Апатиты


На карте нашей постиндустриальной сверхдержавы можно найти десятки производственных названий - все эти Торфопродукты, Торфопредприятия и Торфоболота, Углежжения, Магнетиты, Шпалопропитки; это очень логично в стране, где труд провозглашался основным и главным человеческим занятием.
Но почти всё это посёлки, районы, станции: такие почётные, но неблагозвучные названия редко давались городам.
Городов с названиями, услышав которые, сразу понимаешь, в чём смысл их существования, в России, кроме разных вариаций на тему угля и нефти, я припоминаю только 2 - уральский Асбест и мурманские Апатиты.
"Апатит", на мой вкус, звучит лучше, чем "Асбест" - так что и городу с таким названием повезло немного больше.
Апатиты как город появились несколько позже, чем окружающие индустриальные города - Кировск, Мончегорск - только в конце 1940-х годов; но посёлок при станции Белый был основан в 1916 году, одновременно со строительством железной дороги.
А в 1930-е в связи с начавшейся разработкой апатитовых месторождений Белый стал посёлком городского типа Апатиты, к концу десятилетия достигшему некоторой величины (почти 5 тыс. жителей); тогда это было 8-е место в только что образованной Мурманской области.
Посёлок Апатиты, расположенный на границе Хибин и равнины, там, где долина реки Белая выходит к котловине озера Имандра, сразу стал транспортным узлом растущего в горах промышленного района: отсюда к Кировску и апатитовым рудникам наверху была построена железная, а потом и автомобильная дорога.
Интересная страница истории будущего города: во время Великой Отечественной, когда регион был в большой степени оторван от "материка" (единственная ведущая сюда железная дорога была по понятным причинам забита ленд-лизовскими грузами), Апатиты стали центром сельскохозяйственного района. Здесь, в субарктических условиях, но под сенью Хибин, кое-как защищающих от северных ветров, пытались наладить производство продовольствия для нескольких сотен тысяч населения Мурманской области; и даже что-то получилось, в принципе.
Но строительство города началось только в 1950-е годы; с сооружением АНОФ-2 (апатитовая обогатительная фабрика) Апатиты из хибинского транспортного "аванпорта" стали самостоятельным промышленным центром. Хотя тесная связь с Кировском никуда не девалась: кроме транспортной зависимости, это и технологическая цепочка (в Кировске - рудники, в Апатитах - одна из двух обогатительных фабрик). И одна компания, конечно.
2.

В 1960-е годы в Апатиты переехал Кольский филиал Академии Наук; получилось редкое сочетание индустриального центра и если не наукограда, то, по крайней мере, академгородка, которое скорее ожидаешь увидеть в региональном, чем в районном центре.
3.

Как почти все малые и средние северные города, Апатиты - это "город-микрорайон", основная часть которого представляет собой компактный и цельный массив многоэтажек.
4.

Массовая застройка здесь началась уже в 1960-е годы, и Апатитам практически не досталось неоклассицистической архитектуры; зато город получил более живописную и лучше учитывающую рельеф местности планировку, соединяющую в себе черты прямоугольной регулярной и лучевой структуры.
5.

Один из самых новых городов региона - статус города Апатиты получили только в 1966 году; моложе в Мурманской области только 4 закрытых военно-морских города и атомный город Полярные Зори.
6.

Но город благодаря нехарактерному для нового индустриального центра сочетанию самых разных функций (собственно индустриальная, транспортная, научная) рос опережающими темпами, и уже к концу 1970-х годов, увеличившись за 20 лет почти в 5 раз, стал вторым в регионе по численности населения. В конце советского периода ожидалось, что Апатиты и вовсе станут 100-тысячным городом, но по понятным причинам не сложилось.
7.

Впрочем, последующее падение стало относительно небольшим по мурманским меркам (убыль населения, как и в региональном центре
, составила "всего" 35%).
8.

Сейчас в городе проживают 56 тысяч человек.
9.

