Антипассионарность. Когда слово "хотелки" синонимично слову "недостижимость"
![топ 100 блогов](/media/images/default.jpg)
По существу - начнем с термина "пассионарность" (вошедшего в обиход с легкой руки Льва Гумилева, чей хит "Пассионарная теория этногенеза" стал темой диспутов и спекуляций).
* Определение, попавшее в википедию:
"Пассионарность — это непреодолимое внутреннее стремление к деятельности, направленной на изменение своей жизни, окружающей обстановки, статуса-кво. Деятельность эта представляется пассионарной особи ценнее даже собственной жизни, а тем более жизни, счастья современников и соплеменников. Она не имеет отношения к этике, одинаково легко порождает подвиги и преступления, творчество и разрушение, благо и зло, исключая только равнодушие; она не делает человека героем, ведущим толпу, ибо большинство пассионариев находятся в составе толпы, определяя её потентность в ту или иную эпоху развития этноса".
* Отсюда легко вывести определение обратного феномена:
Антипассионарность — это непреодолимое внутреннее стремление к псевдо-деятельности, направленной на блокировку изменения своей жизни, окружающей обстановки, статуса-кво. Псевдо-деятельность эта представляется антипассионарной особи ценнее даже собственной жизни, а тем более жизни, счастья современников и соплеменников. Она не имеет отношения к этике, одинаково легко порождает подвиги и преступления, творчество и разрушение, благо и зло, исключая только неравнодушие; она не делает человека гипнотизером, усыпляющим толпу, ибо большинство антипассионариев находятся в составе толпы, определяя её импотентность в ту или иную эпоху деградации этноса.
Центральный психический мотив антипассионария - недостижимость "хотелок".
"Хотелки" - специальный универсальный термин в антипассионарном лексиконе. Этот термин лишь синонимичен одновременно словам "несбыточность" и "мечты". Т.е. мечты предстают непременно с эпитетом: несбыточные. При этом антипассионарий понимает под "хотелкой" (априори несбыточной мечтой) любое желание, выходящее за рамки одобрительно допускаемых властями в существующем общественном устройстве (непременно пирамидальном, держащемся на нелимитированном насилии сверху и апатичной покорности снизу).
Термином "хотелки" обозначаются любые идеи, касающиеся принципиального изменения социально-экономического устройства, будь оно на макросоциальном уровне (страна или регион), но и на микросоциальном (семья или домохозяйство).
Тем же термином "хотелки" обозначаются любые идеи, касающиеся принципиального изменения доступного ассортимента технологий, появления новых технологий в аграрном или индустриальном секторе, в транспорте или торговле, в трудовых отношениях.
Ошибочно считать, что социальная импотентность антипассионария - всегда пассивна. Она пассивна КАК ПРАВИЛО, однако порой псевдо-деятельность антипассионария выражается в активной и агрессивной импотенции. Такой агрессивный антипассионарий подсознательно стремится заразить как можно большее число окружающих этой импотенцией. Он всегда поддержит любое действие власти (или про-властной группировки), направленное на массовое принуждение к социальной импотенции.
Антипассионарий убежден и/или хочет убедить окружающих в невозможности каких-либо позитивных изменений в жизни. Чтобы подкрепить это убеждение, агрессивный антипассионарий высказывает множество разнородных псевдо-аргументов:
От примитивно-индуктивного "так было всегда - значит так будет всегда".
До примитивно-эмоционального "революция (социальная или научно-техническая) всегда опасна, и не приводит к добру".
Иногда он доходит до кольцевой схоластики: "такова природа человека, что X не может быть изменен или устранен, потому что X заложен в природе человека".
(при этом X - любой устоявшийся дефект макросоциума, микросоциума, или биологии).
Абсурдность псевдо-аргументов антипассионария очевидна и вообще говоря, общеизвестна. Каждый взрослый человек хотя бы со средним школьным образованием, знает. что исторические эпохи менялись, и для каждой эпохи (от раннего палеолита до позднего индастриала) были характерны свои технологии и свои общественные устройства, менявшиеся при смене эпох.
Но антипасионарий в диалоге апеллирует не к знаниям и здравому смыслу аудитории, а к ее "духовным скрепам" (попросту говоры - к консерватизму, стадности, и чувству личной ничтожности). Если у аудитории эти свойства сильны - то псевдо-аргументы принимаются без возражений.
В этом агрессивный антипассионарий похож на доминирующую церковь, сросшуюся с аппаратом власти и институтом морали в консервативном обществе (поэтому антипассионарий почти всегда и во всем поддерживает доминирующую церковь, даже если не является верующим).
Еще одним важным свойством антипассионария является полное пренебрежение к интересам людей, как индивидов. Если он в диалоге оперирует тезисами об интересе, то это всегда условный интересы "народа", или "государства", или "расы", или даже "человечества".
Индивидуальный человек с позиции антипассионария это лишь фрагмент стада (что-то вроде муравья в сверхорганизме - муравейнике). И человек должен руководствоваться в своем поведении не своими "хотелками", а интересами такого супер-организма (каковые интересы состоят, конечно же, в сохранении статус-кво и усилении стабильности, в переходе к застою и далее к окаменению этого статус-кво).
Вот такая штука антипассионарность.
---------------------------------
(Эпиграф, отнесенный в финал)
Из этой **** *** уедешь
Здесь есть дороги, нет пути.
И сам себя не обезвредишь
И все равно, куда брести.
...
Видеоклип
https://youtu.be/j23b5cxs_EI
Текст.
https://yapishu.net/book/127268
|
</> |