Ars militaris - 54

Смерть Гастона де Фуа спутала карты всем. Папа Юлиус II, получив известие о поражении у Равенны, приуготовился смываться из Рима, но получил письмо от одного из прелатов, содержавшегося во французском плену (отвратительно поставленная работа контрразведки) — новый командующий Ля Палис взял Равенну, перебив там еще больше народу, чем в Брешии, но после этого ушел в Болонью и изо всех сил ничего там не делал. Понтифик воодушевился и 2 мая 1512 года созвал Латеранский собор, на котором обозвал всех заседавших в Милане (см. предыдущую серию) еретиками и земляными червяками. А также провозгласил присоединение ко Священной лиге кайзера Максимилиана II, который тут же послал в Рим швейцаров, а также повелел своим подданным (швейцарам и ландскнехтам) оставить французскую службу. Оставшийся практически без никого Ля Палис бесплодно вопиял в Париж, требуя подкреплениев.


Жак де Ля Палис, маршал де Шабанн, и Массимилиано Сфорца
От французов отложилась Генуя, папайцы оккупировали Парму и Пьяченцу, в Милан вернулся и стал герцогом Массимилиано Сфорца, сын Лодовико Моро, швейцары у Вероны соединились с венециянами. Ля Палису пришлось срочно уносить ноги с останками армии во Францию. А союзники по лиге тут же начали делить добычу — кайзер настаивал на Вероне, Виченце, Падуе, Тревизо, Брешии и Кремоне. Венетияне сказали «да ты окуел!» и пошли в тотальное отрицание. Тогда Юлиус II пригрозил им возрождением Камбрейской лиги, но Серениссима нанесла «удар в псину на опережение» — подписала союзный договор с французами. А англичане во главе с Томасом Греем, маркизом Дорсетом, попытались напасть… на Аквитанию (адиёты — куёв ли не Бретань, где все еще ненавидели иностранных оккупантов?), где испанцы не привезли им, как обещали, мясов, а от местных чесноков, вин и фруктов у них случилось «закипание крови», и 1 800 человек померли (видимо, кипели всё-таки кишечники...), а остальные заставили увезти себя обратно. Зато 12 августа 1512 года у мыса Сен-Матьё англичане под командой Эдварда Хаварда (25 варшипов) побили французов под командой Рене де Клермона (22 варшипа) — по кораблю утопло, один французский и два английский были повреждены, но бритишей погибло 400, а лагушатнегов 1 230.
21 февраля 1513 года «закатился второй Кайсар, погасло солнце империи» — умер Юлиус II. На радостях Франция и Венеция подписали 13 марта в Була союзный договор. В союз позвали и нового папу Лео Х (Джованни де Медичи), но он отказался, потому что не хотел отдавать Парму и Пьяченцу, и остался в союзе с кайзером Максимилианом I. Весной 1513 года французы и венетияне вторглись в Ломбардию, герцогу Массимилиано остались верны только Новара и Комо (впрочем, Новара была вторым по величине городом герцогства после Милана). Объединенная армия уже знакомого нам по прошлым итальянским войнам герцога де Ля Тремуя (20 000 пехоты и 1 200 кавалерии) обложила Новару и уже практически взяла, но рано утром 6 июня подоспевшие швейцары во главе со Сфорцей (10 000 или 13 000) напали вражин и перерезали примерно 5 000 или даже 10 000 человек. Французы бежали во Францию, венетияне — за реку Адидже.


Лео Х и Пьер де Байяр
Д’Альвиано, возглавивший венетиянскую армию, хотел там обороняться от швейцаров, но армия Священной лиги во главе с Кардоной пошла на Венецию, пожгла побережье и даже пыталась пулять в город из пушек (спойлер — недострелили, тогдашние ядры на километры не летали). Пришлось идти спасать «отечество опасносте», но попытки навалять отступавшим папайцам привели к очередному профуку 7 октября 1513 года у Ла-Мотты. Тем временем в июне 1513 года английский медвед разбушевался и сел на жопу — в Кале высадился король Хенри VIII Тюдор и осадил городишко Теруан, который захватил и сровнял с землей, а жителей уволок в англичанство (их поселили в иных городишках). Попытка французов освободить осажденных привела к битве при Ангинегатте 16 августа 1513 года. Армия лиги в лице англичанинов и немцОв во главе с самим кайзером Максимилианом числом 30 000 морд окопалась и приняла на грудь нападение 7 000 наглых лягушатнегов и утащенных из Италии страдиотов во главе с Ля Палисом.

Торжественная встреча Хенри VIII и Максимилиана I (кликабельна)
Французы хотели напасть внезапно, но английские «пограничники» (с шотландского «бордера»), стоявшие на посту, их спалили. Хенри VIII с 10 000 или 12 000 наугличанов вышел навстречу, и армии встали смотреть друг на друга — Ля Палис ждал, пока страдиоты в обход не доскачут до города, и оттудова выйдут для удара по врагу сзади. Маршал слишком долго ждал — когда он отдал приказ отходить, король отдал приказ атаковать, ибо подошла пехота. Лягушатнегов поймали в самом процессе начала драпа, а доскакавшая имперская кавалерия надбавила с фланга. Полный апож и бегство, 3 000 убитых, раненых и пленных, врагу достались сам Ля Палис, а также Луи д’Орлеан, герцог де Лонгвиль, Шарль де Валуа, граф д’Алансон, Пьер Террай, сеньор де Баяр (под ником «Лыцарж Без Страха и Упрека»). Пообище получило прозвание «Битва шпор» — так яро шпорили коней убегавшие лягушатнеги и гнавшие их кайзеряне. 10 сентября союзники осадили Турне, который сопротивлялся до 23 сентября.

Хамиш IV Стюарт
На самих Британских островах тоже разворачивались епические события. Король Хамиш (Шемас, Джеймс) IV Стюарт сдунул пыль со старинного союза скоттов и галлов, отмобилизовал фирд (ну или что там пришло с усадеб лендлордов и горных башен) и 12 августа 1513 года вторгнулся в Англию. «Бордерсмены» (пограничники, считалось, что они кагбэ стерегут границу, а не просто воруют за нею скотину) оценили вторганцев в «от 25 000 до 35 000 человеко-единиц» (пиши больше, чего скоттов жалеть…). Супротив них выступил фирд северных графств (ну, или чего там…) под командою лорда-казначея (главы правительства) Томаса Хаварда, графа Суррея, числом в 25 000 мордорыл (пиши меньше, убитым жалованьев давать не надо…). 9 сентября 1513 года случилось промеж них пообище при Флоддене. Зарулила всех снова артиллерия — более продвинутые орудия наугличаненов перебили громоздкие пушки скоттишей, так что им пришлось бросить выгодный оборонительный холм и пойти в зерг-раш. Безответственный Хамиш IV побежал геройствовать в первом ряду, получил в урыло и погиб. Полный погром — 10 000 скоттишей побито, в том числе, кроме короля, его сын Аласдер (Александер) и дофигилион всякой знати. Англы потеряли «от 1 000 до 4000 челов».
|
</> |