Снова о социально-экономической деградации после НТР. Книга о новом феодализме.

топ 100 блогов alex_rozoff01.12.2019 Джоел Коткин (Joel Kotkin (born December 28, 1952) is a fellow in urban studies at Chapman University in Orange, California). Книга "Дрейф Америки к феодализму"
(цитата)
Появление Америки в восемнадцатом и девятнадцатом веках стало серьезным разрывом с прошлым. Соединенные Штаты пришли на сцену только с остатками старого европейского феодального строя - в основном в плантационной экономике Глубокого Юга. Не было никакой наследственной знати, никакой национальной церкви и, благодаря скромности Джорджа Вашингтона, никакой королевской власти. По крайней мере, среди белых было гораздо меньше бедности в Америке по сравнению с интенсивной, непреодолимой, наследственной бедностью в Европе. Напротив, как отметил Джефферсон в 1814 году, в Америке было меньше «нищих», и основная часть населения была «накормлена обильно, одета выше простой необходимости, чтобы умеренно трудиться и воспитывать свои семьи».
Тем не менее, в последние десятилетия эта страна, наряду со многими другими либеральными демократиями, начала проявлять признаки растущей феодализации. Эта тенденция была наиболее ярко выражена в экономике, где рост доходов резко сместился в сторону ультрабогатых, создав правящую финансовую, а теперь и техническую олигархию [имеется в виду олигархия в сфере "цифровой экономики", см. ниже - A.R.]. Это глобальное явление: начиная с 1970-х годов восходящая мобильность для среднего и рабочего классов во всех странах с развитой экономикой начала тормозиться, в то время как перспективы для высших классов резко возросли.
Затухающие перспективы для нового поколения слишком очевидны. Однажды, когда бумеры вступили во взрослую жизнь, они вошли в восходящий средний класс. Согласно недавнему исследованию ФРС Сент-Луиса, их преемники, миллениалы, рискуют стать «потерянным поколением» с точки зрения накопления богатства.
Эта смена поколений будет определять наш будущий экономический, политический и социальный порядок. По данным исследователей проекта «Равенство возможностей», около 90 процентов тех, кто родился в 1940 году, выросли, чтобы получить более высокие доходы, чем их родители. Эта доля составляла только 50 процентов среди тех, кто родился в 1980-х годах, а шансы тех, кто зарабатывает на средний класс, подняться на верхние ступени рейтинга заработка, снизились примерно на 20 процентов с начала 1980-х годов. Корпоративные руководители имели обыкновение хвастаться, что начинают в почтовом отделении. Таких историй станет мало в будущем.

Возвращение к олигархии

В феодальном обществе власть осуществлялась в основном двумя классами - то, что французы называли Первым сословием, духовенством и Вторым сословием, состоящим из воинско-аристократической элиты. Все остальные, даже успешные торговцы, проживали в Третьем сословии, и большинство из них были крестьянами, живущими на уровне прожиточного минимума. Это было общество, отметил историк Пьер Рише, состоящее из «тех, кто молился, тех, кто сражался, и тех, кто трудился».

В современном обществу по-видимому мало места для ортодоксальной религии, и наши военные, какими бы впечатляющими они ни были, вряд ли составляют эффективный правящий класс. Но мы начинаем наблюдать возвышение двух очень влиятельных классов - один доминирующий в экономическом отношении, другой в культурном. Между тем сила сегодняшнего третьего сословия неумолимо ослабевает.

Ультра богатые представляют собой возникающую глобальную аристократию или, скорее, новую олигархию. Менее ста миллиардеров в настоящее время владеют 50 процентами мировых активов - столько же, сколько около четырехсот миллиардеров владело немногим более пяти лет назад. В Соединенных Штатах богатейшие четыреста граждан США теперь имеют больше богатства, чем 185 миллионов их сограждан, вместе взятых. Изменение было драматичным: верхние 1 процент в Америке заняли всего 4,9 процента от общего роста доходов в США с 1945 по 1973 годы, но в течение следующих двух десятилетий самые богатые классы страны сожрали большую часть роста доходов в США.