И Апатиты по-прежнему второй город области, и четвёртый по населению город планеты за Полярным кругом - после российских Мурманска и Норильска, и норвежского Тромсё.
После 1991 года, с ростом рекреационной роли Хибин, Апатиты приобрели четвёртую важную функцию - туристическую; конечно, почти все туристы следуют через город транзитом, но тем не менее.
И, конечно, Апатиты цивильны как практически все города Мурманской области.
Городская среда:
10.

Те, кто едут в Хибины на поезде, не минуют железнодорожную станцию Апатиты.
Более того, в Апатитах жив и действует местный районный аэропорт "Хибины", что совсем нечастый случай в современной России, где и региональные-то аэропорты функционируют далеко не все; из него можно улететь в Москву, Петербург и Череповец. Наличие последнего, не самого очевидного пункта назначения становится понятнее, если посмотреть, какая (единственная) авиакомпания летает в "Хибины" ("Северсталь"); в год "Хибинами" пользуются более 50 тысяч человек, что один из самых высоких показателей для российских локальных аэропортов.
Но с аэропортом мне познакомиться не удалось - я вообще на редкость неавиационный человек, учитывая масштабы моих путешествий - поэтому город для меня начался довольно ординарно, с железодорожной станции.
Вы можете спросить - почему не с трассы? Но дело в том, что Апатиты, несмотря на свою роль транспортного узла, с точки зрения автомобильного транспорта расположены в своеобразном тупике, на ответвлении от федеральной трассы в Кировск; поэтому ехать туда-обратно по этому аппендиксу было бы не очень весело. Тем более, что и вся Мурманская область обладает схожим экономико-географическим положением: выехать на автомобиле в остальную Россию отсюда можно только по трассе "Кола", и поэтому по крайней мере в одну сторону стоило ехать поездом. И так всё совпало, что мне надо было по-быстрому добраться в Заполярье из карельского Медвежьегорска, который в 600 километрах южнее, так что я провёл ночь в поезде и утром ступил на необычно солнечный низкий и немного потрёпанный временем перрон апатитского вокзала.
11.

Впрочем, на трассу из Апатит я всё-таки выезжал, на обратном пути, и успел заценить буддистскую ступу (самую северную в мире), что стоит на повороте с трассы.
В бедной на пригородное железнодорожное сообщение Мурманской области Апатиты - настоящий центр электричек: кроме курсирующей дважды в неделю (летом трижды, кажется) электрички на Мурманск, в южном направлении четыре раза в неделю ходит электричка в Кандалакшу (летом ежедневно).
12.

Раньше с этим видом транспорта в городе было ещё лучше: кроме того, что движение по магистральной линии на север и на юг было чаще (до 3 пар ежедневно), ещё существовало пригородное сообщение на Кировск (на его красивейший вокзал; от 2 до 7 пар в сутки в разные годы).
Апатиты остаются хабом электричек - даже в теперешней ситуации - по вполне объективным причинам: железная дорога идёт по самому берегу озера Имандра, а магистральная автодорога - по другому берегу, и практически все пристанционные посёлки лишены круглогодичного автомобильного сообщения. Впрочем, такие посёлки остаются и на лишившихся пассажирского сообщения линиях - и не все эти населённые пункты покинуты; полагаю, что с этим связана распространённая в Мурманской области практика проезда пассажиров на рабочих поездах.
А что до дальних поездов - здесь останавливаются все, следующие в Мурманск.
13.

Но вернёмся к Апатитам. Здание вокзала, судя по архитектуре, было возведено в 1950-е годы - тогда же, когда началось активное строительство самого города.
14.

Станция остаётся узлом железнодорожных линий: здесь от магистрали отходит непассажирская ныне железная дорога на Кировск; в прошлом перед Кировском отходила линия на Ловозеро, а в начале 1950-х годов сооружалась широтная Кольская железная дорога на восток полуострова, в случае завершения которой город Апатиты стал бы местом пересечения двух уже магистральных железнодорожных линий.
Станция расположена на западном краю города; сам вокзал при этом обращён в сторону от основной части города - это наследие того времени, когда Апатиты были пристанционным посёлком. Поэтому привокзальную площадь сложно назвать центром жизни.
15.

