 2 подушки безопасности, все регламентные ТО проводи ...
Подруга, 24 года, познакомилась с мужчиной на сайте знакомств. Он хотел отношений, и сказал, что готов помогать. Он занимается ремонтами, а ей как раз надо ремонт делать. Она и подумала, что он ей с ремонтом поможет, и за секс платить будет. Тогда она обговорила с ним условия встреч – за ...
Ни для кого не секрет, что у поляков с аборигенами их бывших крес есть счеты. Взаимные. Грязные и кровавые, - причем аборигены должны больше . Но время берет свое, политика требует политеса, и поляки не так давно принесли Киеву извинения за старые грешки типа "пацификации" и ...
Марина Хакимова-Гатцемайер журналист Фрау Вахтель 98 лет. Она не ходит, не слышит, почти не видит и почти ничего не понимает. У нее деменция. Живет в своем коттедже на окраине ...