Ars militaris - 38
qebedo — 29.07.2023
Как завалить коняИтак, шли века, но тактического противоядия супротив болвана в доспехах на коне с копьем в Европе никак найти не могли. Засады, укрепления, военные хитрости и прочие ухищрения таяли, как туман, едва рати выходили во чисто поле, где толстозадые рыцари на своих толстожопых битюгах выносили любую пехоту на раз-два. Лук, какой бы длины он ни был, противоядием не стал, ибо: 1) толщина и качество доспехов давали хоть какие-то шансы попасть лишь при стрельбе практически в упор; 2) подготовка умелого лучника растягивалась на многие годы — фактически в любой европейской армии стрелками были люди, всю жизнь промышлявшие охотой в лесах (типа англичан или валлийцев). Арбалет был смертоноснее и вполне мог «просякивать» рыцарский доспех, почто и был многократно раз запрещаем папами Римскими как «антихристьянское» оружие, которое можно юзать только супротив йазычнегов паганских. Но он был дорог, сложен в изготовлении и очень медленен — в случае мчащегося в атаку рыцаря у арбалетчика был фактически всего один выстрел. Ну а «просто качественной пехоты», которая могла бы «стойко стоять» и отбрыкиваться от рыцарей копьями, «в средние веки» тупо не было — ничего серьезнее малодисциплинированного ополчения пейзан или бюргеров, которые иногда демонстрировали тактику «обоссался и стой!», а иногда и не демонстрировали, у полководцев той эпохи под рукою не было.

Лагерь хуситов (вельми кликабельно)
В 1419—1436 году жителям одной из не самых передовых и развитых стран Восточной Европы показалось, что они смогли найти рецепт. В Чехии (она же Богемия) процвели первые в мире протестанты — хуситы (именно такЪ, ибо Ян Хус, да и по мировоззрению были очень похожи на оных дремучих религиозных фанатиков). Они чувствовали себя «богом избранными», так что с дисциплиною и мотивацией не разбегаться, когда на них скОчут «блудники бабилонския», у них было в порядке — Г-дь Б-г оборонит своих «избранных во Израиле» и не попустит им пропасть в гиене геене огненной. Но поскольку с вооружением и профессионализмом у бюргеров и крестьян-кулаков (именно из них вербовались хуситы) было по сравнению с дворянскими рыцарями таки туговасто, пришлось придумывать свою вундервафлю — вагенбург. Построенные сперва «тупо в круг», а затем и в более сложные геометрические фигуры («эль классико» — большой внешний прямогульник и маленький внутренний) телеги, соединенные цепями, давали неслабую защиту супротив кавалерии даже во чистом поле.
Каждая телега была набита арбалетчиками, копейщиками и даже бомбардирами (юзавшими только что появившиеся бомбарды), которые кромсали остановившихся (а вариантов нет — конЕм стенку не прошибешь) возле телег рыцарей. Когда обескураженные бесполезностью атаки всадники впадали в ничтожество, из-за телег выбегали хуситы, которые показывали им мать св. Космаса Прагенсиса. А в походе телеги превращались в обоз обыкновенный, позволяя армиям хуситов совершать длинные грабительски-геноцидные рейды в соседние страны, которые и создали им репутацию «говна Г-днего», «детей сотоны» и «аццких выбеганцев». Два десятка лет терроризировали оне Центральную и Восточную Европы, отбияя не один «крестовый поход», пока не сгинули согласно закону гибели каждого треста им. Энди Таккера — религиозные фракции разосралися и предали друг друга, после чего все хуситы стали легкой добычей кайзеровских войск. А их «хау-ноу» отчего-то прижилось… только в Московском царстве, где «ездящие крепости» под именем «гуляй-город» долго и с успехом применяли в войнах с кочевниками.

Пообище при Моргартене (кликабельно)
Ибо телеги с самого начала были не особо причем — важнее была мотивация хуситов стоять насмерть и не разбегаться. Требовались стойкие, без особого воображения, но упертые и несгибаемые люди, которые бы не забоялись хреначить «дрекопьем» скОчущих на них рыцарей… Перенесемся в их поисках на сто лет назад, ибо таковые нашлись в самой жопе самого дикого, неразвитого и застрявшего едва ли не в первобытности места Германии — Швейцарии. Это был весьма бедный горный край, владение которым не приносило особых профитов — оттого тут и не развилось «по-человечески» крепостное право, а общины аборигенов подчинялись не графам или прочим феодалам, а напрямую кайзеру. Нищета же культивировала в жителях кантона (край, местность, угол) Швиц, а также в их соседях, обитавших в кантонах Ури и Унтервальден, безразличие к смерти и склонность наниматься на службу тому, кто больше даст — уже в 1289 году швицяне сопровождали кайзера Рудольфа I фон Хабсбурга в его походе в Бургундию. Когда же Рудольф помре (в 1291 году), Ури, Швиц и Унтервальден заключили «вечный союз» для борьбы против любого, кто попытается «взлОжить» на них «крепостное ярмо».
Ибо именно Хабсбурги считались местными графами. И пока они «не трогали» особо горцев, проблем меж ними не было. А после смерти племянника Рудольфа, кайзера Альбрехта I фон Хабсбурга, «кантонисты» добились от нового кайзера Хайнриха VII фон Люксембурга грамоты, освобождавшей их от власти графов. Ах вы ж бляццкие пейзане, вскричал герцог Австрии Леопольд I фон Хабсбург и… дождался, когда в 1314 году его дядю Фридриха III Красивого выберут «антикайзером» (против Людвига IV Баварского). «Швийцаре» предсказуемо встали на противную сторону и в 1315 году разграбили давно ненавистный им пограничный монастырь Айнзидельн (он «отсасывал товарные потоки» и пытался отнять спорные земли). Тогдамест Леопольд собрал 2 000 — 3 000 морд рыцарского ополчения и выступил в поход на Швиц. Швийцаряне и урияне собрали 3 000 — 4 000 вооруженных пейзан (на Унтервальден напало иное полчище острияйцев, и он не мог подать помощь) во главе с неким Вернером Штауффахером и заслонили путь оккупантам в узком проходе промеж озера Егери и горы Моргартен. 15 ноября 1315 года тут случилось пообище.

На самом деле Штауффахер устроил засаду обыкновенную — когдамест воины Леопольда столпились на узкой дороге промеж озера и горы, пытаясь сколупнуть небольшой авангард пейзан, сверху на них скинули камни, а потом диких швийцарян с уриянами, которые махали «недавно придуманными» алебардами (девайс, соединявший топор и копье, которым можно было и пырять, и можжить). Не имевшие возможности ни атаковать, ни вообще как-то эффективно драться с коней, стоя на месте, против нОбигавшей пехоты, рыцари весьма предсказуемо кинулись бежать. Грозных всадников обратили в бегство пейзане… Впрочем, эта «подлая засада» покамест мало чем отличалось от побед при Котрейке или Стирлинге, и содружеству злобных горцев еще предстояло развиваться в сторону последующего величия и грозноты.
|
|
</> |
Современные комплексные IT решения для бизнеса: автоматизация и развитие
Видео Полины Лурье в реальной жизни
Враги!..
Это нам за то
Осмёркин Александр Александрович ( 1892 - 1953)
Сколько освободила Россия в Нагорных Карабахах
ЛОШАДЬ ВЕЗЁТ? ЛОШАДИ ВЕЗЁТ!
Темная сторона Китая или чего боятся китайцы
Здоровое сексуальное развитие мальчика. Что это такое? И каков итог этого?

