рейтинг блогов

Апшеронская узкоколейка. Часть 1: Апшеронск и изгибы дороги

топ 100 блогов varandej19.11.2020 Апшеронская узкоколейка. Часть 1: Апшеронск и изгибы дороги

Совсем не очевидно, что в перенаселённом, пафосном, курортном, плодородном Краснодарском крае есть потаённая лесная глушь, вызвавшая у меня стойкое дежавю после Приморья. Здесь тоже горы с каменистыми тропами и  речками в огромных валунных руслах покрывает густой замшелый лес, в дебрях которого водятся леопарды. Два коренных народа с разных концов страны отличаются названиями всего на одну букву - а(у)дыгейцы. Ну а русские всерьёз и надолго пришли что в те, что в эти горы в 1860-х годах, изгнав предыдущих хозяев и назвав свои селения в честь городов далёких старых губерний. Закубанскую тайгу открывает показанный в прошлой части Горячий Ключ, своими целебными водами здорово дополняющий в Краснодарском крае пляжи и горнолыжки. Ну а в сердце лесов стоит Апшеронск - небольшой городок (39 тыс. жителей) многочисленных лесопилок, которые обслуживала самая живописная в России горная Апшеронская узкоколейка.

О её остатках, которые осмотрел в ходе классического выезда "Неизвестной России", я расскажу в трёх частях, и в первой - про сам город и устройство двух (!) сохранившихся линий. Здесь же - про сам "Неизвестнач" и феномен "клубного туризма".

История российского туризма 2010-х годов, безусловно, требует отдельного осмысления. Если в 2009 году, после Мирового кризиса, на пару сезонов лишившего столичную интеллигенцию средств бывать в любимых Венеции-Флоренции-Вероне, ВНЕЗАПНО выяснилось, что по своей стране тоже можно путешествовать, то обвал рубля в 2015-м вызвал много куда более любопытных эффектов. Одним из которых стал по-настоящему выстреливший именно тогда "авторский", или "клубный туризм". Подросшая инфраструктура в глубинке, развитие интернета, сформировавшаяся мода на путешествия по стране, а так же накопленные за прошлые годы знания о тонкостях этих путешествий обернулись тем, что многие ветераны туризма подались из исследователей в проводники. Сущность "клубного туризма" - в том, что занимаются им по сути дела просто кружки по интересам, понимающие, что собрав небольшую группу, арендовав под неё бусик и договорившись заранее со всякими интересными объектами "на местах", можно увидеть больше. Вот и "Неизвестная Россия" начиналась с блога Апшеронская узкоколейка. Часть 1: Апшеронск и изгибы дороги rumata_anton, а продолжилась - группой вконтакте, ежедневно репостившей из разных блогов колоритные детали российских глубинок. Самыми популярными источниками материала стали ЖЖ Александра Апшеронская узкоколейка. Часть 1: Апшеронск и изгибы дороги haydamak и, собственно, мой. Позже я разрабатывал для "Неизвестнача" программы по Приморью, Хабаровскому краю, Амурской области, глухим Шантарским островам и подмосковоному Жуковскому: в какой-то момент Антон со товарищи тоже переквалифицировались из исследователей в проводники, а среди читателей паблика набралась критическая масса людей, готовых за свои кровные видеть весь этот колорит не только на фото. Фишкой "Неизвестнача" стала особенная неформальная атмосфера, как в самой поездке, так и в её программе, любой регион показывающей с неожиданной стороны. И даже вместо привычных слов "экскурсия" или "тур" здесь предпочитают - "выезд":

