Анна Коробкова – герой нашего времени
blogrev — 27.12.2024

Антрополог раскрыла имя вероятного автора сотен доносов. Под псевдонимом Анна Коробкова, от лица которой написаны более 2 тысяч доносов, может скрываться «историк» и «журналист» Иван Абатуров из Екатеринбурга.
Согласно расследованию Александры Архиповой, с 2022 года Абатуров начал использовать псевдоним Анна Васильевна Коробкова для написания доносов на жителей России, выступавших против вторжения на Украину. От имени Коробковой были написаны доносы на лиц, выступавших в СМИ, занесённых в российский реестр «иноагентов», таких как «Дождь», «Дойче Велле», «Голос Америки», «Белсат», «Радио Свобода». Кроме того, по доносам от имени Анны Коробковой «Дождь», «Белсат» и «Радио Свобода» были признаны «нежелательными организациями», а «Кедр.медиа» самораспустилось после поступления угроз от имени Анны Коробковой лицам, выступившим на нём, о признании иностранными агентами в случае продолжения участия в деятельности СМИ. По подсчетам Архиповой, за два года своей деятельности «Анна Коробкова» написала около 1200 доносов. В декабре 2024 года «Анна Коробкова» в расследовании Архиповой была публично разоблачена как Иван Абатуров.
Иван Абатуров был многолетним участником раздела Википедии на русском языке и Викиновостей. Вскоре после выхода расследования Архиповой был бессрочно заблокирован в Википедии
Биография
Иван Абатуров родился 20 мая 1985 года в Свердловске. В 2008 году окончил магистратуру исторического факультета Уральского государственного университета. Согласно расследованию, в ходе обучения Абатуров угрожал одной из преподавательниц за, по его мнению, заниженные оценки, а его бабушка несколько раз приходила к преподавателям в учебное заведение «выяснять отношения, почему ему вместо пятерки ставят четверку».
В 2009 году был аспирантом кафедры философии и культурологии Российского государственного профессионально-педагогического университета.
Дело о драке со студентом
В 2013 году во время работы Абатурова преподавателем Екатеринбургского монтажного колледжа в Ленинский суд Екатеринбурга на него поступило уголовное дело по статье 116 Уголовного кодекса (побои): Абатурову вменялось избиение студента. Согласно решению апелляционного суда, Абатуров получил штраф в размере пяти тысяч рублей. После драки Абатуров был уволен из колледжа, а сам он начал оставлять негативные отзывы о колледже в интернете. По версии Абатурова, студенты бросались в него различными предметами, а избиение студента было инсценировано. Решение апелляционного суда не удовлетворило Абатурова, и он направил в Конституционный суд ряд жалоб на нарушение своих конституционных прав во время рассмотрения дела...
Абатуров написал статью о судебном процессе в русскоязычном разделе Викиновостей, назвав себя «корреспондентом» и умолчав о своей роли в качестве подсудимого.
Обращения и доносы
Начиная по меньшей мере с 2015 года Абатуров писал различные обращения в органы власти. Отсканированные копии ответов он загружал на Викисклад. В конце 2010-х годов Абатуров стал активно посещать общественные мероприятия в Екатеринбурге, в частности — посещал Ельцин-центр и ежемесячную акцию в поддержку политзаключённых. Из-за того, что Абатуров представлялся журналистом и писал статьи для проекта Викиновости, долгое время правозащитники сами звали его на акции и судебные заседания. В 2020 году Абатуров написал донос на физика и правозащитника Сергея Зыкова, отследив его на одном из пикетов.
Под псевдонимом «Анна Коробкова» Абатуров отправил несколько писем с угрозами историку и председателю Екатеринбургского общества «Мемориал» Алексею Мосину, в 2008 году из жалости выступившему научным руководителем Абатурова, от работы с которым отказались остальные преподаватели Уральского государственного университета.
Анна Коробкова
До выхода расследования о жизни «Анны Коробковой» было известно лишь c её слов, она охотно давала письменные интервью СМИ. Она сообщила о себе в мае 2023 года, что ей 37 лет. «Анна» рассказала, что воспитывалась дедом, который во время Великой Отечественной войны был советским офицером, а также доносчиком — сотрудничал с НКВД, а после Великой Отечественной войны работал преподавателем в нескольких техникумах. Дед «Коробковой» был из состоятельной семьи, которая не подвергалась репрессиям, в 1983 году имел на счёту в сберегательной кассе более 10 тысяч рублей, занимался написанием разного рода жалоб с целью получения тех или иных льгот и «Коробковой» приходилось ему помогать, что дало опыт написания обращений в разные государственные органы. С дедом «Коробковой» довелось прожить вместе около 20 лет. При этом «Коробковой» пришлось столкнуться с доносительством в школе — на неё в 10 классе две трети одноклассников написали коллективный донос с просьбой исключить её из школы.
