Анализ текста

топ 100 блогов feministki08.02.2012 Я решила взяться за стихотворение "Каждый выбирает для себя..." в связи с его огромной популярностью в Интернете. Первые строки этого текста можно увидеть процитированными во многих дискуссиях, и толкуют их кто во что горазд. Тем интереснее разобраться, о чем же, собственно, было написано.

Ю. Левитанский
***
1. Каждый выбирает для себя
2. Женщину, религию, дорогу.
3. Дьяволу служить или пророку -
4. Каждый выбирает для себя.

5. Каждый выбирает по себе
6. Слово для любви и для молитвы.
7. Шпагу для дуэли, меч для битвы
8. Каждый выбирает по себе.

9. Каждый выбирает по себе
10. Щит и латы, посох и заплаты.
11. Меру окончательной расплаты
12. Каждый выбирает по себе.

13. Каждый выбирает для себя.
14. Выбираю тоже - как умею.
15. Ни к кому претензий не имею.
16. Каждый выбирает для себя.

Композиция
«В композиции лирических текстов конструктивная роль принадлежит медитации, а не повествованию <...> », пишет В.И. Тюпа; в данном стихотворении медитативность выходит на первый план: практически одинаковые строчки с небольшой вариацией занимают половину всего текста: их 8 из 16.
Само стихотворение выполнено катренами с опоясывающей рифмовкой. По структуре оно закольцовано, т. к. вариация строчки «Каждый выбирает для себя» присутствует в первом и четвертом катрене, внутри остаётся вариант «Каждый выбирает по себе»; кроме того, также по смыслу закольцованны строки «Дьяволу служить или пророку/каждый выбирает для себя» и «Меру окончательной расплаты/каждый выбирает по себе».

Сюжет
«Событием в тексте в тексте является перемещение персонажа через границу семантического поля», пишет Лотман.
В этом стихотворении событием является последнее четверостишие: из поля повествования «от третьего лица» происходит переход к словам от первого; в связи с этим меняется и лексика, от возвышенно-поэтической к прозаизму «претензий». Из семантического поле «вообще» лирический герой переходит в личное пространство.

Ритмотектоника
Стихотворение написано одним из самых популярных в русской литературе размеров: пятистопным хореем.
Основная ритмика задаётся повторяющимися строчками, в которых полноударные стопы чередуются с пиррихиями, начиная с первой полноударной стопы.
Самыми напряженными с точки зрения ритмики являются 7 и 10 строчки: четыре полноударных стопы из пяти возможных. Композиционно они также в центре стихотворения (8 и 9 строчки — повторяющиеся, и поэтому на них не падает ритмическое напряжение). В них единственных представляются зрительные, вещественные образы: шпага, меч, щит и латы, посох и заплаты.
Также всё стихотворение в целом (кроме последнего четверостишия) характеризуется анжабеманами (перебросами продолжения фразы в следующую строку).
По ритмике отличается последний катрен: в нём единственном внутренние строчки не начинаются с первой ударной стопы.

Фокализация
В первых трёх катренах развиваются образы, которые читатель может назвать извне, при этом внутри текста они только описываются. Каждый из них обозначен во второй строке: тот, кто выбирает женщину - «любовник», тот, что выбирает религию - «монах», тот, кто выбирает дорогу - «воин» (почему именно воин — раскрывается в описании в следующих строках).
К «любовнику» относятся фрагменты «слово для любви», «шпагу для дуэли».
К «монаху» - «слово для молитвы», «посох и заплаты».
К «воину» - «меч для битвы», «щит и латы».

Мифотектоника
Семантический ряд первых трёх катренов принципиально маскулинен. Все три варианта выбора, которые описываются в начале, имеют только «мужское» представление, таким образом «каждый» первых трёх катренов — это мужчина. Конечно, ярче всего это проявляется в образе «любовника», который «выбирает» женщину и «шпагу для дуэли». Т. к. его образ открывает стихотворение, можно с уверенностью считать, что все остальные варианты также описываются традиционно-патриархатно, иного оговорено не было.
Постоянно повторяемые строки «каждый выбирает для себя» и «каждый выбирает по себе» обессмысливают сам «выбор» и маскируют реально показанную узкую вариативность, которая представлена «внутри» катренов; выбор явно ограничен всего тремя маскулинными вариантами. В этом смысле такое частое повторение слова «выбор» явно иронично: какой же это выбор «для каждого», если он явно ограничен, и композиционно (повторяющиеся строки опоясывают каждое четверостишие), и по смыслу?

Последний катрен ритмически и семантически противопоставлен трём предыдущим: в нём есть и главное «событие» стихотворения, и переход к другой лексике, и к речи от первого лица. Это четверостишие заслуживает особого внимания.
Во-первых, происходит выход из безличного в личное, и в нём единственном не говорится о «трёх вариантах» предыдущих строк. Лирический герой не выбирает из того, что видит — он выбирает «как умеет», и выходит в личное пространство, для которого слово «выбор» перестаёт иметь ироническое значение, и приобретает реальное: выбор для себя — это не выбор из трёх маскулинных возможностей, он может быть другим.

Краткий вывод:
Стоит обратить внимание на то, что, несмотря на генерализацию женского и мужского рода по мужскому, слово «каждый» в данном конкретном стихотворении ни разу не было применено к женщине или чему-то стереотипно-женскому, пусть и вместе с мужским. В этом тексте нет женского как такового, и в то же время нет претензии на всеобщность: в каком роде мужчинам говорить о себе и о «своих», если не в мужском? Строчку «каждый выбирает для себя» есть соблазн применить ко всем, но вообще — это стихотворение про ограниченность на внешнем плане тремя вариантами для взрослого_мужчины (даже не для подростка мужского пола, и в том числе не для женщины), и про возможность реального выбора на индивидуальном, личном плане. Какого — неизвестно, обозначена лишь сама возможность.
Это ограничение внешнего и уход во внутреннее крайне характерны для времени, когда стихотворение было опубликовано: 1976 год; это самая середина брежневского «застоя», когда выбор «вовне» был крайне ограничен.

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Прождав больше двух часов (за это время был написан пост об открытии), пресса наконец-то попала на площадку для динамического показа на полигоне в Алабино. Пролёт такой техники как Ка-226, Ми-35, а-52, Ми-8АМТШ, Ми-26, АНСАТа, Як-130, МиГ-29СМТ, Су-34Ю Су-30СМ, Су-35С, а также нанесение ...
Только утром сошли с поезда, а уже в пять часов вечера Коля улетел в очередную командировку. Коротенькую, конечно, всего до четверга, но все равно, он же не выспится совсем. Съездили в целом хорошо. Главное, поездка шла по нарастающей. От не ахти в начале к замечательнейшему финалу. В ...
Юлия таки нашла время посетить наш город)) И по этому знаменательному поводу мы устроили пробег по "злачным" местам. Конечно же, пройти мимо Садов Мечты не было никакой возможности. Да, осень. Да, слякотно и холодно, но как же там уютно и красиво... ...
Вспомнили ? А теперь новая вариация на баяне http://www.youtube.com/watch?v=gwj-qQntXNo Вот и всё: вау и бандерлоги должны замереть. Идите вы нахуй со своими новостями в таком формате. UPD^ Есть вот такое видео http://www.youtube.com/watch?v=-JyJZs65W6w . Незнаю как реагировать, ...
(холст, акрил, ...