Апшеронская узкоколейка. Часть 1: Апшеронск и изгибы дороги

Портом приписки "Неизвестной России" стал Город, В Который Все Хотят Переехать, что собственно и сделал несколькими годами ранее Антон. А потому классикой "Неизвестнача" считается Апшеронская узкоколейка - именно туда прошёл их первый выезд в январе 2017 года, ну а в октябре 2020-го я попал на юбилей: "Неизвестная Россия" ехала сюда уже в 10-й раз. И вот в пятницу 29 октября, в 13 часов небольшая (11 человек, включая гида и водителя) группа стартовала от краснодарского Дворца культуры железнодорожников. По дороге заглянув на пару часов в Горячий Ключ, уже в сумерках мы добрались до Апшеронска. Место ночлега за прошлые выезды менялось не раз, одно время "базой" выезда служил соседний Хадыженск (22 тыс. жителей) - нефтяная столица Краснодарского края и по совместительству совсем уж местный бальнеокурорт, даже по сравнению с Горячим Ключом тихий и провинциальный. Но в Хадыженске закрылось кафе, которым "Неизвестнач" привык пользоваться, зато в Апшеронске обнаружилась гостиница "Агат", стоящая через забор от лесосклада. При неприметном облике, по сочетанию качества и цены "Агат" - натурально, одна из лучших гостиниц России - 600 рублей за место (2-3-местные номера с удобствами сдаются только целиком), безупречная чистота и полная практичность. Вместо авторского дизайна хозяева вложились в качественные мебель (включая столы со стульями) и сантехнику, быстрый вай-фай, холодильники и электрочайники в номерах. На первом этаже обнаружилось такое же простенькое, но добротное и недорогое кафе, открывающееся в 8 утра. Ну, а на парковочке - наш бусик с логотипом "Неизвестной" под стеклом...

2.
Апшеронская узкоколейка. Часть 1: Апшеронск и изгибы дороги

Сам по себе Апшеронск - город не сказать чтобы очень интересный, и культурная программа "Неизвестной России" в нём ограничилась часовой прогулкой. Сам я, однако, в силу некоторых обстоятельств (об этом напишу в конце поста) задержался тут на день дольше остальной группы и успел как следует погулять. "Агат" стоит на Партизанской улице, которая прошивает Апшеронск насквозь, и тем не менее служит его объездной: как и большинство кубанских городков, Апшеронск представляет собой гигантскую кляксу частного сектора. За Партизанской лежит как бы не больше половины города, но без карты об этом не догадаться: по ощущениям здесь - уже совсем окраина. Кадр выше снят с железнодорожной колеи, причём как видите - совсем не узкой:

3.
Апшеронская узкоколейка. Часть 1: Апшеронск и изгибы дороги

...Когда я прорекламировал в своём блоге предстоящую поездку, многие читатели перепугались, решив, будто я зазываю народ в Азербайджан, чья война тогда как раз была в самом разгаре. Я неизменно отвечал, что "Апшерон и Нахичевань у нас свои есть": между Апшеронским полуостровом и Апшеронском связь вполне прямая. В 1864 году в этих горах, на месте опустошённых черкесских аулов, был основан ряд станиц с названиями в честь полков, когда-либо воевавших на Кавказе. На противоположном Апшерону конце Кавказских гор был увековечен 81-й Апшеронский полк, сформированный в Дагестане после Каспийского похода Петра I. Казаков, ехавших сюда кто по жребию, кто за провинность, то есть не сказать чтоб массово, дополнили вполне себе закавказские выходцы - османские армяне из тех мест, куда отсюда прогнали черкесов. К концу 19 века о военном прошлом Западного Кавказа не напоминало уже ничего, ну а советские госпланщики и вовсе имели на этот уголок совсем другие виды. Ведь здесь в лесах растут не банальные берёзы-ёлки-сосны, а куда как более редкие и ценные деревья вроде пихт или дубов. На заре первой пятилетки, в 1927 году, на северных склонах Западного Кавказа заработала целая железнодорожная система: от дореволюционной линии Туапсе-Армавир (о которой я рассказывал и вовсе в Ставрополе), дававшей выходы на магистрали и порты, сюда была проложена тупиковая ветка широкой колеи, продолжавшаяся разветвлённой сетью узкоколеек. По ним везли с далёких делянок кругляк, на заводах Апшеронской станицы превращавшийся в доски, стропила, мебель... В 1947 году станица стала городом Апшеронском.

