Амулеты против черной магии
fan_project — 27.02.2024Амулеты гри-гри представляют собою великое множество естественных и искусственных предметов - фетишей, заключающих в себе некую частицу мистической силы из сверхъестественного мира, в которую верит данный народ. В их число входят и изображения предков, и всякие волшебные предметы, вроде шпоры белого петуха или клыков леопарда, и уйма настоев и отваров, цветных и бесцветных, и священные «записки» или таблички с арабскими письменами, которые появились в странах Африки с распространением ислама. Написанный на такой табличке отрывок из Корана становится «магическим» гри-гри, так как изготовлен марабутом.
Иногда амулет предстает в виде крошечной книжицы из кожи с заповедями Аллаха. Марабуты на востоке Африки пишут стихи их Корана предпочтительно в пятницу на обрывках бумаги. Завернутые в ткань, такие талисманы продают за большие деньги. Их надевают на шею. У мусульман Танзании амулеты и талисманы делаются по строгим правилам с помощью «магических прямоугольников» или из арабски букв - своего рода каббалистических знаков.
Марабут - это человек, знающий Коран и слывущий святым: ему ниспослана благодать. Он как бы источает эту благодать; ею наполнено его жилище, которое тоже считается священным, ибо дарует благодать и исцеление даже после смерти его хозяина.
Многие амулеты - необходимая помощь от дурного глаза, языка и руки, другие, напротив, призваны навлечь порчу и чары на людей, животных и урожаи. Порой амулеты имеют как бы отражательное действие: если кто-то произнесет проклятие, то оно возвратится и падет на голову проклинающего. Они противостоят колдовству и любым формам черной магии, которые навлекают болезнь на людей или их животных, включая бесплодие. Каждый амулет (или талисман) таит после заворожения (освящения) определенную, одному ему присущую силу, которая подобна магнетической энергии. Она способна остановить и повернуть вспять силы зла, атакующие его владельца.
Амулеты наполняют быт африканца. Это часть мира, без которого он не проживет и дня. Они неразделимы с ним, как неразделимы жизнь и смерть. В них есть свое очарование, поскольку они завещаны прошлыми поколениями, которые стремились избавить себя и потомков от страхов и сомнений, преследующих человека от рождения и до смерти. В романе «Черный мальчик» Камара Лей рассказывает, какие амулеты были в доме его отца. «Налево лежали бубу и шкуры, на которых молились. В изголовье постели - подушка и гри-гри - «хранитель сна» моего отца. У него было множество горшочков, наполненных соком различных растений и корой деревьев. Все эти горшочки были закрыты железными крышечками и богато украшены бусами из раковин каури.
В них хранились таинственные снадобья, которые отгоняли злых духов и даже в небольшом количестве делали тело неуязвимым для любых врагов. Мой отец не забывал перед сном натереть ими тело для сохранения и умножения своей силы и могущества. Каждый гри-гри имел свое предназначение, но какое точно, я не знаю. Я слишком рано покинул дом отца». Материалы для амулетов разнообразны: маленькие кости или зубы животных, кольца, цепи, корни и кора деревьев, трава, семена растений, плоды древовидных овощей, ракушки, фигурки, горный хрусталь, камешки, волосы, ногти, чьи-то экскременты и т. д. Их подбирают вместе, «пакуют» в мешочках и по-разному носят - на шее, груди и руках, между ног, в складках одежды и в… желудке. Их держат в пирогах, прикрепляют к рыболовным снастям, оружию или где-то в хижинах, втирают в кожу.
В романе тоголезца Давида Анану перечислены предметы, из которых готовились гри-гри: священные изображения, гребни, вилки, склянки, зубы гиппопотама, бедренные кости младенцев, портреты кайзера и Аристида Бриана, то есть самые неожиданные вещи. «Старик прорицатель взял флакон с черным порошком, отсыпал понемногу в ладонь каждому из гостей и приказал проглотить, - рассказывается в книге. - Это был порошок, способный обезвредить действие любого злого духа… Затем он протянул гостям семь раковин каури, чтобы они закопали их на перекрестках селения Севы и у себя дома. Эти каури, после того как их потерли о бедренную кость младенца, извлеченную из мешка прорицателя, должны были защитить от наиболее опасных врагов и вызвать симпатию людей».
У народов, говорящих на суахили, есть талисманы для добрых дел, для успеха у женщин или удачи в войне. В Кении перед охотой приобретают амулеты, оберегающие от диких зверей и всякого рода других врагов и возможных превратностей. Охотник не расстается в лесу с амулетом, который представляет собой смесь трав с магическими предметами. Получив его от колдуна, он вешает его на левом плече или где-то между ног, громко повторив семь раз ритуальную фразу: «Теперь я обережен от всех опасностей».
Волшебники хауса могут делать мунджирийя - амулет из кожи электрического угря, который водится в водах Нигера. Его обладателя не схватят грабители, не арестует полиция: он ускользнет от преследователей, а их оружие окажется бессильным против него. У народов, говорящих на суахили, есть амулет от нападений львов во время странствий. Многие амулеты способны парализовать любой яд. Дети часто увешаны множеством амулетов против болезней всех органов. Тем из них, у кого плохой аппетит, в Габоне вешают на бечевке зуб леопарда.
У сафва сыздавна популярны амулеты от гнева белых людей. Они вырезаются из черного дерева.
- Когда белые будут гневаться на кого-то из нас, этот фетиш отведет беду от пострадавшего и от всего племени, - сказал мне вождь одной из деревень Мариего.
Амулет висел в его хижине. В случае нужды Мариего подносил его ко лбу. Таким же гри-гри фульбе Камеруна пытались защититься от жестокости белых, особенно от суровости районного начальника в колониальные времена.
Есть амулеты (и талисманы) более сильного действия. Они служат не только щитом от злых влияний, но и способны оказывать положительное или отрицательное воздействие на определенное лицо или животное. На востоке Африки их зовут «чармз» (от английского слова «чары»). Их можно сравнить с пантаклями, если пользоваться терминами Высшей Магии. Они применяются даже там, где утвердились христианство и ислам. Такие амулеты у хауса называют словом «лайа» - чудо. Для их изготовления на западе и востоке Африки берут стихи из Корана.
В Танзании один вор похитил как-то часы у одного человека. К его несчастью, обокраденный был чародеем, который мог делать кибаби - амулеты-чармз для влияния на воров. В результате часы причиняли боль руке вора, и тот вернул украденное владельцу, трясясь от страха перед возмездием. В Заире шаманы прибегают к специальным зеркалам, которые позволяют видеть даже духов. У киконго на западе Заира есть амулет нконди, помогающий возвращать похищенное, а амулет капиангу там же может довести воров до смерти.
«Африка - земля парадоксов», Владимир Алексеевич Корочанцев, 2001г.