Мавроматти и Милграм

Вчера ночью независимо от моего желания написалось.
Акцию “Свой-Чужой” Олега
Мавроматти многие считали заведомо самоубийственным шагом. Если
предложить толпе казнить или помиловать, то она неизбежно
проголосует за казнь – это не вызывало сомнений ни у противников,
ни у сторонников художника. Часто перформанс Мавроматти сравнивали
с экспериментом Милграма, нашумевшим в 60-е годы. Его участникам
предлагалось выступить в роли экзаменатора: задавать вопросы
испытуемому и в случае неправильных ответов наказывать его,
наносить удар током. С каждой ошибкой напряжение увеличивалось. При
этом, палач сохранял полную анонимность, он смотрел на жертву через
зеркальное стекло. Мало кто останавливался после того как жертва
начинала просить о пощаде, а многие продолжали бить током уже
неподвижное тело, после того как напряжение превышало смертельную
отметку. Разумеется, за стеклом находился актёр, который имитировал
страдания и смерть, а настоящими объектами эксперимента были как
раз студенты-палачи.
В опыте, который поставил Олег Мавроматти, соотношение голосов “за”
и “против” было иным. Большинство выбирало жизнь, при том, что
интернет сам по себе – крайне жестокая среда.
Хоть Мавроматти и кажется идеальной жертвой, которая сама отдала
себя в руки мучителей, количество проголосовавших за казнь
почему-то не превысило критическую отметку.
Ответ заключается в психологической разнице между палачом и
судьёй.
Эксперимент Милграма – это как раз тест для палачей.
Студенты получали инструкцию, согласно которой они должны были
наказывать человека. Они должны были всего лишь следовать этой
инструкции. У участников эксперимента Милграма было лишь два пути:
продолжать игру или покинуть её, сама же игра исключала возможность
выбора. Человек во всём честно и скурпулёзно следующий указаниям,
снимает с себя ответственность за результат своих действий.
Опыт Мавроматти превращает голосующего не в палача, а в судью.
Палач и жертва тут как раз едины – это сам художник, ведь именно он
подаёт ток нажатием на кнопку.
Судья же отличается от палача тем, что обладает свободой выбора.
Пусть эта свобода выбора заключена в рамки закона, но всё равно
появляется ещё одна развилка помимо “играть – не играть”. Казнить
или помиловать.
Проголосовать за казнь – это не то механическое действие, которое
выполняли испытуемые в тесте Милграма. Это осознанный поступок.
Убить может и машина, но принять решение об убийстве способен лишь
человек.
У Мавроматти достаточно врагов, которые действительно хотели бы
отведать его крови, но как раз они-то и не стали голосовать за
казнь. Причина проста – нежелание играть по чужим правилам.
Поставим себя на место православного инквизитора: ему предлагают
спуститься в ад, взять в руки сатанинские вилы с рукояткой в виде
козлиной головы и поразить ими хохочущего грешника. Инквизитор
привык действовать крестом и святой водой, хоругвью и иконой, но
тут они бессильны. Он догадывается, что как только убьёт
дьявольское отродье используя его же оружие, то тем самым
подчинится воле Нечистого. Поэтому религиозных фанатиков из списка
потенциальных участников проекта Свой-Чужой мы вычёркиваем.
Остаётся лишь пресыщенная безликая публика, для которой
бессмысленная жестокость – не выражение реальных эмоций (злости,
гнева, ненависти), а их суррогат. Заменитель. Самое реалистичное из
всех виртуальных развлечений.
Но и они тоже не стали убивать Мавроматти.
Цена вопроса – 50 центов, именно столько стоило проголосовать за
казнь.
Смешные деньги: цена чашки дешевого кофе из автомата. Любой
любитель виртуального насилия вполне может позволить эту сумму.
Разобраться с системой Paypal, через которую предлагалось платить,
тоже не так уж и сложно, на всю процедуру должно уйти полчаса, от
силы час времени.
Но Мавроматти жив.
Дело в том, что именно эти 50 центов и превращают голосование в
ответственный шаг. Если бы изъятие денег было оформлено в любой
другой форме (например, осуществлялось бы посредством смс) –
пожеланий смерти было бы несколько больше. Но осознанная передача
денег – совсем другое дело, она имеет почти сакральное значение.
Сегодня финансовый успех часто является синонимом успеха
жизненного; в среде, в которой религия мертва, а следование
каким-либо идеологемам – удел небольшой кучки маргиналов,
материальная состоятельность становятся эквивалентом всего, деньги
– это душа человека общества потребления. Заплатить за что-то,
купить какой-либо объект – значит признать его серьёзность,
значимость, нужность. Человек голосующий за убийство и отправляющий
50 центов через Пэйпэл говорит тем самым: “мне нужна смерть
художника, я готов купить её”. Мимолётное развлечение превращается
в осознанный поступок, деньги придают реальность виртуальному
убийству.
А к этому готовы считанные единицы. При желании любой может найти
десятки и сотни видеороликов с убийствами, как постановочными, так
и реальными, прочесть тысячи новостей в которых кровь будет
сочиться из каждой буквы. Платить 50 центов за смерть Мавроматти
для простого охотника за виртуальными смертями – бессмысленная
расточительность. Знак причасности к тому, что он не чувствует или
боится почувствовать.
Перформанс “Свой-Чужой” не опроверг опыт Милграма, скорее дополнил его. Милграм показал, что человек легко и не задумываясь принимает и ретранслирует зло идущее извне. Мавроматти показал, что человек, как правило, не готов рождать зло самостоятельно, если ему для этого нужно приложить даже символические усилия. Результат не то чтобы оптимистичный, но и не слишком удручающий.
"Мавроматти и Милграм" в Блоге Александра Володарского.
Опубликовано в рубриках: Арт, Публицистика, с тегами: антиклерикализм, Мавроматти, Свой-Чужой, суд, тест Милграма.
Комментировать -