Где вы, быстрые разумом Невтоны?


В Петербургских вузах обвалился проходной бал и случился массовый недобор абитуриентов.
В знаменитой Бауманке недобор. В университете Лобачевского (ННГУ) – недобор. РХТУ им. Менделеева – недобор.
На факультеты: физический, радиофизический, информационны технологий, математики и механики, программная инженерия, прикладная информатика, математика и компьютерные науки, механика и математика, радиоэлектронные системы и комплексы, биологические системы и технологии, электронные и оптико-электронные приборы, лазерная техника и лазерные технологии; химические факультеты и еще ряд столь же технических дисциплин по физике , математике и химии.
Наши аналитики тут же сказали, что причина в том, что абитуриенты имеют на местах прекрасные вузы и не готовы покидать свои города ради столицы и Питера.
Но, как говорится, свежо предание. Когда-то жажда знаний и страстное желание познавать, учиться у маститых профессоров, а потом творить и созидать на благо общества и научного прогресса толкало молодежь ехать учиться в столичные вузы из самых разных регионов, и из глухих деревень, и из процветающих районных центров, потому что знания, полученные в престижных, овеянных славой высших учебных заведениях таких, как МГУ, ЛГУ, МВТУ им. Баумана, МФТИ позволяли молодым людям подняться на вершину знаний.
Эти вузы имели не меньшую славу, чем Оксфорд или Кембридж и знания давали не ниже европейских , Сорбоны или Болоньи.
Знания и диплом это только часть важного дела учебы. Значение имеют еще и преподавательские кадры, методики образования и возможности в расширении кругозора через богатые библиотеки, дополнительные занятия, общение.
Из нашего класса и всей школы в 70-х годах в столицу уехали только двое. Но конкурс был в МГУ 8 человек на место. О чем это говорит? О том, что нет никакой необходимости выпускникам всем выпуском мчаться в столицы. Со всей страны приезжают по одному или два человека и вузы уже имеют конкурс.
Что же случилось сейчас? Снова демографическая яма? Или причиной стала война и страх попасть в армию? Ведь столица к властям ближе. Уж лучше пересидеть под крылом у родителей. Они не выдадут. А родину пусть защищают другие.
Ладно, ребята. А девушки? Им-то служить не надо. Но и они не пытаются доказать свое равенство с ребятами поступлением на факультеты точных наук.
Еще пять лет назад поступить в Бауманку или Физтех было равносильно поступлению в ряды академиков.
Но пять лет назад не было пандемии и удаленки. Пять лет назад, вопреки стенаниям наших родительских комитетов, образование еще имело кое-какой престиж.
Говорят, что у родителей нет денег. Но места пустующие в вузах именно бесплатные, бюджетные.
Нет денег на проживание и пропитание? Но ведь не все население провинции нищенствует. Кто-то наверняка имеет возможность поехать учиться. Более того, факультеры-то престижные, те самые, за которыми будущее.
Технический диплом сулит работу именно в той области компьютерных технологий, которыми бредят сейчас все банки и все виды услуг. Со всех рекламных роликов кричат о нехватке компьютерщиков всех уровней и работу им обещают предоставлять мгновенно после получения диплома.
Но чтобы получить этот диплом нужно еще учиться пять или шесть лет, причем именно учиться, с напряжением сил и ума, то есть трудиться ради знаний и науки.
Похоже, что именно необходимость трудиться и учиться в поте лица своего и есть первая и основная причина недоборов в престижные вузы.
А в моде сейчас почему-то не компьютерщики, которые с упорным постоянством клеят на ваших дверях обещания чинить компьютер, налаживать программы и вообще, способствовать вашим успехам в цифровых технологиях. Но граждане почему-то из всей массы различных коучей и обучающих курсов с завидным старанием подписываются на диетологов, нутрицитологов, психологов и гадалок.
Зарплаты мечты получают не системные аналитики, а парикмахеры, косметологи, пластические хирурги и дизайнеры.
И вот за время пандемии и удаленки у молодого поколения сложилась твердая уверенность, что от работы кони дохнут, а твоя цель жизни – саморазвиваться в условиях комфорта и безделья. А Тик-ток и инстаграм не дадут соврать: самые удачливые и богатые – это блогеры-перекати поле . Они живут то в Таиланде, то в Дубае, то гуляют по Турции или Испании, Словении или Словакии, шлют оттуда свои он-лайн репортажи и заверяют всех, что жизнь прекрасна и удивительна.
Зачем же детям математика или физика в Бауманке, которая не позволяет вести репортаж с Мальдив или Майорке, где так приятно проводить кулинарный урок по национальной кухне.
Я не знаю, как обстоят дела у всех этих блогеров на самом деле, но вот то, что они не исчисляются миллионами, это абсолютно точно. А население страны, в том числе молодого никак не меньше десятков миллионов. И совершенно точно, что не удастся каждому стать блогером или кулинарным критиком, дизайнером или преуспевающим парикмахером. А вот быть инженерами, преподавателями, врачами и сотрудниками различных государственных служб, в том числе знакомых с системами компьютерного управления и умеющих работать в цифровых программах могут миллионы. Было бы желание учиться и трудиться.
Похоже, что желания учиться и трудиться у молодежи становится все меньше и меньше. Что их манит? Горизонты науки и вершины созидания? Увы, их манит заграница.
Казалось бы, учись, чтобы потом уехать. Но нет. Едут родители и тащат за собой детей, чтобы оставить их без диплома и образования, но с видом на жительство и перспективой стать официантом или продавцом.
Почему бы и нет? Местное европейское население даже школьного образования под час не имеет. Только начальное, в шесть классов. Им даже продавцами трудно работать.
Другое дело, российская молодежь. Это не африканцы и не азиаты. Они быстро осваиваются и готовы работать с мыслью, что здесь комфорт, здесь культура, здесь Европа. А профессии их научат на месте. И в повара могут пригласить, пообещав уникальный проект, и в установщики кондиционеров, особенно с навыками скалолазания, полученными в России, и в госучреждения возьмут считать бомжей и мигрантов. Одним словом, творческий простор и зарплата в полторы тысячи евро. А вы им Бауманку предлагаете, где нужно учиться от зари до зари, а потом получать те же самые полторы тысячи евро. А интеллектуальное развитие и общение с мыслящими людьми – это уже давно устаревшие понятия. Для общения есть тик-ток, а для ума- компьютерные игры.