Впрочем, когда прибывает поезд, она становится весьма оживлённой.
16.

И, говоря об удалённости вокзала, надо отдать должное местному городскому транспорту: в Апатитах он хорош даже по меркам Мурманской области. Автобусы большой вместимости, многие из которых низкопольные (немецкие бэушные).
17.

Около 15 маршрутов, из которых 5 курсируют с интервалом менее часа, и 5 соединяют Апатиты и Кировск.
18.

При этом наиболее частое движение автобусов - на одном из маршрутов, соединяющих Апатиты и Кировск; это одно и главных свидетельств того, что это единая агломерация не только в плане производственного цикла (в Кировске руду добывают, в Апатитах перерабатывают). А из городских маршрутов высокой интенсивностью движения отличается только кольцевой, соединяющий жилую часть города и промзону.
19.

И остановки нормальные, кое-где даже указано какие здесь ходят маршруты.
20.

А ещё есть маршрутки, дополняющие большие автобусы на самых оживлённых линиях - кажется, это только линия в Кировск.
Всё-таки очень жалко, что закрыли движение электричек до Кировска, это идеальный коридор и очень подходящая интенсивность пассажиропотока именно для пригородного железнодорожного сообщения.
Вообще, жилая часть Апатит окружена железными дорогами почти с трёх сторон; севернее - занимающая почти такую же площадь промзона, западнее - ещё немного промышленных предприятий и один микрорайон (Старые Апатиты).
Так что когда выходишь с вокзала, то как раз попадаешь в Старые Апатиты.
21.

Судя по всему, именно тут располагался первоначальный посёлок Белый - но особенно старого я тут ничего не нашёл.
Те же пятиэтажки.
22.

Храмами Апатиты гораздо беднее, чем Мончегорск или Мурманск - но вот Иверская церковь встречает уже в Старых Апатитах; почему-то в Мурманской и Мончегорской епархии любят крыть небольшие - именно небольшие - церкви очень яркими кровлями.
23.

Через Старые Апатиты проходит и основной выезд из города - на федеральную трассу.
Этото район ближе всего к великому озеру Имандра; сами Апатиты вроде как рядом с ним, но непосредственно на берег, в отличие от того же Мончегорска, не выходят.
24.

От Старых Апатит всего километр до Тик-Губы - не аванпорта, но "аванпляжа" Апатит. Да, озеро может неплохо нагреваться в тёплые дни; когда я приехал в Апатиты, то таких дней в Заполярье уже набралось на пару недель, но у меня не было шанса (то есть времени) насладиться пляжным отдыхом в Апатитах.
25.

26.

А в основную часть города ведёт довольно-таки длинный мост; у него уже на другой стороне - главный, кажется, торговый центр в городе ("Твой").
27.

Зайдя в него, я почувствовал себя почти в "Меге" на МКАДе.
Около гипермаркета - площадь с круговым движением (любят же тут такие транспортные решения).
28.

29.

От неё начинается главная улица города (Ферсмана).
30.

Такое название главной улицы свидетельствует как об истории, так и о неординарности Апатит.
31.

Александр Ферсман открыл все основные месторождения полезных ископаемых Кольского полуострова и основал Кольский научный центр Академии Наук, фактически, положив начало как Апатитам, так и нескольким соседним городам.
32.

33.

Обычная для Апатит жилая застройка 1970-х - 1980-х годов, в принципе, типичная и для всего региона в целом.
34.

Апатитовский дворик:
35.

Апатитовские соблазны:
36.

Улица Ферсмана несколько раз поворачивает - каждый раз на одной из городских площадей, которых в Апатитах 3, что на удивление много для города такого размера; на мой взгляд, это ещё одно свидетельство гармоничности городкой планировки.
Центральная площадь - только по расположению, а не по сути и роли, которую она играет - это площадь Геологов.
37.

Улица Ферсмана поворачивает северо-восточнее, а дальше на юго-восток от площади идёт улица Бредова.

Её можно назвать городским центром торговли.
38.

39.

И голубей.
40.

