Античный след в польских лесах
fon_eichwald — 12.06.2015
История земель, ставших позже Польшей, начинается очень рано. Вот
готы с гепидами высаживаются где-то в устье Вислы, чтобы двинуться
к Чёрному морю; вот вандалы в будущей Силезии готовятся к броску до
самой Африки; вот авары обходят, как могут, Карпаты, чтобы занять
Паннонию (кажется, так). Но всё это – далёкая варварская периферия
цивилизованного мира, лежащая за пределами классических сюжетов.
Средневековым польским хронистам очень хотелось, чтобы в истории их
страны засветились люди, известные каждому образованному человеку.
А желания часто сбываются.Началось вот с неё:

Царица Паннонии, земли, бывшей прародительницей славянского народа, отправилась как-то на далёкий юго-запад, дабы приобщиться к мудрости одного семитского монарха. Главная река, протекавшая во владениях этой царицы, называлась Сава, отсюда и именование правительницы в небезызвестном тексте – царица Савская. Автор Великой Польской хроники говорит ещё, будто слово «Далмация» образовалось от словосочетания «дала мать» - то бишь всё та же собеседница царя Соломона. Часть её подданных двинулась в поисках новых земель на юг, к Адриатике, а часть – в северные леса.
Но и в лесах не оставили бедных славян-лехитов в покое. Завоёвывать их явился сам Александр Македонский. Лехиты тогда были разобщены, имея целых двенадцать правителей, но «некий искуснейший в золототканом деле мастер, который могуществу Александра противостоял скорее мастерством и трудолюбием, нежели храбростью», смог дать отпор захватчику. К сожалению, подробности этого славного деяния так и останутся неизвестными.
Мастера благодарные соплеменники выбрали своим королём; это был Лешек Первый. После его смерти выбрали другого, Лешка Второго, а уже сыну последнего, тоже Лешку, пришлось отбивать нападение Юлия Цезаря. Два поколения растянулись таким образом в хронике на два с лишним века.
«Лешек, в меру своих сил сопротивляясь… со своими храбрейшими лехитами, трижды… сразился, перебив очень много народа из войска Юлия Цезаря». Оценив по достоинству мощь польского оружия, римлянин заключил мир и дал в жёны лехитскому королю сестру, а в приданое за ней – всю Баварию. Правда, согражданам Цезаря не понравилась потеря столь ценной провинции, и Баварию забрали обратно. Тогда Лешек Третий, будучи правителем самостоятельным и гордым, отдалил Юлию от себя. Числились за ним и другие победы: например, он разгромил «некоего тирана по имени Красс», командовавшего (вот сейчас будет неожиданно) парфянами.
Умер Лешек уже при Нероне, прожив, таким образом, существенно больше ста лет. Сын его был хорошим королём, а вот внук – плохим, за что и попал в фильм «Когда Солнце было богом» в качестве главного отрицательного персонажа. Скормив его мышам, поляки выбрали королём одного пахаря по имени Пяст…
Эту картину дополнил Ян Длугош, написавший, что Крак – легендарный победитель змея и основатель Кракова – звался на самом деле Гракхом. «Некоторые считают, что этот Гракх был римлянином и вёл происхождение от рода и фамилии Гракхов; когда во время гражданской смуты двое Гракхов, а именно, Тиберий и Гай, злоупотребив трибунской властью из-за аграрного закона, были убиты партией знати в 622 и 627 году от основания Города, он, покинув Рим, направился к полякам и обрёл у них искомый покой, убежище и верховную власть».
С хронологией у Длугоша совсем плохо: Гракх, говорит он, воцарился в Польше примерно за 400 лет до Рождества Христова; он отразил вторжение галлов (тут, видимо, имеются в виду события 270-х годов), а дочерью Гракха была знаменитая Либуша.
Забавно, что Пшемысловичи, а за ними и вся европейская аристократия, могут претендовать на происхождение от Сципиона Африканского - пусть и с опорой на такие вот анекдотические свидетельства источников.
|
|
</> |
Оплата зарубежных сервисов и подписок
Адвент-календарь: день № 13
Карикатуры Mad'a. «Русские в Париже»
CANADA
Юбиляр дня Эдит Пиаф
Сойкин день
А я все гляжу
Под День энергетика
дом милый дом