Модели собственности на собственность отражают те же самые тенденции, которые установили средневековые аристократические и церковные классы. Доля земель, принадлежащих сотням крупнейших частных землевладельцев страны, выросла почти на 50 процентов в период с 2007 по 2017 год. В 2007 году, согласно Земельному отчету, этой группе принадлежали двадцать семь миллионов акров земли, что эквивалентно площади штата Мэн. и Нью-Гемпшир вместе взятых. Десять лет спустя у сотен крупнейших землевладельцев было более 40 миллионов акров земли. Их запасы теперь больше, чем вся Новая Англия. Даже на большей части обширного американского Запада, где значительная часть земли остается в общественных руках, миллиардеры создали обширные владения, которые, как многие опасаются, сделают остальную часть местного населения - безземельной.

В прошлом олигархия, как правило, была связана либо с Уолл-стрит, либо с руководителями промышленных предприятий. Но сегодня преобладающая и наиболее влиятельная группа состоит из тех, кто находится на вершине мега-технологической фирмы [имеется в виду мега-технология в сфере "цифровой технологии", см. выше - A.R.]. Шесть фирм - Amazon, Apple, Facebook, Google, Microsoft и Netflix - достигли совокупной чистой стоимости, равной одной четверти NASDAQ, что больше, чем у следующих 282 фирм, вместе взятых и равных ВВП Франции. Семь из десяти самых ценных компаний мира происходят из этого сектора. Технические гиганты [в сфере "цифровой технологии", см. выше - A.R.] произвели восемь из двадцати самых богатых людей на планете.

Вместо того, чтобы стать техническим раем Тоффлера, мы все чаще сталкиваемся с тем, что японский футурист Тайчи Сакайя, писавший три десятилетия назад, считал рассветом «высокотехнологичного средневековья». 3 Вместо того, чтобы воплощать американскую изобретательность и конкуренцию, техническая олигархия все больше напоминает феодалы средневековья. С готовностью варварских воинов, которые захватили территорию после падения Римской империи, они захватили стратегическую цифровую территорию и безжалостно защищают свою долю.

Такие концентрации богатства естественно стремятся сконцентрировать власть. В средние века это включало контроль над землей и орудиями насилия. В наше время восходящая техническая олигархия эксплуатирует «естественные монополии» сетевого бизнеса. Их «суперплатформы» подавляют конкуренцию, сжимают поставщиков и сокращают возможности для потенциальных конкурентов, как это делали монополисты конца XIX века. Такие компании, как Google, Facebook и Microsoft, контролируют от 80 до 90 процентов своих ключевых рынков и служат дальнейшему расширению различий между классами не только в Соединенных Штатах, но и во всем мире.

Нынешние технологические элиты, когда-то являвшиеся образцами предпринимательского риска, теперь являются укоренившимися монополистами. Эти фирмы все чаще отражают худшее из американского капитализма - подавляют конкурентов, используют заемных служащих из-за рубежа для более чем 40 процентов своей рабочей силы в Силиконовой долине, устанавливают заработную плату и избегают налогов, создавая при этом все большую социальную аномию и отчуждение.

Технические олигархи формируют постдемократическое будущее, где возможности ограничены только для них самих и их избранных. Как предположил Питер Тиль, инвестор в технологии, демократия, основанная на фундаментальных принципах индивидуальной ответственности и свободы действий, не совсем подходит для технократического мышления, которое считает, что превосходное программное обеспечение может решать и модулировать каждую проблему.

Этот зарождающийся мир далек от демократического капитализма, который доминировал в эпоху после Второй мировой войны. Вместо того, чтобы поощрять и приспосабливать семьи, сегодняшние олигархи продвигают практически бездетную среду в студенческом городке, где они даже платят работницам за то, что они замораживают свои яйцеклетки. Традиционно компаниям нравились сотрудники с семьями. Не так много в дивном новом мире технологий, который требует долгих часов и небольшого перерыва для таких вещей, как воспитание детей.

Что касается остальной части населения, перспективы еще более мрачные. В техническом центре Сан-Франциско сегмент среднего класса почти вымер. За последнее десятилетие город потерял тридцать одну тысячу домовладельцев. Это приводит к экономическому неравенству в стране. Доказательства массового неравенства, повсеместной бездомности и социальной дисфункции заполняют улицы.