Да, в мурманском Заполярье меня удивило помимо всего прочего огромное количество статичных, нелетающих голубей - а ведь вроде бы не холодно, скорее наоборот.
Недостроенный корпус городской больницы, самое большое, пожалуй, здание в Апатитах - это то, что успели возвести в рамках практически не реализованного последнего генерального плана развития города.
41.

Но и без инфраструктурных объектов "на вырост" в городе хватает брошенных зданий - всё-таки Север.
42.

Через пару кварталов улица Бредова переходит в проспект Сидоренко, но спальные микрорайоны, под которые начинал прокладываться проспект, застроены не полностью, и город обрывается довольно быстро.
43.

А по левой стороне - парк имени Ленина, в народе больше известный как "Любкино болото".
44.

И я осмелюсь сказать, что второе название подходит ему больше.
45.

Хотя болота я здесь не приметил, спутанный и низкорослый северный лес не вызвал у меня ассоциации с городским парком - хотя, возможно, дело просто в том, что здесь я увидел такое впервые.
46.

47.

А севернее и выше по склону - хоть Апатиты и расположены на равнине, но это равнина по-мурмански, в нашей местности она скорее сошла бы за не самые низкие холмы - ещё одна городская церковь (Новомучеников и Исповедников Российских), тоже миниатюрная, деревянная и с цветной крышей.
48.

49.

И спортивный центр города - два спорткомплекса.
50.

Улица Ленина - с более старой застройкой и, наверное, самая уютная улица города.
51.

Но, как и в Мончегорске, за невысокими деревьями эту застройку толком не видно:
52.

Но не везде - вот так выглядит гипотетический деловой центр города:
53.

Ведь правда же, в Яранске это учреждение выглядело куда милее?
Городской дворец культуры, весь в стиле шестидесятых, посвящён строителям:
54.

Улица Ленина и улица Ферсмана пересекаются на площади Ленина, главной в городе.
55.

Культурно-административный центр Апатит.
56.

Кинотеатр "Полярный":
57.

Президиум Кольского научного центра РАН.
58.

В окрестностях площади находятся, кажется, все немногочисленные сталинки города.
59.

По столбцам с объявлениями можно что-то понять про город, я считаю:
60.

К площади Ленина примыкает центральный городской парк.
61.

62.

Он отличается от парка имени Ленина/Любкина болота только более многочисленными дорожками.
63.

И заборчиками:
64.

И детскими площадками:
65.

А с другой стороны - занимающий целый квартал апатитский академгородок.
66.

За фасадом из многоэтажек он всё больше похож на территорию МГУ или даже на санаторий: редко стоящие невысокие дома и очень много деревьев.
67.

68.

А местами просто парк, так и используемый местными:
69.

Практически проход в другой мир:
70.

Институт химических технологий и тонкого сырья, апатитское отделение мурманского Полярного Геофизического института.
Кроме всяких научных организаций, здесь есть Музей освоения Севера, который я не посетил. Но бóльшая часть этого уютного научного микрорайона - это всё-таки жилые дома.
Геология на службе общества:
71.

От площади Ленина совсем недалеко до северо-восточного выезда из города - на Кировск и Хибины.
72.

Но сначала надо через пустыри и ближнюю промзону добраться до круга на внутренней объездной.
73.

Внутренняя она не потому, что есть ещё какая-то внешняя объездная, а потому, что проходит внутри городской застройки; она соединяет западный выезд из города с выездом на Кировск через промзону - всё-таки транзитный автотранспортный поток, в том числе грузовой весьма велик.
74.

Ближняя промзона - это всякие обслуживающие город предприятия - например, автобусный парк, а также деревообрабатывающий завод.
75.

А за железнодорожной станцией Апатиты II - градообразующее предприятие АНОФ-2 (апатито-нефелиновая обогатительная фабрика), и ТЭЦ.
76.

И брошенные собаки - которых здесь много, как и везде в регионе.
77.

Только апатитские запомнились мне как какие-то особенно агрессивные.
На этой индустриальной ноте закончу про Апатиты.
В следующей части отправляемся в горы!
|
</> |