Армагеддон, ч.10

Большинство читателей находят письма, написанные семи церквям во второй и третьей главах, довольно скучным началом Апокалипсиса. Какой интерес читать чужую почту? Дайте экшн!
Но эти письма необычайно важны. Иоанну было велено отписаться семи конкретным церквам по итогам полученного им откровения, и по письмам видно, почему членам тех церквей следовало к ним прислушаться. В них указывается целый ряд обстоятельств, в большинстве своём весьма непростых, с которыми церквам пришлось столкнуться, и постоянным рефреном в письмах и в других местах книги звучит мысль, что последователи Иисуса должны победить то, что разрушает их веру: лжеучения, гонения, самодовольство и решительно всё, что отвлекает их от истинного и преданного служения Христу.
В течение очень долгого времени библеисты придерживались точки зрения, что главной проблемой этих церкви были гонения со стороны римских властей. С древних времен многие верили, что тогдашний император Домициан (правил в 81-96 гг. н.э.) приказал устроить масштабные гонения на христиан, которые намного превзошли зверства, учинённые тридцатью годами ранее его предшественником Нероном (в 64 г. н.э.). Однако сегодня учёные пришли к осознанию, что нет никаких реальных свидетельств того, что Домициану было какое-то дело до христиан. Не исключено, конечно, что Иоанн считал римские власти враждебными и в самом деле полагал, что они убивают христиан направо и налево; и мы увидим, как он говорит об этом на всём протяжении повествования. Но реальность, по всей видимости, была совершенно иной. Возможно, по всей империи действительно имелись отдельные случаи противостояния местных властей с христианами, но не было такого противостояния, которое бы носило повсеместный характер и было санкционировано верховной властью.
С чего бы тогда Иоанну утверждать противоположное? На протяжении всей истории вплоть до нынешнего дня были и есть религиозные группы, которые утверждают и верят в это сами, будто на них давили гораздо серьёзнее, чем это имело место в действительности. Возможно, Иоанн и его общины были такими же. Некоторые учёные считают, что они воспринимали себя гонимыми либо потому, что чувствовали свою изолированность и отчуждённость, либо потому, что делали из мухи слона, поскольку им нравилось сознавать себя преследуемым меньшинством. Это укрепляло в них верность делу, внутренние связи и уверенность в своей правоте.
Тем не менее, важно отметить, что в обращении Иоанна к тем церквам преследование является лишь одной из названных проблем. Автора гораздо больше беспокоят ложные учения и охладевший пыл его последователей. Чтобы взбодрить тех, кто слишком рано расслабился, он приводит слова Христа: равнодушных к своей вере он «извергнет» из уст своих (3:16).
Иоанн действительно упоминает о некоего рода гонениях, устроенных против двух церквей, но в первом случае речь идет лишь о словесном поношении со стороны евреев местной синагоги («сборища сатаны»), а не о каком-либо физическом насилии со стороны римских властей (2:9). Во втором случае действительно говорится о преследовании церкви язычниками, которое привело к смерти за веру одного члена общины (2:13), но без подробностей. В любом случае, Иоанн не говорит, что в этом были замешаны какие-то римские чиновники, и гонения, по-видимому, в целом не выглядят для него самой насущной проблемой.
Одна из самых занимательных особенностей второй и третьей главы заключается в том, что Иоанн не сочиняет послания, он просто выполняет функции секретаря, записывая их под диктовку самого Христа. Это единственное место во всем Новом Завете, где говорится, что Христос что-то «написал». Его слова показывают, что он недоволен своими последователями. Позже мы не раз увидим, что он крайне недоволен вообще подавляющим большинством человечества, которое не являются его последователями — их всех ожидает ужасная смерть. Но и под многими из его последователей тоже горит земля (или, скорее, разверзается огненная пучина). При чтении посланий невозможно пройти мимо крайней энергичности используемых Христом выражений. Он не выказывает снисхождения к недостаточно добродетельным или богословски некомпетентным христианам. Не менее, чем язычников и иудеев, он «ненавидит» тех из них, кто угождает чужакам, принимает их ложные учения, недостаточно ревностно исполняет свои обязательства и вообще сбит сатаной с пути истинного (2:6). Если таковые не покаются и не изменят свой образ жизни, Христос осудит их так же сурово, как и всё остальное заблудшее человечество.
Все семь посланий придерживаются одной и той же схемы:
• Первым делом Христос обозначает себя посредством одного из образов, используемых в других местах книги; например, говорит, что он — тот, кто держит семь звёзд и ходит между семью светильниками, или что он — первый и последний, что он тот, кто был мёртв, а теперь жив.
• Затем он оценивает хорошую и плохую стороны сложившейся в церкви ситуации. В большинстве случаев он сосредотачивается на плохой.
• Он угрожает церковной общине, что жёстко отреагирует, если они не встанут на путь исправления.
• И он обещает своё благоволение тем, кто снова обратится к нему.
