Апатиты

топ 100 блогов me-frai15.02.2018 Апатиты IMG_2673.JPG



На карте нашей постиндустриальной сверхдержавы можно найти десятки производственных названий - все эти Торфопродукты, Торфопредприятия и Торфоболота, Углежжения, Магнетиты, Шпалопропитки; это очень логично в стране, где труд провозглашался основным и главным человеческим занятием.
Но почти всё это посёлки, районы, станции: такие почётные, но неблагозвучные названия редко давались городам.
Городов с названиями, услышав которые, сразу понимаешь, в чём смысл их существования, в России, кроме разных вариаций на тему угля и нефти, я припоминаю только 2 - уральский Асбест и мурманские Апатиты.
"Апатит", на мой вкус, звучит лучше, чем "Асбест" - так что и городу с таким названием повезло немного больше.
Апатиты как город появились несколько позже, чем окружающие индустриальные города - Кировск, Мончегорск - только в конце 1940-х годов; но посёлок при станции Белый был основан в 1916 году, одновременно со строительством железной дороги.
А в 1930-е в связи с начавшейся разработкой апатитовых месторождений Белый стал посёлком городского типа Апатиты, к концу десятилетия достигшему некоторой величины (почти 5 тыс. жителей); тогда это было 8-е место в только что образованной Мурманской области.
Посёлок Апатиты, расположенный на границе Хибин и равнины, там, где долина реки Белая выходит к котловине озера Имандра, сразу стал транспортным узлом растущего в горах промышленного района: отсюда к Кировску и апатитовым рудникам наверху была построена железная, а потом и автомобильная дорога.

Интересная страница истории будущего города: во время Великой Отечественной, когда регион был в большой степени оторван от "материка" (единственная ведущая сюда железная дорога была по понятным причинам забита ленд-лизовскими грузами), Апатиты стали центром сельскохозяйственного района. Здесь, в субарктических условиях, но под сенью Хибин, кое-как защищающих от северных ветров, пытались наладить производство продовольствия для нескольких сотен тысяч населения Мурманской области; и даже что-то получилось, в принципе.
Но строительство города началось только в 1950-е годы; с сооружением АНОФ-2 (апатитовая обогатительная фабрика) Апатиты из хибинского транспортного "аванпорта" стали самостоятельным промышленным центром. Хотя тесная связь с Кировском никуда не девалась: кроме транспортной зависимости, это и технологическая цепочка (в Кировске - рудники, в Апатитах - одна из двух обогатительных фабрик). И одна компания, конечно.

2. Апатиты IMG_2682.JPG

В 1960-е годы в Апатиты переехал Кольский филиал Академии Наук; получилось редкое сочетание индустриального центра и если не наукограда, то, по крайней мере, академгородка, которое скорее ожидаешь увидеть в региональном, чем в районном центре.

3. Апатиты IMG_2805.JPG

Как почти все малые и средние северные города, Апатиты - это "город-микрорайон", основная часть которого представляет собой компактный и цельный массив многоэтажек.

4. Апатиты IMG_2726.JPG

Массовая застройка здесь началась уже в 1960-е годы, и Апатитам практически не досталось неоклассицистической архитектуры; зато город получил более живописную и лучше учитывающую рельеф местности планировку, соединяющую в себе черты прямоугольной регулярной и лучевой структуры.

5. Апатиты IMG_2679.JPG

Один из самых новых городов региона - статус города Апатиты получили только в 1966 году; моложе в Мурманской области только 4 закрытых военно-морских города и атомный город Полярные Зори.

6. Апатиты IMG_2665.JPG

Но город благодаря нехарактерному для нового индустриального центра сочетанию самых разных функций (собственно индустриальная, транспортная, научная) рос опережающими темпами, и уже к концу 1970-х годов, увеличившись за 20 лет почти в 5 раз, стал вторым в регионе по численности населения. В конце советского периода ожидалось, что Апатиты и вовсе станут 100-тысячным городом, но по понятным причинам не сложилось.

7. Апатиты IMG_2696.JPG

Впрочем, последующее падение стало относительно небольшим по мурманским меркам (убыль населения, как и в региональном центре
, составила "всего" 35%).

