Армагеддон, ч.11

Тронный зал Бога и Агнца (Откр 4,5)
В четвёртой главе начинается настоящий экшн, или, по крайней мере, вот-вот начнётся. Действие открывается с поражающего воображение эпизода. Как только пророк заканчивает писать свои письма, он смотрит и видит на небе открытую дверь, а голос велит ему подняться. Иоанн снова «в духе», он прибывает на небеса, где его ожидает величественная и ужасающая сцена. Он оказывается в тронном зале самого Бога (4:1-6). Восседающий на своем троне Бог предстает в виде драгоценных камней ярких цветов, а его трон окружен радугой, извергающей гром и молнии (аналогичное видение см. Иез 1:22-28). Вокруг престола четыре живых существа с глазами по всему телу; за исключением глаз они похожи на льва, быка, человека и орла (4:6-8). По-видимому, они представляют четыре зоологические категории: дикое животное, домашнее животное, человек и птица (см. Иез 1:4-14). Это важно, потому что описанные существа проводят каждую минуту дня и ночи поклоняясь тому, кто на престоле. Другими словами, они показывают, что весь мир живых существ был создан для того, чтобы вечно и непрестанно преклоняться перед своим создателем.
Ещё там есть двадцать четыре старца, сидящие на своих тронах вокруг престола Божьего (4:4, 9-11). Как я предположил ранее, они могут представлять двенадцать патриархов Израиля и двенадцать апостолов Иисуса. Они тоже пребывают в поклонении Богу «во веки веков», и (периодически?) полагают перед ним свои венцы, заявляя, что он один достоин всей славы, чести и силы. Таким образом, видение начинается с абсолютного Владычества Всемогущего Бога Творца, который правит на небесах, пребывая в ошеломляющем величии, и которому поклоняются те, кого он создал.
Несмотря на то, что внешнее описание Бога ограничено его сравнением с драгоценными камнями, у него, по-видимому, есть части тела. Пятая глава начинается с того, что в правой руке он держит свиток. Свиток, конечно же, был стандартной формой древней книги. Это послание «запечатано семью печатями» (5:1). В древнем мире официальное сообщение запечатывалось воском при помощи перстня с печатью отправителя. Восковая печать могла быть вскрыта только адресатом сообщения, или, при необходимости, кем-то, кто обладает равными или более высокими полномочиями. Это ключ к тому, что произойдет дальше.
Ангел во всеуслышание вопрошает, есть ли у кого-нибудь на небесах или на земле власть снять печати и посмотреть, что написано в книге. Никто не может этого сделать, и пророк начинает плакать (5:2-4). Один из двадцати четырех старейшин говорит Иоанну не плакать, потому что есть тот, кто обладает властью снимать печати, то есть властью, равной Божьей. Это «лев из колена Иудина, корень Давидов», тот, кто «победил» (5:5). Это, конечно, зашифрованный язык, но в данном случае расшифровать его нетрудно. Это мессианские термины из Ветхого Завета (Быт 49:9-10; Ис 11:1,10). Мессия должен был произойти из колена Иудина, быть патриархом, подобным льву, и быть потомком Давида. Львом, очевидно, будет Христос, который в первой главе уже подчеркивал, что он — тот, кто победил смерть (1:18).
Но поискав глазами льва, Иоанн видит вместо него «Агнца, стоящего как бы закланный» (5:6). В христианской традиции Иисус отождествляется с «Агнцем Божьим, который берет на себя грех мира” (Ин 1:29,36). Так лев или агнец? Это один из первых примеров намеренного смешения метафор в Откровении. Читателям не следует воспринимать эти образы слишком буквально и возражать, будто Иоанн не мог видеть льва, раз это был ягнёнок. Христос — это одновременно и свирепый лев, и закланный ягнёнок.
Многие комментаторы утверждают, что раз Иоанн вместо льва увидел агнца, то Христос побеждает не путём насилия, как лев, а пассивным непротивлением, как «закланный агнец». На этом основании они утверждают, что книга Откровения посвящена ненасильственному сопротивлению, ведущему к окончательному триумфу. Эта мысль наделяет читателя соответствующими чаяниями, но я её здесь не усматриваю по ряду причин, о которых речь пойдёт в VI главе.
Агнец берёт свиток из рук Бога, и прочие существа со старцами вокруг престола поклоняются ему как Богу, «во веки веков». Агнец достоин снять печати с таинственного свитка, и он берётся за дело. Свиток, по-видимому, содержит распоряжения Бога относительно судьбы планеты Земля. Тут-то бедствия и начинаются.
|
</> |