4.
Апшеронская узкоколейка. Часть 1: Апшеронск и изгибы дороги

Пригородные поезда сюда не ходят с 1995 года, грузовые - с 2010-го. Конечной станцией широкой колеи считалась Нефтегорская на южной окраине - теперь её как бы и не существует, а о том, что она была, напоминают сталинские здания и занимающий их Апшеронский машиностроительный завод, выпускающий сеялки да бороны (на кадре выше). От станции Апшеронской на северной окраине города осталось чуть больше - километрах в 3 от "Агата" по рельсам ещё стоит у пустынных путей замурованный вокзал сталинской эпохи:

5.
Апшеронская узкоколейка. Часть 1: Апшеронск и изгибы дороги

От которого рукой подать до завода с мудрёным названием Производственно-деревообрабатывающий комибант "Апшеронск".

6.
Апшеронская узкоколейка. Часть 1: Апшеронск и изгибы дороги

Его проходная встречает мозаикой с вождями коммунизма:

7.
Апшеронская узкоколейка. Часть 1: Апшеронск и изгибы дороги

А ухоженная площадка тянется куда-то за горизонт - размеры комбината примерно 1,5 на 0,5 километра, то есть это действительно гигант всероссийских масштабов:

8.
Апшеронская узкоколейка. Часть 1: Апшеронск и изгибы дороги

Но - пока что вернёмся к "Агату". Далеко не с любой точки можно заметить, что у железной дороги две насыпи - вторая ниже и меньше, и хорошо заметна только строго поперёк. В её створе, в паре сотен метров от "Агата", асфальт Партизанской улицы пересекает характерная косая "заплата":

9.
Апшеронская узкоколейка. Часть 1: Апшеронск и изгибы дороги

Узкоколейка, спускаясь с гор, заканчивал там же, на ПДК у северной окраины, пересекая город параллельно линии широкой колеи. Где-то они шли совсем рядом, так что два поезда могли смотреться на них как батя с сынишкой, а где-то расходились не больше чем на пару кварталов. Логично предположить, что и станция двух колей была общая, но нет - примерно в километре от Апшеронской-1 лежала узкоколейная Апшеронская-2, близ которой и сформировался центр города. По её остаткам утром одного из дней лично Антон провёл нам небольшую прогулку:

10.
Апшеронская узкоколейка. Часть 1: Апшеронск и изгибы дороги

История Апшеронской узкоколейки куда как более типична для советских УЖД, чем её пейзаж: стремительный рост в 1930-е (в том числе - силами заключённых) и 1940-е (в том числе - силами пленных немцев, наступление которых на Кавказ здесь и захлебнулось), пик развития в 1960-е и дальнейший упадок. Которому изрядно способствовала лихая, как черкес, кавказская природа: большинство боковых веток заканчивали свою историю обвалом или паводком, после которых их восстановление объявлялось нецелесообразным. Ещё фатальнее стал постсоветский обвал экономики, однако в 1990-2000-х, больше по инерции, линия продолжала жить. Чёрным для АУЖД стал 2010 год, когда был разобран её 30-километровый участок от города до станицы Черниговской. Табличка "Железнодорожный переулок" на кадре выше напоминает, что широкая улица без 10 лет назад была рельсовым путём. Рядом встречает и самое необычное депо, которое я видел:

11.
Апшеронская узкоколейка. Часть 1: Апшеронск и изгибы дороги

Да-да, на кадре выше - депо, в котором нету рельсов! Одинокий тепловоз ТУ8 и открытые вагончики просто стоят за забором, который покидают на грузовиках. Настоящее депо, да при том неожиданно огромное, стоит чуть поодаль, напротив заметных на кадре выше кирпичных домов:

12.
Апшеронская узкоколейка. Часть 1: Апшеронск и изгибы дороги

Внутри него - склад автобусных остановок, такие же точно стоят у окрестных дорог:

13.
Апшеронская узкоколейка. Часть 1: Апшеронск и изгибы дороги

В близлежащем Транспортном переулке - дома и дворы совершенно не южного вида:

14.
Апшеронская узкоколейка. Часть 1: Апшеронск и изгибы дороги

Среди них тихонько дымит котельная, на которую по узкоколейке когда-то возили дрова, зелёное здание слева - ни что иное, как вхлам уделанный вокзал 1960-х:

15.
Апшеронская узкоколейка. Часть 1: Апшеронск и изгибы дороги

Так выглядел он когда-то:

15а.
Апшеронская узкоколейка. Часть 1: Апшеронск и изгибы дороги

За Коммунистической улицей, которая служит продолжением дороги со стороны Туапсе, раскинулся обширный пустырь, когда-то служивший грузовым двором станции:

16.
Апшеронская узкоколейка. Часть 1: Апшеронск и изгибы дороги

У перекрёстка - памятник, известный по шифру 1927-1941-1945-1977. Со стороны вокзала он прославляет Победу, а со стороны улицы - строителей и работников узкоколейки, к 50-летию которой и был возведён.

17.
Апшеронская узкоколейка. Часть 1: Апшеронск и изгибы дороги

У узкоколейной станции и складывался первоначально центр Апшеронска. Левее (по ходу нашего движения) расположился лесхоз:

18.
Апшеронская узкоколейка. Часть 1: Апшеронск и изгибы дороги

Которому поезда буквально во двор заходили:

19.
Апшеронская узкоколейка. Часть 1: Апшеронск и изгибы дороги

Справа, ломанным рядом - ЗАГС, администрация района и ДК "Лесник":

20.
Апшеронская узкоколейка. Часть 1: Апшеронск и изгибы дороги

Масштаб последнего напоминает о роли леса в жизни Апшеронска:

21.
Апшеронская узкоколейка. Часть 1: Апшеронск и изгибы дороги

21а.
Апшеронская узкоколейка. Часть 1: Апшеронск и изгибы дороги

В 1970-е годы центр Апшеронска сместился на перпендикулярную улицу Ворошилова, в которую Коммунистическая превращается, круто повернув за мостик через крошечную речку Туха. Судя по всему, новой точкой притяжения в городе сделался стеклянный автовокзал - на благодатом густонаселённом юге автотранспорт стал теснить узкоколейки несколько раньше, чем на Урале или Северах:

22.
Апшеронская узкоколейка. Часть 1: Апшеронск и изгибы дороги

Характерная застройка позднесоветского Апшероснка - пятиэтажки с узором белым кирпичом по красному (привычнее всё-таки когда наоборот):

23.
Апшеронская узкоколейка. Часть 1: Апшеронск и изгибы дороги

Несколькими кварталами далее - лесотехнический колледж, магазин напротив которого может быть с равным успехом и новостройкой местных коммерсантов, и редким здесь памятником начала ХХ века.

24.
Апшеронская узкоколейка. Часть 1: Апшеронск и изгибы дороги

Обратите внимание на типажи прохожих - в Апшеронском районе по-прежнему живёт много армян, при виде которых я не мог не вспоминать Нагорный Карабах, накануне своего краха так же богатевший на экспорте ценной древесины. Кооперативная улица слева на кадре выше спускается к Тухе, отделяющий Центральный рынок от Центрального парка "Юность":

25.
Апшеронская узкоколейка. Часть 1: Апшеронск и изгибы дороги

Другой опушкой парк глядит на остатки узкоколейных депо, а со стороны Тухи примечателен небольшим памятником "Казакам станицы Апшеронской". Надпись красноречива - на эпитафии слева перечислены местные казаки, убитые в Первую Мировую, а на табличках справа - в Гражданскую. Про кубанских казаков на Великой Отечественной же авторы мемориала решили вежливо не вспоминать.