У «Коробковой» высшее образование и опыт работы преподавателем в высшем учебном заведении и в колледже. Со слов «Коробковой» известно, что она проживала в городе-миллионнике. По словам «Коробковой», в силовых структурах она никогда не работала. У «Коробковой» грамотная письменная речь и весьма антидемократические взгляды. В интервью «Адвокатской улице» Коробкова высказала пожелание, чтобы власти России сократили численность российских адвокатов и подчинили их надзору адвокатских коллегий, так как в условиях боевых действий адвокаты утратили способность существенно повлиять на решения судов в отношении своих доверителей.
«Коробковой» удалось скопить сбережения в размере около 3 млн рублей, которые стали для неё источником дохода. При этом расходы у «Коробковой» оказались небольшими: она никогда не состояла в браке и у неё не было ни детей, ни автомобиля, ни дачи. Проживала в собственной квартире в городе-миллионнике, но за пределами России не бывала.
В полиции «Коробковой» работать не хотелось из-за большого объёма канцелярской работы и почти полного запрета на инициативу.
Доносы Коробковой
В начале 2022 года «Коробкова» написала донос на юриста Юлию Федотову, которая приняла участие в акции сторонников Навального в Екатеринбурге. В доносе было требование привлечь Федотову за отказ прекратить участие в акции сторонников Навального, причём в доносе указывалось, что доказательства вины Федотовой находились в определённом деле об административном правонарушении. 7 апреля 2022 года судья Октябрьского районного суда города Екатеринбурга назначила Федотовой административный штраф в размере 20 тысяч рублей.
С конца февраля 2022 года «Коробкова» стала осуществлять периодический мониторинг СМИ-иноагентов с целью написания доносов. За период с 24 февраля 2022 года по 24 февраля 2023 года «Коробкова» направила в электронном виде 764 доноса.
В начале 2023 года у «Коробковой» был чёткий график работы: 2 дня она просматривала все видео с ютуб-каналов СМИ-иноагентов («Дождь», «Дойче Велле», «Радио Свобода» и «Настоящее Время»), отмечала тех лиц, кто выступил в этих СМИ и проживал в России, затем писала на них доносы, а потом 2 дня отдыхала. Известно, что от имени Анны Коробковой направлялись доносы и на тех, кто выступал также в других СМИ-иноагентах. Так, от имени Анны Коробковой был донос на лингвиста Елену Шмелёву, которая выступила с коротким комментарием на «Голосе Америки». Были доносы на лиц, которые выступили в «Новой газете Европа», «Важных историях», «The Insider» и «Белсате».
Письмо на донос от имени Анны Коробковой о выступлении на «Важных историях» матери российского военнослужащего.
«Коробкова» вела работу по прекращению деятельности СМИ-иноагентов, редакции которых в начале 2022 года прекратили работу в России и вещали из-за рубежа. «Коробковой» стало оказываться давление на экспертов, которые проживали в России и выступали в СМИ-иноагентах. На каждого эксперта за каждое выступление в СМИ-иноагенте «Коробкова» отправляла донос на его работу (если было известно, где работал эксперт) и властям на привлечение к ответственности (если эксперт сказал что-то с точки зрения российских властей противоправное). На уехавших из России Коробкова направляла доносы редко, так как тех, кто не проживал в России, было сложно привлечь к ответственности. Свою деятельность она объяснила желанием создать среди экспертов атмосферу страха, сравнив себя с деятельностью подводных лодок, которые топили немного судов противника, но вынуждали противника тратить много сил на охрану рейсов.
Доносы «Коробкова» писала на адвокатов, учителей, врачей, преподавателей университетов. Летом 2023 года «Коробкова» отправила донос в Управление ФСБ России на адвоката Калоя Ахильгова, который выступил на «Дожде». При этом работодателю шёл донос, даже если работник в выступлении в СМИ-иноагенте не упоминал своё место работы. В июне 2023 года от имени Коробковой поступил донос о выступлении Валерии Федоренко на «Дожде» в газету «Дальневосточные ведомости», где Федоренко была на тот момент внештатным корреспондентом, несмотря на то, что на «Дожде» не упоминалось, что Федоренко работала в «Дальневосточных ведомостях».