Среди проблем, с которыми сталкиваются эти церкви, особенно выделяется «лжеучение». Здесь надо отметить, что лжеучители — это не посторонние люди, пытающиеся сбить христиан с пути истинного, а их церковные лидеры. Иоанн особо критикует «лжеучение», которое позволяет последователям Иисуса есть пищу, приносимую в жертву языческим идолам, и заниматься блудом (2:14,20). В раннехристианском мышлении эти проблемы часто были взаимосвязаны: считалось, что поклонение идолам тесно связано с сексуальной распущенностью, очевидно, исходя из предположения, что только развратники, изменяющие своим партнёрам, способны изменять и своему Богу (см. Рим 1:18-32). Однако почти наверняка члены церкви, подвергшиеся нападкам, не исповедовали активно язычество. Более вероятно, что они оказались в ситуации, схожей с описанной Павлом несколькими годами ранее (1Кор 8,10), где он рассуждал, позволительно ли христианам есть мясо, принесённое в жертву языческим богам. То, насколько по-разному реагируют на эту проблему Павел и Иоанн, наглядно показывает различие их позиций.
В обоих случаях не совсем понятно, почему христиане ели мясо, принесённое в жертву языческим богам. Может, такое мясо продавалось со скидкой, а может, другого мяса и не было, если местными мясниками оказывались языческие жрецы. В любом случае, Павел пишет, что христиане, которые считали допустимым есть такое мясо, поступали так из соображений, что языческих богов на самом деле не существует, существуют только деревянные или каменные истуканы. А раз таких богов не существует, то и принесённые жертвы им не достаются, так что употребление мяса не означает поклонения им. Но другие жители Коринфа — возможно, менее образованные и более суеверные — были убеждены, что языческие боги действительно существуют — только они не настоящие боги, а демоны. Таким образом, употребление в пищу мяса означало бы участие в демоническом ритуале, чего следовало избегать любой ценой.
Павел считал, что от жертвенного мяса лучше просто воздерживаться, но Иоанн куда более категоричен: он считает употребление его в пищу прямым оскорблением Христа. В письме к Фиатирской церкви Христос нападает на женщину-пророчицу, которую он называет Иезавелью, намекая на печально известную царицу Израиля, которая сбила народ Божий с пути истинного (3 Цар 16:31; 4 Цар 9:22). Эта Иезавель, как здесь сказано, будучи церковным лидером, «вводила в заблуждение рабов Моих, и учила их любодействовать и есть идоложертвенное» (2:20). То есть она придерживается мнения о жертвенном мясе, которое отчасти бытовало среди видных учеников Павла в Коринфе: Павел им только советует воздерживаться от практики его употребления, но не осуждает её категорически. А в Откровении Христос говорит, что он уже давал Иезавели шанс покаяться, то есть отказаться от мяса язычников, но она не захотела. И он произносит над ней приговор:
Вот, Я повергаю ее на одр и любодействующих с нею в великую скорбь, если не покаются в делах своих. И детей ее поражу смертью (2:22-23).
Этот стих в воскресной школе мы не заучивали. Некоторые переводят «одр» как «одр болезни», т.е. больничное ложе (иными словами, Христос насылает на неё болезнь), но это означает добавить в стих то, чего там нет. Это просто греческое слово, обозначающее «постель», и Христос укладывает в неё Иезавель с другими людьми, с которыми она занимается незаконным сексом. Картина так себе, но лиха беда начало. Её партнёры будут сильно страдать (мы не знаем, как именно и связано ли это с сексом), но что самое поразительное, Христос убьёт её детей.
Данный отрывок, безусловно, символичен, хотя его символизм не из приятных. Следует напомнить, что здесь говорится о некой важной пророчице в христианской общине. По всей видимости, Иоанн называет её Иезавелью, считая женским воплощением зла, вводящим других в какой-то гротескный грех. Те, кто ложится с ней в постель, разделяют её вопиющую безнравственность (они едят мясо, приносившееся в жертву идолу). Конечно, её дети — это духовные чада, которые поступают так же, как она. И Христос убьёт их. Да, скорее всего это означает, что они будут осуждены на грядущем суде, но Иоанн может иметь в виду и буквальную угрозу их жизни. У нас же много примеров того, как Бог убивает тех, кто ему не понравился, и не только в Ветхом (напр. Числ 16:1-35), но и в Новом Завете (Деян 5:1-11 и 1Кор 11:27-30). Интересно, что последний случай также связан с недолжным отношением к приёму пищи на вечере Господней.
Короче говоря, послания во второй и третьей главах определяют контекст всего Апокалипсиса, а Христос определяет всё. Он считает евреев последователями сатаны и врагами рода христианского. Христиане должны избегать связей с язычеством. Те, кто слаб в вере, рискуют лишиться спасения. Христос ненавидит христиан, уклонившихся в лжеучения, так сильно, что угрожает им безжалостным судом. Но те, кто предан и послушен, в ком живёт горячая вера — тот в итоге победит и получит щедрую награду. Здесь проводится чёткая граница между «нами» — верными христианами, и «ними» — как нехристианами, так и христианами. И у «них» большие неприятности.
|
</> |