8. Апатиты IMG_2708.JPG

Сейчас в городе проживают 56 тысяч человек.

9. Апатиты IMG_2686.JPG

И Апатиты по-прежнему второй город области, и четвёртый по населению город планеты за Полярным кругом - после российских Мурманска и Норильска, и норвежского Тромсё.
После 1991 года, с ростом рекреационной роли Хибин, Апатиты приобрели четвёртую важную функцию - туристическую; конечно, почти все туристы следуют через город транзитом, но тем не менее.
И, конечно, Апатиты цивильны как практически все города Мурманской области.
Городская среда:

10. Апатиты IMG_2754.JPG

Те, кто едут в Хибины на поезде, не минуют железнодорожную станцию Апатиты.
Более того, в Апатитах жив и действует местный районный аэропорт "Хибины", что совсем нечастый случай в современной России, где и региональные-то аэропорты функционируют далеко не все; из него можно улететь в Москву, Петербург и Череповец. Наличие последнего, не самого очевидного пункта назначения становится понятнее, если посмотреть, какая (единственная) авиакомпания летает в "Хибины" ("Северсталь"); в год "Хибинами" пользуются более 50 тысяч человек, что один из самых высоких показателей для российских локальных аэропортов.
Но с аэропортом мне познакомиться не удалось - я вообще на редкость неавиационный человек, учитывая масштабы моих путешествий - поэтому город для меня начался довольно ординарно, с железодорожной станции.
Вы можете спросить - почему не с трассы? Но дело в том, что Апатиты, несмотря на свою роль транспортного узла, с точки зрения автомобильного транспорта расположены в своеобразном тупике, на ответвлении от федеральной трассы в Кировск; поэтому ехать туда-обратно по этому аппендиксу было бы не очень весело. Тем более, что и вся Мурманская область обладает схожим экономико-географическим положением: выехать на автомобиле в остальную Россию отсюда можно только по трассе "Кола", и поэтому по крайней мере в одну сторону стоило ехать поездом. И так всё совпало, что мне надо было по-быстрому добраться в Заполярье из карельского Медвежьегорска, который в 600 километрах южнее, так что я провёл ночь в поезде и утром ступил на необычно солнечный низкий и немного потрёпанный временем перрон апатитского вокзала.

11. Апатиты IMG_2613.JPG

Впрочем, на трассу из Апатит я всё-таки выезжал, на обратном пути, и успел заценить буддистскую ступу (самую северную в мире), что стоит на повороте с трассы.
В бедной на пригородное железнодорожное сообщение Мурманской области Апатиты - настоящий центр электричек: кроме курсирующей дважды в неделю (летом трижды, кажется) электрички на Мурманск, в южном направлении четыре раза в неделю ходит электричка в Кандалакшу (летом ежедневно).

12. Апатиты IMG_2642.JPG

Раньше с этим видом транспорта в городе было ещё лучше: кроме того, что движение по магистральной линии на север и на юг было чаще (до 3 пар ежедневно), ещё существовало пригородное сообщение на Кировск (на его красивейший вокзал; от 2 до 7 пар в сутки в разные годы).
Апатиты остаются хабом электричек - даже в теперешней ситуации - по вполне объективным причинам: железная дорога идёт по самому берегу озера Имандра, а магистральная автодорога - по другому берегу, и практически все пристанционные посёлки лишены круглогодичного автомобильного сообщения. Впрочем, такие посёлки остаются и на лишившихся пассажирского сообщения линиях - и не все эти населённые пункты покинуты; полагаю, что с этим связана распространённая в Мурманской области практика проезда пассажиров на рабочих поездах.
А что до дальних поездов - здесь останавливаются все, следующие в Мурманск.

13. Апатиты IMG_2639.JPG

Но вернёмся к Апатитам. Здание вокзала, судя по архитектуре, было возведено в 1950-е годы - тогда же, когда началось активное строительство самого города.