«Коробкова» просматривала опубликованные украинскими журналистами интервью с российскими военнопленными, пытаясь выяснить случаи, когда военнопленный сообщал, что сдался в плен добровольно или распространял по её мнению ложную информацию о боевых действиях на территории Украины. О таких случаях «Коробкова» сообщала властям для возбуждения в отношении военнопленных уголовных дел.
Стилистика доносов «Коробковой» была исключительной. Кандидат исторических наук Александра Филиппенко, на которую поступило несколько доносов от имени Анны Коробковой, отметила, что в них содержался подробный разбор высказываний Филиппенко на «Дожде» и на «Дойче Велле», а доносы были написаны в стиле 1930-х годов. Александра Архипова в 2023 году отметила, что данное лицо владело как юридическими терминами, так и пользовалось судебной статистикой.
Доносы «Коробкова» подавала также на тех, кто выступал в поддержку российских властей, если ей не нравилось, как они выступали. В частности, она донесла в Роскомнадзор с просьбой привлечь к административной ответственности газету «Национально-освободительного движения», выступавшую за расширение полномочий В. В. Путина, так как ей не понравилось, что газета призывала к нанесению ядерного удара по территории США. «Коробкова» направляла обращение с просьбой привлечь к административной ответственности гражданина Донецкой Народной республики Максима Фадеева, который участвовал в боях за Мариуполь в качестве военного оператора, по причине того, что Фадеев обвинил российских военнослужащих в мародёрстве.
«Коробкова» требовала также блокировки сайтов. В марте 2022 года «Коробкова» донесла в Роскомнадзор с просьбой заблокировать новый сайт ОВД-Инфо.
Одним из направлений борьбы «Коробковой» с деятельностью СМИ-иноагентов стали призывы признать их «нежелательными организациями». Признание «нежелательной организацией» делает в России административно наказуемым любое выступление в СМИ. В мае 2023 года «Коробкова» направлила «Дождю» извещение, что на них подан донос о признании «нежелательной организацией». После признания «Дождя» «нежелательной организацией» была оштрафована по статье 20.33 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях Н. Ю. Низовкина, которая дала «Дождю» комментарий, на который донесли от имени Анны Коробковой. При этом Низовкину привлекли не за содержание комментария, а за сам факт его дачи «нежелательной организации».
«Коробкова» доносила в Генеральную прокуратуру РФ обращения о признании «нежелательными организациями» «Белсат», «Дождя», «Дойче Велле» и «Радио Свобода». Так как ГП РФ тратила на проверки этих обращений по несколько месяцев, «Коробкова» подавала обращения в Государственную думу с жалобами на медлительность прокуратуры.
Помимо СМИ-иноагентов «Коробкова» обращалась по фактам публикаций в СМИ, которые не были признаны иностранными агентами. Так, она направила обращение с просьбой привлечь за дискредитацию Вооружённых сил Российской Федерации участницу встречи с Марией Захаровой в Уральском федеральном университете. На этом мероприятии участница встречи задала Захаровой вопрос, который был расценен «Коробковой» как дискредитация Вооружённых сил Российской Федерации. В обращении она указала, что выступление участницы было на сайте E1.ru.
Направлялись от имени Коробковой также доносы на выступления в иностранных СМИ, которые не были признаны иностранными агентами.
«Коробкова» отслеживала поведение людей, обвинённых российскими властями в запрещённых высказывания в рамках уголовных дел. Об их высказываниях Коробкова доносила в российскую прокуратуру, чтобы им запросили более строгое наказание. Например, «Коробкова» донесла о действиях Алексея Горинова и Бориса Кагарлицкого и др.
ЗЫ
В июне 2024 года «Аркадий2023» загрузил на «Викисклад» несколько сделанных с близкого расстояния фотографий с конференции «История сталинизма», которая проходила в том же месяце в екатеринбургском «Ельцин-центре».
Участники расследования нашли фотоотчет с конференции, который опубликовал «Ельцин-центр». На одной из фотографий в нем можно заметить человека, который сидит в медицинской маске в первом ряду...

|
|
</> |
Оплата зарубежных сервисов и подписок
Про охоту на осетра в российском посольстве в Варшаве
Твоя доброта - твоя слабость
Пятничное фото
Азиатское фиаско: с чем вернулся Трамп после поездки в Китай
Прогулки по Балтийску. Сентябрь
Большой тест зимних шин 2025 года от ADAC: немцы выбрали лучшую резину для
Платье трёх поколений
В Египте открылся крупнейший в мире археологический музей

