Асы над тундрой: Карганико

топ 100 блогов igor_ktb20.03.2023

Вторым на препарацию поступает командир Дамера, обер-лейтенант (а в конце – гауптманн) Хорст Карганико. У него естественно тоже не все гладко со счетом и данными по подтверждению. Книг для проверки его ранних побед не нашлось (а как оказалось в комментариях, как всегда, книгам верить нельзя, они много врут и пример Дамера это в очередной раз показал). Поэтому, ранние победы Карганико я попытался рассмотреть своими силами с помощью базы данных по потерям RAF из интернета, неизвестной полноты и достоверности. Лучше я все равно не смогу. Победы, заявленные Карганико после отбытия из Заполярья, я тоже не рассматриваю, да их и не так много (7?).

Итак, Хорст Карганико – сын известного летчика Первой мировой, который в 1939 г. был полковником. В течение войны он занимал разные посты в тылу, дослужился до генерал-майора и ушел на пенсию в самом начале 1945 г. – якобы по возрасту, хотя ему было всего 58 лет. 27 мая его наши за что-то расстреляли, может он в Вервольф пошел – но что-то я отвлекся, ведь писать собрался про его сына.

Хорст был на год старше Дамера, выглядел тоже довольно солидно для своих 24 лет. Попадались показания кого-то из сбитых немецких летчиков в плену, мол Карганико был упертый нацист, злой и жестокий, но рассказы про него других пилотов в книге Момбеека ничего такого не дают. Да был суровый и требовательный – типичный немецкий мелкий командир. Служил в Люфтваффе он с 1937 г., побывав сначала войны техническим офицером JG 1, а с апреля 1940 г. – в штабе II./JG 77. Там они пробыл до своего назначения во вновь сформированный 1./JG 77 командиром.

В своей карьере до начала войны на Восточном фронте Карганико отметился 7 победами, одну из которых судя по всему не зачли. Ее я не стану рассматривать. Первая же заявка была сделана пациентом 21 июня 1940 г. в Норвегии, западнее Хардангер-фьорда, когда он якобы сбил «херефорд». Что это – гримасы передачи данных в Люфтваффе или как – я не стал обращать внимания, потому что у англичан потеряно 3 «бофорта» из 42-го эскадрона, все 12 человек экипажей погибли. Место и время сходится, это была попытка атаковать SCHARNHORST. В итоге у Карганико одна заявка из 4, то есть достаточно вероятна реальность победы – 3/4. Примерно такая же история со следующими 2 заявками – парой «бленхеймов» 9 июля 1940 г. Я там даже немного обалдел, около Ставангера англичане лишись сразу 7 таких машин из 21 и 57 эскадронов. Заявок тоже много, 8 – однако, в общем и целом, немцы почти не преувеличили. У Карганико хорошие шансы на реальность обеих заявок, а одна так и вообще 100%.

А вот с 4-й победой уже начинаются проблемы. Я не нашел никаких подробностей, да и заявка скудная –«хадсон» и все тут. Вероятно если рыть дольше и глубже у немцев, можно что-то выудить, но я не стал. У англичан есть 2 пропавших без подробностей «хадсона» из 206 и 233 эскадронов, я посчитал, что можно один записать Карганико. Для пятой победы – 30.11.40 над Францией – я никаких подтверждений найти не смог, она мимо.

Наконец, последняя победа – 24 мая 1941 г., Карганико уже вернулся в Норвегию и командует своим 1-м штаффелем. Момбеек пишет без лишних деталей, что сбил он «бленхейм» из 114-го эскадрона. Но мне сдается, что с базы в южной Англии летал он где-то над Каналом, там его и сбили, а Момбеек все перепутал. В итоге получается, что к моменту начала войны с СССР у Карганико 6 побед, из них две он одержал точно и еще 2 – возможно. Даже в худшем случае (2 из 6) – он типичный истребитель-середняк времен ВМВ, у которого превышение заявок над реальными успехами 1 к 3. Как видно, обе главных звезды 1./JG 77 были примерно на одном уровне, и только у Дамера число успехов (засчитанных и реальных) было чуть выше.

С началом боевых действий началось соревнование – кто больше, между этими двумя пилотами. Дамер довольно быстро ударил по газам и к середине июля был уже на 10 побед впереди, однако Карганико все равно оставался вторым и пытался догонять. Тем более, если судить по списку его заявок, который я для себя составил (не претендуя на его 100% точность), получается, что Хорст реально сбивал все, что заявлял! 29 июня у него на счету 2 МБР-2 из 118-го РАП, 2 июля – 3 СБ из 137-го полка, 9 июля – СБ из 75-го САП. 6 из 6! У Дамера на тот момент было 6 из 7.