26.
Апшеронская узкоколейка. Часть 1: Апшеронск и изгибы дороги

Вокруг того же перекрёстка Ворошилова с Кооперативной лежит и исторический центр городка - пара десятков казачьих хат, оставшихся от Апшеронской станицы:

27.
Апшеронская узкоколейка. Часть 1: Апшеронск и изгибы дороги

Её индустриализация, надо заметить, началась ещё до революции - в 1910-х годах по окрестным горам активно искали нефть, тогда уже известную в Майкопе. В станице были построены склады буровых партий и даже нефтеперегонный завод... но в итоге поиски не увенчались успехом и теперь о них здесь не напоминает ничего.

28.
Апшеронская узкоколейка. Часть 1: Апшеронск и изгибы дороги

28а.
Апшеронская узкоколейка. Часть 1: Апшеронск и изгибы дороги

Здесь же, в бывшей станице, стоит храм, в её истории третий по счёту. Первый возвели в 1867-м, второй организовали в обычной хате в 1952-м, ну а нынешний строился в 2010-х. Что интересно, первый и второй храмы были Покровским, а этот - Тихона Задонского, и более того, если первую церковь снесли большевики, то вторую разобрали сами прихожане - забор и штабеля кирпича в моём кадре примерно на её месте:

29.
Апшеронская узкоколейка. Часть 1: Апшеронск и изгибы дороги

Через квартал от серого храма - разноцветная аптека:

30.
Апшеронская узкоколейка. Часть 1: Апшеронск и изгибы дороги

Местами на улицах Апшеронска, да и других кубанских городов, растут бананы. Правда - без плодов:

31.
Апшеронская узкоколейка. Часть 1: Апшеронск и изгибы дороги

От вывески Hata Laminata мне представляются не молдаване, ламинирующие пол, а построение римских легионеров:

31а.
Апшеронская узкоколейка. Часть 1: Апшеронск и изгибы дороги

И в общем гулять по Апшеронску - занятие не простое: здесь тот случай, когда большинство достопримечательностей не стоят отдельной поездки, а по весьма обширному городку распределены равномерно. Впрочем, почти всё показанное в этом посте, кроме разве что обеих станций да памятника казакам, и так видно из окна автобуса. У выезда дальше в горы Апшеронск ограничивает короткая, но шумная улица Юдина, примечательная мрачным зданием туберкулёзной больницы сталинских времён:

32.
Апшеронская узкоколейка. Часть 1: Апшеронск и изгибы дороги

32а.
Апшеронская узкоколейка. Часть 1: Апшеронск и изгибы дороги

И женским монастырём "Нерушимая Стена", действующим с 2002 года. Красивое посвящение - это альтернативное название Богоматери Оранта с мозаик Киевской Софии. Её реплика видна на надвратной часовне Святого Исидора (2007) с домовым Ильинским храмом (2002):

33.
Апшеронская узкоколейка. Часть 1: Апшеронск и изгибы дороги

За воротами - типичные для женских обителей домашний уют и порядок. Здесь - даже с гипсовыми гусями на лужайках:

34.
Апшеронская узкоколейка. Часть 1: Апшеронск и изгибы дороги

А от монастыря и до края города рукой подать - через полкилометра от въездного знака влево уходит дорога в Майкоп, до которого от Апшеронска порядка 30 километров.

35.
Апшеронская узкоколейка. Часть 1: Апшеронск и изгибы дороги

Над долиной Пшехи буквально нависает Адыгея, её самая известная природная достопримечательность - плато Лаго-Наки, альпийские луга которого озарены закатным солнцем поверх тёмных лесов:

36.
Апшеронская узкоколейка. Часть 1: Апшеронск и изгибы дороги

Горы поодаль - наверное, какой-нибудь Фишт (2867м), Оштен (2804м) или Бзыч (1937), через которые проходит знаменитая Тридцатка - Всесоюзный маршрут №30 "Через горы - к морю". По нему, кстати, тоже водит группы "Неизвестнач".