14. Апатиты IMG_2621.JPG

Станция остаётся узлом железнодорожных линий: здесь от магистрали отходит непассажирская ныне железная дорога на Кировск; в прошлом перед Кировском отходила линия на Ловозеро, а в начале 1950-х годов сооружалась широтная Кольская железная дорога на восток полуострова, в случае завершения которой город Апатиты стал бы местом пересечения двух уже магистральных железнодорожных линий.
Станция расположена на западном краю города; сам вокзал при этом обращён в сторону от основной части города - это наследие того времени, когда Апатиты были пристанционным посёлком. Поэтому привокзальную площадь сложно назвать центром жизни.

15. Апатиты IMG_2614.JPG

Впрочем, когда прибывает поезд, она становится весьма оживлённой.

16. Апатиты IMG_2618.JPG

И, говоря об удалённости вокзала, надо отдать должное местному городскому транспорту: в Апатитах он хорош даже по меркам Мурманской области. Автобусы большой вместимости, многие из которых низкопольные (немецкие бэушные).

17. Апатиты IMG_4237.JPG

Около 15 маршрутов, из которых 5 курсируют с интервалом менее часа, и 5 соединяют Апатиты и Кировск.

18. Апатиты IMG_2710.JPG

При этом наиболее частое движение автобусов - на одном из маршрутов, соединяющих Апатиты и Кировск; это одно и главных свидетельств того, что это единая агломерация не только в плане производственного цикла (в Кировске руду добывают, в Апатитах перерабатывают). А из городских маршрутов высокой интенсивностью движения отличается только кольцевой, соединяющий жилую часть города и промзону.

19. Апатиты IMG_2727.JPG

И остановки нормальные, кое-где даже указано какие здесь ходят маршруты.

20. Апатиты IMG_2687.JPG

А ещё есть маршрутки, дополняющие большие автобусы на самых оживлённых линиях - кажется, это только линия в Кировск.
Всё-таки очень жалко, что закрыли движение электричек до Кировска, это идеальный коридор и очень подходящая интенсивность пассажиропотока именно для пригородного железнодорожного сообщения.
Вообще, жилая часть Апатит окружена железными дорогами почти с трёх сторон; севернее - занимающая почти такую же площадь промзона, западнее - ещё немного промышленных предприятий и один микрорайон (Старые Апатиты).
Так что когда выходишь с вокзала, то как раз попадаешь в Старые Апатиты.

21. Апатиты IMG_2624.JPG

Судя по всему, именно тут располагался первоначальный посёлок Белый - но особенно старого я тут ничего не нашёл.
Те же пятиэтажки.

22. Апатиты IMG_2632.JPG

Храмами Апатиты гораздо беднее, чем Мончегорск или Мурманск - но вот Иверская церковь встречает уже в Старых Апатитах; почему-то в Мурманской и Мончегорской епархии любят крыть небольшие - именно небольшие - церкви очень яркими кровлями.

23. Апатиты IMG_2626.JPG

Через Старые Апатиты проходит и основной выезд из города - на федеральную трассу.
Этото район ближе всего к великому озеру Имандра; сами Апатиты вроде как рядом с ним, но непосредственно на берег, в отличие от того же Мончегорска, не выходят.

24. Апатиты IMG_2609.JPG

От Старых Апатит всего километр до Тик-Губы - не аванпорта, но "аванпляжа" Апатит. Да, озеро может неплохо нагреваться в тёплые дни; когда я приехал в Апатиты, то таких дней в Заполярье уже набралось на пару недель, но у меня не было шанса (то есть времени) насладиться пляжным отдыхом в Апатитах.

25. Апатиты IMG_2640.JPG


26. Апатиты IMG_2635.JPG

А в основную часть города ведёт довольно-таки длинный мост; у него уже на другой стороне - главный, кажется, торговый центр в городе ("Твой").

27. Апатиты IMG_2647.JPG

Зайдя в него, я почувствовал себя почти в "Меге" на МКАДе.
Около гипермаркета - площадь с круговым движением (любят же тут такие транспортные решения).

28. Апатиты IMG_2655.JPG

29. Апатиты IMG_2650.JPG

От неё начинается главная улица города (Ферсмана).

30. Апатиты IMG_2677.JPG

Такое название главной улицы свидетельствует как об истории, так и о неординарности Апатит.


