Арлекин со скрещенными руками на марках Пабло Пикассо

КНДР, 1982. блок, посвященный «100 летию со дня рождения Пабло Пикассо». Скотт 2145-51 (А1068)


«Арлекин со скрещенными руками (Хасинто Сальвадо)» , 1923, Музей Людвига в Кёльне. Холст, масло.
Арлекин, популярный герой итальянской комедии дель-арте, был одним из самых главных героев в искусстве Пикассо. Его образ встречается в разные периоды творчества художника, и со сменой периодов изменялся и Арлекин.
Моделью этого Арлекина стал друг художника, которого он нарисовал в этом образе четыре раза (все в 1923 г.). Этот портрет создан в самый апогей периода классицизма, но здесь отчетливо проступает геометризм и условность кубистических композиций предшествующего периода творчества Пикассо.
Четкая выразительная линия, красочные отголоски ритма ромба, как напоминание костюма Арлекина, который, возможно, говорит об артистичности натуры изображенного.

Статичность позы, сосредоточенность, задумчивость, внутренняя собранность характерны для многих героев Пикассо. Комический и веселый Арлекин изображен уже вне своего образа. Его взгляд и черты лица выдают небольшую грусть и усталость. Зритель видит в нем человека, который ничем не отличается от любого из нас, который просто живет, а не продолжает разыгрывать очередной фарс.
Во многих образах Арлекина Пикассо отражал самого себя — Творца, Художника. А портреты одинокого Арлекина помогают заглянуть в душу героя. Арлекин напоминает нам о театральных подмостках и бродячих актерах, о цирке, позволяя Пикассо говорить об искусстве, о творческой личности в широком смысле. Образ Арлекина позволяет нам понять творчество художника в целом. Метод Пикассо — «творческая арлекинада», смена масок, бесконечное преображение его творческой манеры.
Мой Арлекин чуть-чуть мудрец,
Так мало говорит,
Мой Арлекин чуть-чуть хитрец,
Хотя простак на вид.
Мой Арлекин хитрец, простак,
Привык к любым вещам,
Он что-то ищет в небесах
И плачет по ночам.
И. Бродский «Шествие». 1961