Анастасия Перкова «Стерегущие золото грифы»


Пока я читала, впечатления менялись примерно следующим образом.
1. О, сказка! Про прекрасных сильных богатырей и красивых девушек. С картинками! С национальным колоритом. Завораживающе!
2. Да нет. Не такая уж и сказка. Скорее беллетризированное представление о жизни кочевников. Причем не только быт и обычаи, но и психология. Любопытно!
3. Даже если все эти ритуалы и поверья придуманы, это отлично придумано. Но почему, почему, каждая история заканчивается так не сказочно
4. А ведь как мало мы знаем об этой части России. Исчезающе мало. Не почитать ли что-нибудь еще про алтайские народы?
Знаете, у Дробышевского есть книга «"Байки из грота. 50 историй из жизни древних людей"», которая построена следующим образом: сначала вы читаете историю, в которой действуют, например, грозный мохнатый слон, отважный охотник и прекрасная его жена, а затем вам рассказывают про те "улики" (как их обозвал автор), которые служат отправной точкой для этой литературной фантазии. В качестве улик используются найденные при раскопках черепа, кости, пыльца растений, остатки животных и прочие артефакты, которые используются для восстановления картины прошлого.
Здесь фактов совсем немного, и все они приведены в виде нескольких лаконичных абзацев в самом конце. Мумия Алтайской принцессы, захоронение воина, погребение супружеской пары. А вот вдохновения на них набралось – целый мешок (примерно 350 стр).
В книге всего пять историй.
Первая – «Путеводная звезда». Это история о чести и той, что принадлежит духам. О кочевом племени и оберегающих символах. О татуировках – как защите человека, без которых он гол перед мирозданием.
«Шаманке не спалось. Она вышла на улицу и присела у аила, дымя неизменной трубкой. Подняла голову к ясному небу, и в этот момент там зажглась новая яркая звездочка, мигнув и разгоревшись, словно невидимая рука на том берегу небесной Молочной реки подкинула хворосту в костер. Зажглась она на севере, в конце привычного строя Скакунов, принадлежавших Семи каанам. Что стерегут покой небесных пастбищ.
- Богатая охота у духов этой зимой, - заговорила Шаманка сама с собой, - лучших берут».

Вторая – «Таежная дева». О благородстве и охотничьей удаче, о волшебном исцеляющем озере и перешедших границу людях, которые смогли вернуться. О смелости быть другим. А еще о разделении мужского и женского, об утре и вечере года, времени перемен, времени, когда принято играть свадьбы и хоронить своих мертвецов.
«Тайга смекалку уважает, а не подлость. Добычу бери, а не кради. Лишнего не бери, не жадничай. Лесному зверю оставь еду. Они сыты – Тайга сыта и довольна».
«Они подошли к самому краю, и Эркеле вгляделась в горизонт пытливым восторженным взглядом. Самая высокая, покрытая снегами гора прочно держала на себе небосвод. Эркеле подумала, что в этом месте мир вокруг становится больше, небо – выше, а горизонт – дальше.
- Это край земного мира, видишь, Эркеле?
- Как мало я знаю слов, - вымолвила она. – Это так красиво. А я не знаю, как сказать».
Третья – «Дух от духа моего». О разделенном надвое духе и разделенной надвое жизни. О том, как любящие жены уходят вслед за мужьями, об искусстве мумифицирования, гадании на камнях и вере в себя.
«Двойня не означала ничего доброго. Дурной это знак. Разделенный надвое дух – с такого толку не выйдет. Будут всю жизнь оба не живые, и не мертвые. Да и жизнь одна, поделенная на двоих, у каждого вполовину короче станет. Поэтому давно отыскался способ – одного из двойни умертвить, чтобы половина души ко второму вернулась».
Четвертая – «Слезы солнца». О подвигах и надежде, об умении довольствоваться малым и достигать большого. О том, откуда взялся золотой песок и чего это стоило. О том, как из привычки возникает чувство.
Пятая – «Сквозь время». Стоящая немного особняком среди прочих. Она о людях со звезд, которые пришли и стали жить среди всадников Укока. Почему они пришли, почему остались, и была ли среди них та, что стала невестой Великого каана? А еще об изготовлении париков и обрезании волос. И о боли, которая открывает иные миры.
«Шаманка говорит, боль заставит меня видеть мир другими глазами, познать вещи, неведомые другим. Теперь скажу тебе: она с детства готовила меня к смерти. Мой курган станет последней печатью на плато. Чтобы из мира духов ни один не явился вредить людям».
И все, все эти истории – о любви. Невозможной, запретной, возвышающей, человеческой.
Книга для, тех, кому интересны народы Алтая, для тех, кто любит гипотезы, для тех, кто готов хочет открыть для себя другой мир.