31. Апатиты IMG_2787.JPG

Александр Ферсман открыл все основные месторождения полезных ископаемых Кольского полуострова и основал Кольский научный центр Академии Наук, фактически, положив начало как Апатитам, так и нескольким соседним городам.

32. Апатиты IMG_2694.JPG

33. Апатиты IMG_2656.JPG

Обычная для Апатит жилая застройка 1970-х - 1980-х годов, в принципе, типичная и для всего региона в целом.

34. Апатиты IMG_2663.JPG

Апатитовский дворик:

35. Апатиты IMG_2659.JPG

Апатитовские соблазны:

36. Апатиты IMG_2681.JPG

Улица Ферсмана несколько раз поворачивает - каждый раз на одной из городских площадей, которых в Апатитах 3, что на удивление много для города такого размера; на мой взгляд, это ещё одно свидетельство гармоничности городкой планировки.
Центральная площадь - только по расположению, а не по сути и роли, которую она играет - это площадь Геологов.

37. Апатиты IMG_2693.JPG

Улица Ферсмана поворачивает северо-восточнее, а дальше на юго-восток от площади идёт улица Бредова.

Апатиты IMG_2700.JPG

Её можно назвать городским центром торговли.

38. Апатиты IMG_2715.JPG

39. Апатиты IMG_2723.JPG

И голубей.

40. Апатиты IMG_2719.JPG

Да, в мурманском Заполярье меня удивило помимо всего прочего огромное количество статичных, нелетающих голубей - а ведь вроде бы не холодно, скорее наоборот.

Недостроенный корпус городской больницы, самое большое, пожалуй, здание в Апатитах - это то, что успели возвести в рамках практически не реализованного последнего генерального плана развития города.

41. Апатиты IMG_2701.JPG

Но и без инфраструктурных объектов "на вырост" в городе хватает брошенных зданий - всё-таки Север.

42. Апатиты IMG_2697.JPG

Через пару кварталов улица Бредова переходит в проспект Сидоренко, но спальные микрорайоны, под которые начинал прокладываться проспект, застроены не полностью, и город обрывается довольно быстро.

43. Апатиты IMG_2729.JPG

А по левой стороне - парк имени Ленина, в народе больше известный как "Любкино болото".

44. Апатиты IMG_2731.JPG

И я осмелюсь сказать, что второе название подходит ему больше.

45. Апатиты IMG_2732.JPG

Хотя болота я здесь не приметил, спутанный и низкорослый северный лес не вызвал у меня ассоциации с городским парком - хотя, возможно, дело просто в том, что здесь я увидел такое впервые.

46. Апатиты IMG_2734.JPG


47. Апатиты IMG_2759.JPG

А севернее и выше по склону - хоть Апатиты и расположены на равнине, но это равнина по-мурмански, в нашей местности она скорее сошла бы за не самые низкие холмы - ещё одна городская церковь (Новомучеников и Исповедников Российских), тоже миниатюрная, деревянная и с цветной крышей.

48. Апатиты IMG_2746.JPG


49. Апатиты IMG_2760.JPG

И спортивный центр города - два спорткомплекса.

50. Апатиты IMG_2757.JPG

Улица Ленина - с более старой застройкой и, наверное, самая уютная улица города.

51. Апатиты IMG_2766.JPG

Но, как и в Мончегорске, за невысокими деревьями эту застройку толком не видно:

52. Апатиты IMG_2763.JPG

Но не везде - вот так выглядит гипотетический деловой центр города:

53. Апатиты IMG_2761.JPG

Ведь правда же, в Яранске это учреждение выглядело куда милее?
Городской дворец культуры, весь в стиле шестидесятых, посвящён строителям:

54. Апатиты IMG_2764.JPG

Улица Ленина и улица Ферсмана пересекаются на площади Ленина, главной в городе.

55. Апатиты IMG_2784.JPG

Культурно-административный центр Апатит.

56. Апатиты IMG_2775.JPG


Кинотеатр "Полярный":

57. Апатиты IMG_2774.JPG

Президиум Кольского научного центра РАН.

58. Апатиты IMG_2772.JPG

В окрестностях площади находятся, кажется, все немногочисленные сталинки города.