Но потом Карганико резко снизил свою точность. 11 июля он только один из двух претендентов на сбитый ГСТ из 118-го РАП, 2 августа – один из трех, кто заявил сбитые И-16, а реально мы потеряли только одну такую машину из 145-го ИАП, 4 августа в бою западнее Шонгуя сбили 3 ЛаГГ-3 и 1 И-16 из 145-го ИАП, а заявок было 6. Правда за тот же период Карганико точно сбил один «ишачок» из 145-го ИАП 13 июля над Шонгуем и МиГ-3 из 159-го ИАП 17 июля над Африкандой. Так он и подошел к своей 20-й победе – она отмечена в документах 12 августа, и опять это одна из трех заявок на единственный потерянный И-16 из 145-го ИАП. Из 14 побед на Восточном фронте две где-то потерялись, я не смог их вычислить. Возможностей слишком много, больше чем у Дамера, когда я искал его потерянные заявки (у Карганико 8 вариантов на 2 неизвестные заявки), поэтому остается только развести руки. Вдруг может быть когда-то всплывут дополнительные данные, хотя надежда слаба.

В тот момент Дамер уже получил Рыцарский крест за 22 победы и Карганико вроде как должен был постараться догнать подчиненного, но никакого особого рвения из списка его побед не видно. Он продолжал делать заявки в прежнем ритме. 27 августа Хорст сбил очередной самолет 118-го РАП – на сей раз опять МБР-2, 31 августа – заявил И-153 и И-16 над Варламово. «Чайка» подтверждается, «ишачок» нет. Еще один виртуальный И-16 появился в списке побед на следующий день. После этого были две последние настоящие победы в 1941 г.: 3 сентября И-16 над бухтой Лица (на самом деле, судя по всему, И-153 из 72-го САП) и ЛаГГ-3 из 145-го ИАП над Ура-губой 13 сентября. Это была его 26-я победа, что отмечено в документах. 15 сентября над Лицей Карганико претендует на Пе-2 из 72-го САП, но он только один из трех. Это последняя заявка в году и за нее наконец командир 1./JG 77 получает номинацию на Рыцарский крест, коим его осчастливили в последний день сентября.

Что же получается в 1941 г.? Из 19 заявок 12 самолетов сбито точно. Еще 5 он теоретически мог сбить. Таким образом только два раза он точно «придумал» победы (что характерно, оба – И-16 подряд два дня, 31 августа и 1 сентября), а остальные вполне могут все быть реальны. Даже 12 из 19 – это уже серьезно, а уж 17 из 19 – вообще невероятно. Это еще раз показывает, насколько серьезными были противники у наших летчиков на Севере – не какие-нибудь гротескные скоморохи, которые пишут себе фантазийные победы, изнемогая от шейной чесотки... Сам Карганико видимо был сбит один раз, 25 июля — ну как сбит, подбит и аварийно сел на своем аэродроме.

В конце 1941 г. Карганико со своим штаффелем надолго покинул Заполярье, отдыхая в Германии и на западном побережье Норвегии. Ни в каких боях они там видимо не участвовали, заявок нет. Вернулись только весной 1942 г., уже как 1./JG 5, и потом были переименованы в 6./JG 5, по ходу дела.

Надо сказать, что в новом году с Карганико что-то случилось, а скорее изменился характер боев в воздухе, и он как следует приспособиться к ним не смог. Из 8 заявок в апреле 1942 г. однозначно подтверждается только одна – Пе-3 из 95-го ИАП 26-го. 24 апреля отмечена в документах 30-я победа командира 1./JG 5, она, кстати, единственная, которая совсем никак не может быть подтверждена. 23 апреля у Карганико 2 сбитых «харрикейна», но там 6 претензий на 3 реально сбитые машины 768-го ИАП. 26 апреля еще один «харрикейн», но там все гораздо запущеннее – 10 заявок, а сбитых по-настоящему только 2. И 28 апреля похожая ситуация: 2 «харрикейна», камрады заявили еще 10, а на самом деле было только 3. Издержки массовых боев в плохих условиях видимости, ничего не поделаешь. 29 апреля одна «чайка» - это снова лишь одна из 6 заявок на 3 сбитых И-153.

