Антверпен — 3


Кафедральный собор Богоматери
Антверпенский собор — церковное здание в стиле поздней готики. Он был основан между 1352 и 1521 годами, когда Антверпен был экономически и социально на вершине Европы. Великолепная башня является городской колокольней, с которой через равные промежутки времени звучит прекрасный карильон. Согласно городским строительным нормам, ни одно здание не может быть выше 123 метров от Onze-Lieve-Vrouwetoren. Для всех гордых жителей Антверпена эта "самая чистая башня в мире" является ориентиром и маяком.

У подножия собора есть памятник строителям, тем, кто воздвиг гигантский собор Богоматери в центре города Антверпена, и конкретно Пиетеру Аппельмансу, участнику проектирования постройки в далеком XIV веке. Он изображен стоящим на лестнице с планом под руками и что-то проповедующим остальным участникам композиции, занятым ручным трудом. Из них: двое обрабатывают булыжники, один тянет груз вверх по лестнице. Сложенная на памятнике стенка органично вписывается в стену собственно собора.

Внутри Собор наполнен светом и поражает своей огромностью и пустотой. Это впечатление сохраняется даже тогда, когда во время торжественных богослужений он заполняется до отказа — никакая масса людей, кажется, не в состоянии заполнить его.

Рубенс в соборе Богоматери Антверпена

В интерьер Собора входят, как считается, лучшие работы известнейшего фламандского художника Питера Пауля Рубенса: монументальные полотна "Воздвижение Креста", "Вознесение Пресвятой Девы Марии" и "Воскресение Христа" — они написаны специально для Антверпенского собора. Особенным драматизмом и экспрессией выделяется картина «Снятие с креста», составляющая основу одноимённого триптиха, написанная Рубенсом в 1612 году после его возвращения из Италии.
Выше я вам показала Триптих "Воздвижение Креста", который сама сфотографировала, но фото получилось не очень ясное, поэтому добавляю фото из интернета. Его можно увеличить и рассмотреть детали.

Композиция Рубенса разделена на три очень отчетливые части. Слева изображены группа святых женщин, а также Мария Магдалина, отброшенная назад, словно раздавленная крестом и держащая на руках ребенка. Вверху святой Иоанн и Богородица. Правая панель дает представление о римской армии с офицером во главе. Наконец, центральная панель показывает напряжение между множеством мускулистых мужчин, пытающихся поднять крест, и, казалось бы, невыносимой тяжестью Христа на кресте.

Антверпенский собор продолжает сотрудничать с художниками и сейчас. С 2015 года здесь стоит скульптура "Человек, несущий крест" Яна Фабра. Это автопортрет художника.
Скульптура не является священным произведением и не предназначена для этого.
Человек, несущий крест, не дает четких ответов о вере, а ставит себя на место посетителя. Вот почему важно, что это автопортрет: это не пророк, не апостол, не мученик, не святой, а человек, как мы с вами, в обществе, где каждый находит свой путь. Как говорит сам Фабр: "Это я ищу баланс в своей жизни, шаткой и уязвимой, как и у всех нас. И при этом я – верующий или нет – не чураюсь религиозного и идеологического языка: я уравновешивает крест".
Справка:
Ян Фабр (нидерл. Jan Fabre, род. 14 декабря 1958 года, Антверпен) — бельгийский художник, скульптор, театральный режиссёр, драматург, сценарист, хореограф.
|
</> |