Армагеддон, ч.12

Каждый раз, когда Агнец снимает одну из печатей, на землю обрушивается новая катастрофа. Сначала являются знаменитые «четыре всадника Апокалипсиса» (6:1-8). Первый (возможно, он символизирует вторжение чужеземных варваров) появляется на белом коне и вооружен луком, с помощью которого он призван победить. Следующий скачет на рыжем коне и заставляет людей убивать друг друга, то есть провоцирует кровавую междоусобицу. Затем возникает некто на вороном коне, который создает нехватку продовольствия и вызывает массовый голод. Наконец, последний из них появляется верхом на бледном коне и является самой Смертью, а за ним следует ад, и ему дана власть уничтожить целую четверть населения земного шара. Масштабы насилия должны заставить нас задуматься: если бы завтра явился лишь этот всадник, он один убил бы почти два миллиарда человек. Во времена Иоанна цифры были бы совсем другими, но пропорции те же. Эти люди были бы внезапно умерщвлены как повелел Бог и организовал Агнец.
Пятая печать даёт увидеть души христиан, убитых за свою веру. Они умоляют Бога отомстить их гонителям, и в ответ им сказано потерпеть ещё немного.
Затем следует самая ужасная печать — шестая. Когда Агнец срывает её, начинается вселенский хаос: после мощного землетрясения солнце темнеет, а луна становится красной как кровь, с неба падают звезды, само небо сворачивается в трубочку, и вы, конечно, решили, что наступил конец света, правильно? Нет, неправильно. Это всего лишь шестая глава из двадцати двух.
Но что ещё можно разрушать в течение оставшихся глав? Фактически со времен Викторина Петавского, жившего около 280 года н.э., — самого первого толкователя Откровения, — на протяжении многих столетий внимательные комментаторы Апокалипсиса понимали, что его нельзя воспринимать как простое хронологическое описание грядущих событий. Многочисленные описания войн, стихийных бедствий, кровопролития и грядущей смерти не отражают реальную последовательность событий, а лишь повторяются в различных формах, чтобы подчеркнуть главную мысль: в конце настанет кромешный ад, пока Бог не сокрушит его, а с ним и всех своих врагов.
Перед седьмой печатью берётся пауза на целую главу, в течение которой отделенные от остального человечества последователи Бога разделяются на две основные группы. Во-первых, это 144 000 евреев — по двенадцать тысяч от каждого из двенадцати колен Израилевых, которые «запечатлены» «печатью Бога живого» (7:1-8). Поскольку эти евреи отмечены его личной печатью, они будут спасены во исполнение данного им обетования, объявившего еврейский народ избранным. Хотя, может, и не весь, но 144 000 точно.
Вторая группа представляет собой бесчисленное множество представителей прочих национальностей, племён, народов и языков, то есть неевреев (7:13-17). Они уже на небесах и поклоняются престолу Божьему. Эти люди определены как те, кто «омыл одежды свои… Кровию Агнца» (7:14). Кто они — христианские мученики? С исторической точки зрения трудно представить, чтобы христианский автор уже в 95 году мог говорить о бесчисленных тысячах христианских мучеников, но религиозные лидеры часто преувеличивают ситуацию, когда испытывают чьё-то противодействие. В этом легко убедиться, проследив за христианским преданием первых нескольких столетий. Другая альтернатива заключается в том, что эти люди спасены благодаря тому, что свою кровь пролил Агнец, а не потому, что они пролили свою. Они подверглись гонениям («великому испытанию»), но были спасены благодаря искупительной жертве Христа.
Когда Христос снимает седьмую печать, это не приводит к катастрофе (8:1). Вместо этого на небесах на полчаса воцаряется тишина; затем нас знакомят с семью ангелами, у каждого из которых есть труба. Иоанн построил свое повествование о сменяющих друг друга катастрофах таким образом, что бедствия за семью печатями завершаются бедствиями, вызванными звуками семи ангельских труб, а после них наступают бедствия от излитых ангелами на землю семи чаш Божьего гнева. Таким образом, мы имеем три последовательности: семь печатей, семь труб, семь чаш гнева. Число семь в Библии сакрально; для христианской традиции также имеет огромное значение число три. Здесь у нас три цикла по семь катастроф в каждом. Весь тройной цикл занимает одиннадцать глав (6-16), в которых есть несколько вставок с описаниями других главных событий, в том числе двух особо важных.
О первом из них говорится в тринадцатой главе — это появление «зверя морского», заклятого врага Божия (13:1). Ужасающего вида морское чудовище выходит на берег и получает от сатаны полную власть на земле. Читатели часто называют это существо Антихристом, хотя в Откровении нет такого слова. Тем не менее, оно, безусловно, оправданно. Это противоположность Христа — злой и всевластный правитель рода человеческого, яростно выступающий против последователей Христа. Его число — 666. За морским зверем следует другой, выходящий из земли и в другой главе именуемый «лжепророком» (16:13). Чтобы убедить жителей земли поклоняться первому зверю, он совершает великие чудеса. Те, кого чудеса убедили (а это все, кроме последователей Иисуса), должны получить «начертание» на своей правой руке или лбу. Без этого «начертания зверя» никто не сможет ничего купить или продать (13:17). Другими словами, морской зверь обладает всецелой монополией на экономику земли. Мы более подробно разглядим этих животных в одной из следующих глав.
Вторая вставка говорит о страшном кровопролитии, вызванном не печатью, трубой или чашей гнева, а «подобным Сыну Человеческому» (т.е. Христом) и сопровождающим его ангелом. Поистине ужасны образы, используемые для описания этой резни. Оба небесных жнеца при помощи серпов собрали с земли урожай: они истребили своих врагов, которые здесь уподоблены винограду для «давильни гнева Божьего». В давильне грозди этого винограда растоптаны, и хлынувшая через края кровь на триста вёрст вокруг поднялась до конских уздечек (14:14-20).
После этих вставок мы возвращаемся к третьему циклу из семи бедствий. Каждый из семи ангелов поочерёдно изливает чашу Божьего гнева (16:1-21), тем самым прекращая ниспосланные страдания, резню и боль... на какое-то время. Наступает настоящая кульминация: с шестой чашей гнева демонские силы собирают воедино царей всего мира, чтобы сразиться со Христом. Они приходят на место, называемое Армагеддон, что в переводе с еврейского означает «гора Мегиддо». Мегиддо был городом в центральной части Израиля; согласно Ветхому Завету в его окрестностях произошёл ряд важных сражений (см. Суд 5:19; 2 Цар 23:29-30). Здесь, в сердце Израиля, и состоится Последняя битва.
|
</> |