В мае подобное продолжалось регулярно. 10 мая Карганико якобы сбил целых 3 «харрикейна» в одном бою, что стало для него рекордом. Там у нас упали 5 самолетов 78-го ИАП, но желающих, кроме Хорста, было еще на 8 штук. 15 мая у него 1 английская машина – сбито 3 при 13 заявках. 19 мая еще пара, и тут сбито два, заявлено 7. Каждый раз вроде и точно не поставишь баранку, и шансы на настоящую победу от шатких до призрачных. Зато 9 мая однозначно Карганико получает на свой счет сбитый Р-40 из 20-го ГИАП, 12 мая – сразу оба из заявленных «харрикейнов». Оба они были из 78-го ИАП. Также подтверждается сбитый 14 мая «МиГ-3» - правда, в виде «киттихока» 20-го ГИАП.

Июнь – последний месяц, когда мне известны заявки Карганико. Их всего 4, только одна точно подтверждается, это Р-40 из 20-го ГИАП 1-го числа. Кстати, как и почти год назад, заявленный в тот же день И-16 совершенно четко никак не подтвержден! Что-то не так было у Карганико с «ишачками». Остальные 2 победы вновь довольно шатки. 2 июня «харрикейн» - одна из 10 заявок, а сбитых было 6. Еще хуже 22 июня: неизвестен даже тип сбитого (просто истребитель). На 12 немецких заявок – 4 наших потери. На тот момент Карганико уже стал гауптманном и командиром II./JG 5. По этой, видимо, причине, он стал намного реже летать и заявлять победы, а кроме того, его чуть ли не подряд два раза сбивают и он едва выбирается. Может, это как-то повлияло на его боевой задор, может быть должность. Факт, что ни одной больше победы в 1942 г. у него неизвестно. Правда, есть нюанс – у меня число побед остановилось на 49, а Прин пишет, что должно быть 52. 3 штуки где-то пропали, вычислить нереально. 

Из 22 побед, известных за год, однозначно подтверждается только 6. Две – точно не подтверждаются. Остальные 14 – кто его знает, может да, а может нет, причем вероятности практически всегда меньше 1/2. И хотя вроде как в максимуме это 20 из 22, очень неплохо, но есть сильные сомнения, что хотя бы половина на самом деле может быть засчитана Карганико. Итого, против нас он имеет 41 известную мне победу, 18 точно сбиты им, а еще 19 – мог сбить, а мог и не сбить. И если на 5 вероятных побед в 1941 г. шансы для пары достаточно сильны, в 1942 г. почти на все 14 они наоборот, низкие. Поэтому, 18-37 из 41, хотя и выглядит неплохо, вряд ли достижимы в своем максимуме. Рассчитывая вероятности, можно прийти к таким результатам: 2 победы из 5 – в 1941 г., 5 побед из 14 – в 1942 г.

Однако даже в таком случае, получается общий результат 25 из 41, что больше чем 1 к 2.

Осталось только упомянуть, что на Севере Карганико успел заявить еще только одну победу – 21 апреля 1943 г. «харрикейн» на кандалакшском направлении. На 5 заявок в тот день было сбито 4 машины из 152-го ИАП, так что вполне возможно, что 53-я победа у Карганико подтверждается. На общий баланс это влияет мало. В конце 1943 г. Карагнико  навсегда покинул Заполярье, сначала отправившись под Ленинград со своей группой, а затем на западный фронт – там он стал командиром I./JG 5. Вроде как окончательный счет достиг 60 при примерно 600 боевых вылетах. Как минимум 4 победы против нас, потом уже «москито» в мае 1944 г. 27 мая Карганико был сбит и погиб.

Оставить комментарий

Предыдущие записи блогера :
Архив записей в блогах:
Итак, ровно в 20.00 закрылось голосование конкурса эротической литературы "Клубничка в личку". Огромное спасибо ВСЕМ, кто участвовал, поддерживал и голосовал. Кроме увлекательного чтива, я сделала очень приятное открытие: среди моих ...
Найти бы время и добавить еще разного про этот завод :) душевно ...
В конце XIX века в Европу стали ввозить кимоно вагонами. Все японское было было модным, под Японию подделывались, стиль этот назывался " жапониз " ("японщина" по-французски). Взглянем на один аспект этой истории: художники радостно бросились писать картины с женщинами, наряженными в ...
Вечер ответов maxdianov Q: Разведка и контрразведка A: В Семилетнюю войну отсутствовали отдельные органы разведки либо персонажи, только оной занимающиеся по своим должностным инструкциям. Это облегчает иногда вопрос, иногда осложняет. Разведкой и контразведкой ...
Теперь аналог принадлежащего Microsoft сервиса GitHub — хранилища открытого кода. Это необходимо на случай отключения России от GitHub и других подобных мировых репозиториев из-за санкций. Подобный сервис вряд ли будет пользоваться популярностью, но может быть полезен, если наполнять его ...