АННИБАЛЕ КАРРАЧЧИ. МЕРТВЫЙ ХРИСТОС С ОРУДИЯМИ СТРАСТЕЙ. 1582

топ 100 блогов nikonova_alina26.04.2023
Аннибале Карраччи. Мертвый Христос с орудиями страстей. ок. 1582
Аннибале Карраччи. Мертвый Христос с орудиями страстей. ок. 1582

        Примерно в 1480-х годах Андреа Мантенья создал картину «Мертвый Христос», которая оказалась не только знаковой, но и эталонной для многих дальнейших поколений художников, которые старались либо повторить ее композицию в своих работах, либо даже превзойти мэтра по уровню владения искусством перспективы.

Андреа Мантенья. Мертвый Христос. 1480-е гг.
Андреа Мантенья. Мертвый Христос. 1480-е гг.

        Примерно через сто лет вызов Мантеньи принял его соотечественник Аннибале Карраччи, который написал картину «Мертвый Христос с орудиями страстей», намереваясь если не превзойти великого мастера эпохи Возрождения, то по крайней мере продемонстрировать не менее высокий уровень владения художественным ремеслом.

Неизвестный болонский художник 17 в. Братья Аннибале, Лодовико и Агостино Карраччи
Неизвестный болонский художник 17 в. Братья Аннибале, Лодовико и Агостино Карраччи

Известно, что «Мертвый Христос» был одной из самых ранних работ Карраччи. Картина датируется приблизительно 1582 годом, и относится к периоду если не ученичества, то первых самостоятельных художественных опытов художника. Первая точно датированная картина Карраччи, «Распятие с Богоматерью и святыми», выполненная для церкви Санта Мария делла Карита в Болонье относится к 1583 году. Известно также, что в начале 1580-х годов Аннибале путешествовал по Италии, так что в принципе, он мог побывать в Мантуе и увидеть там или подлинного «Мертвого Христа» Мантеньи, или же копию, снятую с картины, которая была весьма знаменита.

Аннибале Карраччи. Распятие с Богоматерью и святыми. 1581
Аннибале Карраччи. Распятие с Богоматерью и святыми. 1581

Во всяком случае, композиционная связь двух картин всегда представлялась очевидной для исследователей. Возможно, что начинающий художник выполнил эту работу как своего рода упражнение в технике ракурса, и именно потому использовал в качестве образца одну из самых известных и сложных работ с соответствующей композицией. Есть версия, что художественный эксперимент был связан с исследованиями Карраччи, проводившимися в Академии дельи Инкамминати, то есть в художественной школе, созданной самим Аннибале, его братом Агостино и кузеном Лодовико в те же годы, когда была написана картина. И, наконец, можно предположить, что молодой и дерзкий Аннибале Каррачи решил бросить вызов признанному шедевру прошлого и доказать, что он может написать картину ничуть не хуже, чем его знаменитый предшественник. 

Христос у Карраччи представлен лежащим на плащанице в окружении орудий Страстей Господних, размещенных на переднем плане по обе стороны от мертвого тела. Слева мы видим клещи и два грубых гвоздя, а справа – терновый венок.

        Мертвый Иисус изображён в еще более смелом ракурсе, чем у Мантеньи. Карраччи не только помещает на переднем плане ноги Христа. Художник отказывается от изображения плакальщиц, а также несколько смещает тело Христа вбок. Это решение дает возможность более реалистично представить торс фигуры и использовать всю площадь холста, преодолев тем самым некоторую скованность композиции Мантеньи. К тому же такой вариант размещения тела Иисуса подчеркивает пластичность его обмякшего неживого тела.

        Вообще, если и у Мантеньи тело Христа уже находится в стадии разложения, то у Карраччи складывается впечатление, что тело Иисуса только что было снято с креста. Его многочисленные раны еще не закрылись, из них течет кровь. Лицо Иисуса у Карраччи не столь безупречно красиво, как у Иисуса Мантеньи, скорее, это лицо обычного человека, искаженное смертной мукой. И любопытно, что в картине отсутствует нимб над головой Иисуса. Очевидно, что с начала 16 века художников стала гораздо больше привлекать именно земная, человеческая сторона личности Иисуса. Только орудия Страстей указывают на то, что перед нами не казненный преступник, а Господь, претерпевший страдания во имя искупления грехов человечества.

        Карраччи действительно продемонстрировал мастерское владение перспективой. И при этом он практически отказался от использованной Мантеньей перцептивной (визуальной) перспективы, заменив ее более естественным смещением тела Иисуса вбок. Но при этом монументальность образа, созданного Мантеньей, была потеряна, и, соответственно изменилась и общая концепция композиции. Но художник решал уже иные задачи, да и время уже было другие.

        Аннибале Карраччи безусловно продемонстрировал свое потрясающе профессиональное мастерство, а также редкое для живописца умение малыми средствами выразить многое.

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Вареники взяли на пробу в сети "Мяснов". Они желтенькие, как цыплята )) Грибов много, чуть ли не больше чем картошки. Для кого-то это плюс. Благоверному с луком. Мне без. Это был ужин. А индейка на обед. С луком, морковью, чесноком и сушеными кабачками. Немного томатной ...
17 января в 17:00В Государственному музее М.А. Булгакова состоится презентация ...
Андрей КЛЫЧКОВ.Член ЦК КПРФ,руководитель фракции КПРФ в Московской городской думегазета "ПРАВДА"  КОММУНИСТЫ постоянно выступают в защиту социальных прав трудящихся, проводят митинги, акции протеста против антинародной политики власти. Но ...
Есть у меня замечательный друг. Замечательность этого друга несколько омрачается тем, что он по совместительству муж моей сестры. Лет 5 назад бухали мы как обычно в загородном доме моих родителей, и тут там появляется моя сестра, и что-то после этого квасить мы с ним стали ...
Кто-то еще ИС-6 качает или уже? Раз: Два: Три: Итого: сверх обещанного Деды-6 и слота имеем 1770 ...