37.
Апшеронская узкоколейка. Часть 1: Апшеронск и изгибы дороги

Но то - летом и раз в год, а сейчас едем только к подножью. По дороге - реки с колоритными названиями Нефтянка и Голышка, сёла Ширванская Водокачка и Красный Дагестан. За мостом через Пшехи - развилка, на которой в первый день бусик "Неизвестной России" свернул направо, а во второй - налево:

38.
Апшеронская узкоколейка. Часть 1: Апшеронск и изгибы дороги

Правая дорога ведёт в огромное село Новые Поляны, за которым скрыт маленький присёлок Самурская. Там ещё стоит каменный вокзал (почти такой же, как на кадре ниже) и когда-то была железнодорожная развилка, от которой  узкоколейка расходилась на юг к подножью Фишта и на восток почти на Лаго-Наки. В 1970-х года обе линии стали короче, а в 1980-х система и вовсе распалась на две. От Новых Полян рукой подать до села Черниговского (2,6 тыс. жителей), половину населения которого и ныне составляют армяне, а в 1943-45 годах оно даже служило центром Армянского национального района. Название его чаще можно услышать в женском роде - Черниговская. Феминизировала его не станица, а станция, с 2010 года превратившаяся для горной узкоколейки в начальный пункт:

39.
Апшеронская узкоколейка. Часть 1: Апшеронск и изгибы дороги

Линия Черниговская-Шпалорез (если по станциям), или Черниговское-Отдалённый (если по сёлам) уходит вверх по долине Пшехи на 37 километров, и это вполне себе настоящая узкоколейка наподобие Алапаевской или покойной Тумской: по пути стоит несколько умирающих деревень, отрезанных горами от автодороги. Трасса узкоколейки чрезвычайно живописна, а арендованный "Неизвестной Россией" туристический "Шпалорез-Экспресс" (на кадре выше) преодолевает её со всеми остановками...

40.
Апшеронская узкоколейка. Часть 1: Апшеронск и изгибы дороги

...но есть тут и рейсовое движение, обеспечивающее доставку не столько даже пассажиров, сколько хлеба, товаров первой необходимости, лекарств. По линии курсирует ТУ8П с пассажирским кузовом, более известный как матрица (или даже матрица) - думаю, не сложно понять, что так трансформировалось здесь слово "мотриса":

41.
Апшеронская узкоколейка. Часть 1: Апшеронск и изгибы дороги

Вот в таком салоне можно проехать из Черниговской в Шпалорез дважды в день по будням и ночью туда-обратно по выходным. И если первый автобус из Апшеронска подгадан к утреннему поезду в 7 утра, то в Отдалённом обратного поезда ждать придётся порядка 5 часов. Зато - с возможностью "выйти из матрицы", над чем каламбурят здесь даже авторы документального кино.

42.
Апшеронская узкоколейка. Часть 1: Апшеронск и изгибы дороги

До 2017 года по линии ходили и грузовые поезда с брёвнами в три обхвата, но затем лесные делянки отдали Кавказскому заповеднику. Перспективы этой линии в самые ближайшие годы - либо ликвидация, либо превращение в туристический аттракцион. Непропорционально большой парк локомотивов и вагонов расположился на путях депо у завода "Краснодеревщик".

43.
Апшеронская узкоколейка. Часть 1: Апшеронск и изгибы дороги

В стороне - грустный старый снегоочиститель:

44.
Апшеронская узкоколейка. Часть 1: Апшеронск и изгибы дороги

Депо тут служит быстровозводимый металлический ангар. Внутри - ещё одна "матрица", и в целом, что интересно, вместо более привычных ТУ7 Апшеронка укомплектован ТУ8, последними узкоколейными локомотивами СССР, выпускавшимися с 1987 года. Кажется, здесь - крупнейших их "заповедник", но гордость работников депо - живой раритет ТУ4 начала 1970-х годов, ходивший ещё к подножью Фишта во времена расцвета Апшеронки:

45.
Апшеронская узкоколейка. Часть 1: Апшеронск и изгибы дороги

Здесь же - пара самодельных мотодрезин, которые даже не назвать "бешеными табуретками". Как я понимаю, их тоже можно заказать для экскурсии:

46.
Апшеронская узкоколейка. Часть 1: Апшеронск и изгибы дороги

Теперь от развилки у Ширванской повернём налево, по едва ли не более оживлённой дороге, запоминающейся обилием машин с номерами других регионов. От армянского посёлка Красный Дагестан до станицы Нижегородской холодным октябрьским утром за деревьями то и дело появляется белёсый пар:

47.
Апшеронская узкоколейка. Часть 1: Апшеронск и изгибы дороги

Как я понимаю, естественных горячих источников тут нет, но есть километровые скважины, из которых вода подаётся в многочисленные купальни под открытым небом. На одну из них, с явно долго придумывавшимся названием "H2O для здоровья", нас и завёз бусик "Неизвестной России". В парящих бассейнах сидеть, порой прикладывая спину к тёплым тугим струям водосбросов, тут приятно, а вот клиентоориентировать у хозяев в худших кубанских традициях - например, полотенце на прокат за 100 рублей выдают только в домике у входа, метров за 150 от бассейна и раздевалки.

48.
Апшеронская узкоколейка. Часть 1: Апшеронск и изгибы дороги

Цепочка минеральных источников заканчивается у станицы Нижегородской, сохранившей в легкомысленном окружении суровый казачий вид:

49.
Апшеронская узкоколейка. Часть 1: Апшеронск и изгибы дороги

Памятник отмечает ещё одну развилку: прямо - Гуамка, налево - Мезмай, которые и связует по ущелью второй фрагмент узкоколейки.

50.
Апшеронская узкоколейка. Часть 1: Апшеронск и изгибы дороги

Пробитая несколько лет назад дорога до Мезмая петляет по горам около 20 километров, порой образуя непривычно крутые, явно на грани допустимого, спуски и подъёмы.

51.
Апшеронская узкоколейка. Часть 1: Апшеронск и изгибы дороги

Так что даже дренаж тут сделан ребристым, чтобы вода не разгонялась до сверхзвуковых скоростей:

51а.
Апшеронская узкоколейка. Часть 1: Апшеронск и изгибы дороги

До Гуамки же дорога - несколько километров прямо, и ныне эта небольшая деревенька примерно на половину состоит из дорогущих пафосных турбаз. Недалеко от площади, куда четырежды в день из Апшеронска п

Оставить комментарий



Архив записей в блогах:
Актер средний – таких много. Но лицо приятное. А уж родословная такая, что и сомнений нет: наш человек!... Нет, не наш. Это враг – убежденный и беспощадный. Сейчас он живет на Украине, ходит с шевроном батальона «Азов» на груди и выступает с антироссийскими заявлениями откровенн ...
Почти на каждые выходные я пеку торты. Сегодня у нас был «Шоколадный оргазм» , рецепт которого я давала утром. Такой вы не купите на обычном прилаве, разве что в кондитерском бутике. Но выгодно ли сейчас, при такой дороговизне продуктов, заниматься домашней выпечкой? Я решила ...
У меня размер ноги 47. Надо сказать, что поход в любой обувной я начинаю не с изучения моделей, а с вопроса продавцу: "Есть ли у вас хоть что-нибудь сорок седьмого размера?" В четырех случаях из пяти отвечают: "Самый большой - сорок пятый". Понятно, ...
Как время летит: сдаётся, ещё совсем недавно у покинувшего сию юдоль Олега Табакова был юбилей , а вот поди ж ты - уже больше 2-х лет прошло, и следующую дату придётся отмечать в отсутствие юбиляра. Смерть актёра опять всколыхнула срачи на тему, был ли покойный нравственным ...
Прохоров приобрел контрольный пакет акций баскетбольной команды Nets в Мае 2010 за 223 миллиона $ с намерением перебазировать команду в Бруклин и арену Барклай Центр за 1 миллиард $ Он владеет 80 % акций команды и 45 % акций арены  При сделке по приобретению Nets Прохоров согла ...