Силиконовая долина, расположенная в пригороде к югу от города, также стала менее эгалитарной. Он все больше делится на укоренившийся ультрабогатый класс и зависимый бедный класс, работающий в основном в сфере услуг. К 2015 году около семидесяти шести тысяч миллионеров и миллиардеров являются домовладельцами округов Санта-Клара и Сан-Матео, в то время как многие в этом районе изо всех сил пытаются прокормить свои семьи и оплачивать свои счета каждый месяц. Почти 30 процентов жителей Силиконовой долины полагаются на государственную или частную благотворительную помощь.

Антонио Гарсия Мартинес из журнала Wired описывает современную Долину как «феодализм с лучшим маркетингом». По мнению Мартинеса, плутократическая элита венчурных капиталистов и основателей компаний находится над пока еще богатым штатом квалифицированных специалистов - хорошо оплачиваемых, но живущих только обычной жизнью среднего класса, учитывая налоги и высокие цены. Под ними находится огромное количество рабочих, которых Мартинес сравнивает с sharecroppers на юге. И в самом низу лежит неприкасаемый класс бездомных, наркоманов и аутло.

Мартинес описывает общество, которое, как и в средние века, «сильно стратифицировано, с небольшой социальной мобильностью». Высокие цены делают практически невозможным для кого-либо, кроме очень богатых, владеть своими домами. Работники в экономике концертов, не говоря уже о «неприкасаемых», имеют мало шансов улучшить свое положение, но изо всех сил пытаются едва заплатить арендную плату или вынуждены спать в своих машинах.
(конец цитаты).

Заметим, что Америка еще очень неплохо выглядит на фоне феодализации Евросоюза, и тем более - на фоне феодализации больших стран восточной части Евразии.
Что происходит - об этом я конспективно рассказывал в статье "Вилка радуги: коммунизм или новейшее средневековье"
Напоминаю график Роберта Гордона, приводившийся там и характеризующий историческую ситуацию:
Снова о социально-экономической деградации после НТР. Книга о новом феодализме.
Такие дела.

---------------------
Оригинал текста:
https://americanaffairsjournal.org/2019/11/americas-drift-toward-feudalism/
Об авторе:
https://americanaffairsjournal.org/author/joel-kotkin/
https://en.wikipedia.org/wiki/Joel_Kotkin
Дополнительно
"Вилка радуги: коммунизм или новейшее средневековье"
https://alex-rozoff.livejournal.com/69751.html
Роберт Гордон "Мир ждет спад длиной в тысячу лет"
http://www.finmarket.ru/main/article/3072313

Оставить комментарий

Предыдущие записи блогера :
Архив записей в блогах:
Жизнь на Земле только что изменилась… Гольфстрим умер… По последним спутниковым данным, Гольфстрим больше не существует. Вся система морских течений Северной Атлантики является ключевым элементом теплового регулирования планеты, позволяя ...
Не так давно по всем лентам новостей прошла новость: мол, дядю лидера Северной Кореи Чан Сон Тхэка казнили. Подробностей минимум — сначала дядя исчез из хроники , потом пошла информация, что его, возможно, слегка «покритиковали» из огнестрельного оружия. А вот сейчас, после Нового ...
Многоуважаемые сообщницы! Не уверена что не нарушаю правил, но надеюсь что всё же по адресу мой вопрос. Если что - удаляйте.. Я второй раз мама, но опыта в слингоношении не было в первый раз 7 лет назад. Малышу почти 2 месяца, он не очень крупный, и для ...
. Во многих городах АР Крым нет света. Это следует из сообщения журналиста Османа Пашаева в Facebook и комментариев пользователей под сообщением. В свою очередь ...
Просто любопытно что тут накомментирует по данному поводу сообщество. Которое по большей части все же имеет более близкие предствления об обоих ситуациях чем я. Я-то ни в России не жил (ну, до четырехлетнего возраста таки жил, но по понятным причинам впечатления несколько притупились за ...