Андрей Школьников о типах войн, психоистории и пассионарности
skeptimist — 11.05.2020Андрей Школьников среди современных аналитиков пользуется уважением. Хотя чего-то особого я у него не услышал. но он способен умело синтезировать и аккумулировать то, что говорят разные специалисты, такие как А. Фурсов, М. Хазин, С. Переслегин и А. Девятов, транслируя и развивая их идеи.
В данной беседе он описывает идею С. Переслегина о трёх типах войн: войне Ареса (вооружённая война), войне Афины (торгово-экономическая война) и войне Аполлона (психоисторическая война), делая акцент на психоисторические смыслы и психоисторию как науку, которую в последнее время транслирует и развивает А. Фурсов.
Помимо этого он много чего сообщает любопытного. Слушать реально интересно, а что именно там у него, можно посмотреть ниже, но я коснусь ключевых моментов.
1) Мне нравится идея Переслегина о 3-х типах войн: войн, которые ведут воины, купцы и жрецы. Однако метафоры Переслегина, связанные с богами античности - Аресом, Афиной, Аполлоном, на мой взгляд не очень удачны. Причём, и сам Переслегин, возможно, чувствует это. По крайней мере 3-й уровень войн, он первоначально называл не войной Аполлона, а войной Христа, что было бы по смыслу точнее, но выпадало из общего знаменателя.
Без сомнения Арес идеально подходит как символ воинов, хотя эллины его не слишком высоко ставили среди олимпийских богов. Но Афина не была богиней торговцев. Богом торговцев был Меркурий, бог-трикстер. Что касается Аполлона, возможно он здесь и подойдёт. Но тогда надо знать, что из себя представлял Аполлон как бог. С тех пор, как Ницше поставил у ворот античной культуры "тёмного" Диониса и "светлого, солнечного" Аполлона, большинство культурологов держатся именно этой версии, будто забыв о том, что именно жрецы Аполлона были самыми знаменитыми провидцами, а дельфийские пифии в состоянии транса выдавали самые знаменитые предсказания.
2) Не знаю, кто первым сделал акцент на психоисторию - Переслегин или Фурсов? Но сейчас они оба весьма активны в этом направлении, отталкиваясь от идей А. Азимова, у которого психоисто́рия (англ. psychohistory) — вымышленная наука в цикле романов «Основание», которая применяла математические методы для исследования происходящих в обществе процессов и благодаря этому позволяла предсказывать будущее с высокой степенью точности. Но психоистория в реальности - не совсем то, что предлагает Азимов. Причём, у нго даже название странное. Если в истории используют матанализ, то называть её надо не психоисторией, а матоисторией или чем-то подобном. Это - раздел истории, включающий в сферу исторических исследований психологию людей и народов, история, выстроенная через личностный подход и психологию в несколько фрейдистском духе, скажем, история Германии через попытку понять психологическую связь Гитлера как вождя-шамана, имеющую мистическую связь с германской нацией, о чём писал К.Г. Юнг.
Однако, если присмотреться внимательней и копнуть глубже, то выяснится, что в данном подходе речь идёт не о психоистории, а о мифоистории, потому что именно миф занимается смыслообразованием и формирует поле значимых смыслов, про который так здлорово говорят Фурсов и Переслегин, а теперь и А. Школьников.
К нему и вернёмся. Итак далее у него по плану идут:
- Айзек Азимов Основание.
- Теория пассионарности Л.Н. Гумилева. Как строится любая теория и как она обновляется.
- Как устроена власть в современной и советской России?
- Как получают научные степени?
Предыдущее интервью Андрея Школьникова можно посмотреть здесь:
https://youtu.be/CC2yLnv2QUA
https://youtu.be/b5Nfa5hok6Q
https://youtu.be/BUi-lb1_Izg
|
</> |