
Архетипичный стиль "Чародеев"

На днях мне на экран неожиданно попали «Чародеи». Фильму больше тридцати лет, так что костюмы, естествено, устаревшие, но… все ещё «говорящие».
И хотя художники тогда понятия не имели о таких штуках, как архетипы, образы главных героев [как и положено сказке] тем не менее, архетипичные. Анализировать их интересно и сегодня. Так что поехали!

Самый простой и понятный (и с точки зрения стиля) персонаж — конечно Иван(ушка). Романтичный молодой человек и архетипичный «Невинный».


Внешность молодого Абдулова мягкая и фактурная: черты лица крупные и округлые, волосы мягкие и даже фамилия у героя «мягкая» — Пухов. Все складывается в образ романтического героя.
Иван не чародей, а «простой советский человек» (т.е. ещё и архетипичный «Славного малого»). Так что одевали соответственно: серое пальто (не совсем по размеру — рукава явно коротковаты) и простой шарф, шапка-ушанка (кстати, из гардероба самого художника В.Соковнина).

Иван — сугубо положительный персонаж, поэтому его основной цвет — светлый, белый. В молочной водолазке он проводит почти весь фильм, под конец меняя её на костюм-тройку белого цвета.

Бытует мнение, что знаменитый белый костюм вдохновлен образом Джона Траволты в «Лихорадке в субботу вечером».

Однако со слов самого Соковнина (главного художника по костюмам), тогда он и понятия не имел, кто такой Джон Траволта. Белый костюм Ивана должен сочетаться с белым же платьем главной героини — потому что оба они молодые, светлые и положительные персонажи.

Однако Алена(ушка), главная героиня, далеко не так просто и наивна. И по сюжету её предстоит быть не только «пушистой и мягкой», но и настоящей ведьмой. Поэтому и актриса нужна была не милая и нежная, а именно со «стервозиной».

Имидж Аленушки тоже переживает революцию. Вначале мы видим её светлую сторону: с длинной [сказочной] косой, в белой шубке и светлом и мягком джемпере.

Художник по костюмам рассказывал, что на этом этапе нужно было подчеркнуть, что Алена — не модница (а все так же «просткая советская девушка», aka "Славный малый"). Поэтому не носит сложных причесок, а по улицам ходит в валенках.
Зато с момента превращения в ведьму, как и положено
интерес героини к моде и своему внешнеми виду существенно
поднимается.
Из нежной и милой (пересечение архетипичной «Невинной» и «Славного малого») Алена превращается в карьеристку, которая использует женский шарм для достижения целей. Меняется прическа, исчезает коса, макияж становится ярче и тяжелее прежнего.

А вот наряды меняются не кардинально, но в них появляется тот элемент, который подчеркивает, что героине важно, как она выглядит и какое впечатление прозиводит. Например, валенки заменяют более изящный сапоки. А белую шубу дополняет такой же головной убор, так что образ получается величественный, роскошный.

В гардеробе новой Аленушки появляются и модный бежевый комбинезон и необыкновенное и символичное алое платье.

И с точки зрения теории архетипов Аленушка уверенным шагом перемещается от «Невинной» к «Любовнице». Ну а затем, как и положено в сказках, превращается обратно (хотя жаль немного красное платье — сшитое специально для фильма и окрашенное по особой технике вручную):

Единственный образ, который оставил вопросы лично у меня, следующий:

Главный художник по костюмам в своем интервью сказал, что кардиган взяли из гардероба его жены, тоже занятой на съемках. Однако смысл этой вещи и образа в целом... Алена здесь полноценная ведьма и может быть, вязаный кардиган должен напоминать наряд Бабы-Яги своей фактурой? А вместе с «пионерским» нарядом, получается советская версия? ;)

В комментариях принимаю ваши версии на тему!
Еще один женский персонаж — всемогущая Шемаханская. Главная колдунья по сюжету, однако это архетипичный «Эксперт», который анализирует и критично оценивают любую ситуацию. И имеет соответствующий имидж.

И если вы заметили сходство с товарищем Калугиной «Служебного романа», то не случайно.

Единственный «магический» элемент в образе Шемаханской — её густо подведенные черным глаза, по замыслу художников, выдающие страстную натуру.

А я еще отмечу игривую белую ленточку -модный тогда элемент, заменяющий мужской галстук.

Сухую и жесткую женщину в строгих костюмах уравновешивает влюбленный в неё мягкий мужчина.

Именно таким делают героя Киврина его округлые черты лица, округлая же форма очков и мягкий пиджак из бархата. Такой же «бархатный» он обычно и в своих манерах - мягкий, обходительный, вежливый. В таком облике это архетипичный «Опекун / Заботливый».

Не только Киврин носит в «Чародеях» бархатный пиджак. Но совершенно другая внешность и стиль производят совершенно иное впечатление.

Но по порядку. Аполлон Сатанеев (Гафт) по типажу — больше всех остальных «Маг», в чьем облике точно есть и сумрачность, и интенсивность.

Но по сюжету это человек бюрократ, офисный интриган и коньюктурщик. Поэтому его «магический» облик балансирует деловой костюм, в котором он должен как бы выглядеть профессионально и офисно (классическая «форма» «Экспертов»).

А вот переодевание в то, что сам Сатанеев считает нарядом молодого героя-любовника дает обратный эффект — актер становится похожим на конферансье и вид у него несколько шутовской. Причина в цветовом решении и общей стилистике: бархатный вечерний пиджак с розовыми широкими лацканами, а также с сочетанием вещи и внешности, особенно когда образ дополняют усы и парик, делающие образ sleazy.

И наконец, подходим к лучшей и любимой всеми парочке — Брыль + Ковров (только мне напоминающих комедийную версию Коровьего и Кота Бегемота?).

Простой и забавный Брыль в рабочем кобинезоне — несомненный
«Славный малый». А вот подтянутый трудоголик Ковров в своем черной
водолазке выглядит как Стив Джобс одновременно просто и
стильно.

И если добавить к этому его «потрепанную» дубленку, получим воплощение «Искателя» в лучшем виде (и без стиля сафари ;)).

И хотя, с одной стороны, это очень разные по характеру персонажи... В одном из кадров одежда выдает, что они — настоящая одна команда! Смотрите, как их объединяет «клеточный» принт, у каждого свой при этом.

На этом сегодня у меня все, но... впереди продолжение и новые разборы костюмов и образов [советских!] новогодних фильмов. Так что не переключайтесь ;)
Ну а для всех, кто хочет по-настоящему разобраться в теории 12-ти архетипов, я запускаю 3-й поток моего авторского онлайн-курса «ПАРАД АРХЕТИПОВ»!
Курс стартует 15-го января и будет состоять из 4х полноценных вебинаров.
Здесь мы не только разберем теорию и «матчасть», но и детально проанализируем каждый из 12-ти архетипов. В том числе, их влияние на вопрос имиджа и стиля.
Будет интересно, полезно и эффективно. Впрочем, как всегда на моих вебинарах )
Больше подробностей и запись — на странице курса ЗДЕСЬ.
До встречи!
|
</> |