Архетипы пригожинщины

Всё, что я знаю - в наше болото упало что-то тяжёлое. Откуда упало, что это было, куда ушло - местные лягухи никогда не узнают. Всё, что они могут видеть, так это расходящиеся круги по воде.
Вот о кругах, доступных нам, и поговорим.
А так как лягушки - это лягушки, не обладающие полнотой информации и не пользующиеся основами мышления, то воспринимают они происходящее весьма своеобразно: через призму навязанных им ранее клише, которые они принимают за историю. Любое новое событие должно иметь первообраз, некогда уже случившийся. Такая история понятна, так как стоит только найти первообраз-архетип в прошлом, то становится понятным, чем окончится в будущем событие случившиеся в настоящем.
(я не совсем правильно применяю термин "архетип", у товарища Юнга и юнгианцев это всё-таки первоначальный идеальный образ, из которых составляется коллективное бессознательное и, расширительно, этапы эволюции личности. Но сейчас архетипом принято расширительно называть событие - первоначало, которое воспринимается людьми как судьбоносный поворот в истории, который формирует дальнейшее течение событий и который должен повторится в дальнейшем. Лучше употреблять термин "паттерн", но он практически неизвестен и малоупотребим).
Мы (я не отделяю себя от народа, несмотря на скепсис и некое знание истории) подсознательно ищем в событиях старые добрые архетипы нашей истории, чтобы, опираясь на них, ввести непонятное и пугающее в свой уютный привычный мирок. И успокоиться: такое было, такое будет, всё правильно, можно расслабиться и отпоавиться суетиться по своим мелким делишкам.
Итак, что мы видим в пригожинщине?
Декабризм.
Июньские декабристы - первое что мне пришло на ум утром в субботу.
Бунт знати против царя за всё хорошее против всего плохого.
Цели, непонятные самим заговорщикам.
Рядовые исполнители в полном неведении. Они в очередной раз вышли на площадь по приказу командиров, плдчиняясь команде. Им велели горланить: "За Константина и Конституцию, жену его!"
Хорошо, что нынешнего Милорадовича не убили, а послушались, так что Лукашенко смог отправить перехотные каре с новой Сенатской обратно в казармы.
И очередной Николай Второй получил возможность выступить в своём излюбленном амплуа:"Мне не простят слабости!"
Следующее - "Князь Курбский от царского гнева бежал...".
Тут совпадение почти идеальное.
Бывшая дружба (по крайней мере - приязнь) обоих действующих лиц в прошлом;
разлад на пике перемен и войн, причём связанный не столько со шкурными интересами или честолюбием, а с глубинным различным пониманием роли государства и личности;
география перемещения действующих лиц: оба Курбские бежали на Литву, куда ещё бежать аристократам, как не на Запад...
Весьма интересно, будет ли продолжение хрестоматийной переписки "Ивана Грозного с князем Курбским" спустя полтысячелетия, но на те же извечные темы: кто есть человек в этой стране - вольная личность или слуга своей беспощадной Родины?
Занятно, что начало писем Грозного может совпадать с письмом Путина: первый вспоминал, как его третировала в детстве семибоярщина, а Путин припомнит, как он боролся с семибанкирщиной....
Чем закончится пригожинщина - разинщиной или ермаковщиной?
Кем останется Пригожин в истории - Стенькой Разиным или Ермаком Тимофеевичем?
Какой путь выберут вольные казаки со своим харизматичным атаманом, заработавшие своим разбоем тяжёлую царскую опалу?
Пустятся во все тяжкие, уже не надеясь на прощение? Сгорел сарай - гори и хата! Подпалят в очередной раз Русь-матушку, вновь пронесётся чёрным вороном: "Я пришёл дать вам волю...даже если она вам не нужна".
Выберут путь искупления вины невероятным подвигом, пойдут завоевывать царю-батюшке очередную Сибирь.
Сибирь уже завоевана? Ничего, найдут другую.
На бессибирье и харькивщина - Сибирь, можно поклониться ею, упасть в расскаянии у царского трона и восстать в новой славе.
Что-то мог упустить...
Эти архетипы довлеют и над участниками событиц, даже если они не осознают это.
Перед ними сценарии- узкие коридоры будущей деятельности, под которые они подсознательно будут подстраивать свою судьбу
|
</> |