59. Апатиты IMG_2779.JPG

По столбцам с объявлениями можно что-то понять про город, я считаю:

60. Апатиты IMG_2771.JPG

К площади Ленина примыкает центральный городской парк.

61. Апатиты IMG_2806.JPG

62. Апатиты IMG_2809.JPG

Он отличается от парка имени Ленина/Любкина болота только более многочисленными дорожками.

63. Апатиты IMG_2807.JPG

И заборчиками:

64. Апатиты IMG_2811.JPG

И детскими площадками:

65. Апатиты IMG_2808.JPG

А с другой стороны - занимающий целый квартал апатитский академгородок.

66. Апатиты IMG_2791.JPG

За фасадом из многоэтажек он всё больше похож на территорию МГУ или даже на санаторий: редко стоящие невысокие дома и очень много деревьев.

67. Апатиты IMG_2790.JPG

68. Апатиты IMG_2788.JPG

А местами просто парк, так и используемый местными:

69. Апатиты IMG_2797.JPG

Практически проход в другой мир:

70. Апатиты IMG_2785.JPG

Институт химических технологий и тонкого сырья, апатитское отделение мурманского Полярного Геофизического института.
Кроме всяких научных организаций, здесь есть Музей освоения Севера, который я не посетил. Но бóльшая часть этого уютного научного микрорайона - это всё-таки жилые дома.
Геология на службе общества:

71. Апатиты IMG_2786.JPG

От площади Ленина совсем недалеко до северо-восточного выезда из города - на Кировск и Хибины.

72. Апатиты IMG_2781.JPG

Но сначала надо через пустыри и ближнюю промзону добраться до круга на внутренней объездной.

73. Апатиты IMG_4226.JPG

Внутренняя она не потому, что есть ещё какая-то внешняя объездная, а потому, что проходит внутри городской застройки; она соединяет западный выезд из города с выездом на Кировск через промзону - всё-таки транзитный автотранспортный поток, в том числе грузовой весьма велик.

74. Апатиты IMG_4234.JPG

Ближняя промзона - это всякие обслуживающие город предприятия - например, автобусный парк, а также деревообрабатывающий завод.

75. Апатиты IMG_2804.JPG

А за железнодорожной станцией Апатиты II - градообразующее предприятие АНОФ-2 (апатито-нефелиновая обогатительная фабрика), и ТЭЦ.

76. Апатиты IMG_4228.JPG

И брошенные собаки - которых здесь много, как и везде в регионе.

77. Апатиты IMG_4239.JPG

Только апатитские запомнились мне как какие-то особенно агрессивные.

На этой индустриальной ноте закончу про Апатиты.
В следующей части отправляемся в горы!

Оставить комментарий

Предыдущие записи блогера :
Архив записей в блогах:
Захотелось мне что-то сегодня вернуться в детство, видимо насмотрелась я мультфильмов.)) Теперь предлагаю Вашему вниманию еще один забавный гороскоп на тему литературных персонажей. На этот раз – это герои мультфильмов. Хотите узнать кто есть ...
Как и несколько прошлых воскресений, и это началось с презентации новинки военного производства в Грузии. После боевой машины "Лазика" и РЗСО грузинского производства , сегодня общественности был представлен многофункциональный ...
Навели тут на чудесные картинки высокоскоростной прогрессивной Риги, какой она станет после запуска Rail Baltica в 2047 году. Действительно, симпатично - фантазия художников вылилась на рендеры стремительным домкратом, без этих всяких дурацких финансовых ограничений, которыми душат ...
С 1 января в ДНР пенсии выросли на 20%. Теперь минимальный размер пенсии равен 7884 рубля. Бюджетники получат на 25% больше. МРОТ составляет 10 245 рублей. В производственной сфере ситуация разная. Зависит от того, как реализовывается продукция. Предприятиям трудно работать в условиях ...
Требовавший от футбольных арбитров не говорить по-русски тренер клуба «Львов» и, по совместительству, патрiот отправлен в отставку. На днях Шумский стал фигурантом скандала во время домашнего матча 15-го тура Украинской премьер-лиги с командой «Колос» из села Ковалевка. Тогда ...