Амерзон (1998). Путешествие за белой птицей

топ 100 блогов gamer — 08.07.2024
Амерзон (1998). Путешествие за белой птицей

На днях я решил пройти небезызвестную игру «Amerzone». Не слышали о такой? Старый динозавр из 1998 года, самая первая игра французского художника комиксов Бенуа Сокаля, который вскоре прославится дилогией «Syberia». Как ни странно, даже среди квестоманов не все дошли до этого старика, хотя в этой игре много из того, что потом прославит Сокаля… Впрочем, кто бы говорил – я сам долго раскачивался. Поводом стала весть о том, что компания Microids собирается сделать на игру ремастер с обновленной графикой – и до него всего несколько месяцев. Сказано – сделано, я пригласил друга, который в отличие от Сокаля, знает, как работают механизма и физика. И мы где-то за вечер, с трудом, но осилили эту игру. Но если бы вы знали, сколько мне пришлось пройти, чтобы черкануть на нее небольшой обзор на память!.. Боль, унижения, сравнения разных пиратских версий, даже переустановка системы – ВСЕ было в этой несчастной истории… Но об этом попозже, а пока – личные впечатления.

Амерзон (1998). Путешествие за белой птицей

Игра, к моей радости, завелась без труда, весьма минималистичное интро было пройдено, и мы с другом потопали вместе по дорожке-по тропинке. Сюжет, конечно, оказался волшебный. Итак, черт знает какое время и страна – видимо, Франция конца девяностых… К некому затворнику Александру Валембуа прибывает наш немой аватар – якобы журналист… журналист не пойми чего. Журнала «Мурзилка», что ли? Название журнала все равно есть только в руководстве пользователя…

В общем, на маяке кагбэ журналист застает престарелого Валембуа, который несет старческий бессвязный бред про каких-то птиц и яйца, требует от нас выполнить его миссию, уверяет, что просчитал путешествие в Амерзон до мулиметра, а потом дает дуба. Из собранных записок и дневников кое-как удается понять, что 60 лет назад молодой Сашенька летал со своими друзьями, священником Дэвидом Маховски и однокурсником Антонио Альваресом, в загадочную малоизвестную страну Амерзон где-то в Южной Америке. Как водится, все пошло немножко не по плану, и Саша проторчал много времени в деревне местных индейцев, где положил глаз на симпатичную индианочку и вместе с ней долго строил свою любовь (ох уж эти французы!). Но однажды он увидел кое-что еще поинтереснее молодой горячей индианки – некое белое яйцо… Кхе-хке-хке-кхе…

Амерзон (1998). Путешествие за белой птицей

Вот тут старый озорник наверняка теребонькал на свое бурное прошлое...

Нет, все нормально, это реально гигантское белое яйцо, которое после искусственного оплодотворения лично силами шаманов вылупляет неких белых птиц – священных оберегов племени. Обалдев от таких биологических чудес, Саша благородно украл яйцо и каким-то образом дотащил в одиночку до городу Парижу, наивно мечтая о славе. Предал, сволочь, любовь в нищем племени аборигенов на какую-то там славу, подлец… Ученые посмеялись над баснями о стране с альтернативной биологией (ну, неудивительно…), яйцо изъяли, а Саше дали справку и показали на дверь. Так что все эти 60 лет он бесконечно страдал… от любви к индианке, само собой. Идеей фикс для него стало вернуть яйцо обратно. Престарелый психопат почему-то думал, что это поможет индейцам и стране в целом. Я понятия не имею, как он ухитрился стырить яйцо обратно из университета, но факт остается фактом – оно таки лежит у него в загашнике, за стеночкой, куда вход найдет даже полный идиот. Более того, за эти годы он переоборудовал маяк в станцию базирования самолично изобретенного вундераппарата, чтобы полететь на нем далеко в Амерзон по следу тамошних полосатых гусей. Где он взял на все это деньги – я не знаю, наверно, пособие по инвалидности копил, говорят, у французов оно большое.

Амерзон (1998). Путешествие за белой птицей

Блин, целая машина для установки яйца. Не мог, что ли, за штукарь пару гастербайстеров нанять, они бы его тебе на тачке перенесли!

А почему псих просто не купил в Амерзон билет? Хороший вопрос. Возможно, он просто сумасшедший – решили мы. Но оказалось, что формально Амерзон – закрытая страна, так как тот самый однокурсник Антонио Альварес уже давно стал в государстве диктатором и перекрыл границу железным занавесом, а про белых птиц вообще слушать не хочет, считая это гнусным индейским суеверием на пути к прогрессу своей империи, зиг хайль!!! Да, в Амерзоне вполне недвусмысленный доморощенный фашизм. Диктатор Антонио Альварес вообще списан напрямую с Пиночета, чего большинство малограмотных игроков, кстати, не поняли – хотя на лицо Альварес буквально копия знаменитого «чилийского мясника», и там даже солдаты носят вполне узнаваемые каски. Только этот «пиночет» почему-то щемит местных индейцев, а по его стране, в отличие от реальной территории Чили, протекает огромная река, подозрительно похожая на Амазонку. Собственно «Амерзон» и есть соединение французского названия Амазонки и слова «амер» – «печаль».

Амерзон (1998). Путешествие за белой птицей

Жуткое лицо амерзонского тоталитаризма. А с похмелья оно еще страшнее.

Ну что сказать, сюжет полный бред, конечно, но зато оригинальный. И все бы ничего, если бы кроме объяснения сюжета в это можно было бы нормально играть!

По виду «Амерзон» – натипичнейший мистоид, которых в девяностых было полно. Круговое вращение вокруг своей оси, дискретное перемещение по стрелкам, низкополигональное разрешение, визуальные красоты вокруг, много механизмов и т.д. При этом, так как загадки Сокаль придумывать не умеет и не хочет, то по этой части игра довольно несложна – на каждом уровне, если разобраться, нужно сделать всего несколько небольших действий. Предметов минимум – неслучайно инвентарь всего на шесть ячеек. Но играть от этого не легче, так как игра зверски переусложнена неочевидными моментами и отличается колоссальными просторами, абсолютно никак не нужными для прохождения. Игровой процесс в основном сводится к бесконечному блужданию по локациям в попытках нащупать курсором активную точку, которая нужна для продвижения. Придется часами бегать, пытаясь найти незнамо что, будь то малозаметный крюк, кустик травы или две крохотные деревянные палочки Твикс, сделай паузу, попробуй Твикс, твою мать. Короче, пиксельхантинг зверский. Объяснять, в лучших традициях игр от дебютантов, никто ничего не будет. Вот возьмем первый уровень. То, что яйцо скрыто на втором этаже, вам вполне прозрачно намекнет найденная схема. А как до него добраться? Допустим, вы каким-то образом догадаетесь, что надо остановить лифт (я догадался, да). А вот в этом вам поможет только несчастный пиксельхантинг. Вот только пространство огромное, и обшаривать это все чудовищно нудно, пусть всю локацию можно обегать за пять минут.

Амерзон (1998). Путешествие за белой птицей

Романтичненько тут, конечно, посреди гор сломанного транспорта, хорошо хоть минных полей нет...

Первый уровень еще, однако, дает надежду, что это будет нормальная полноценная игра, в которой можно применять как внимательность, так и интеллект. Но дальше будет только хуже. Мы благодаря прохождению все-таки каким-то чудом полетели в Амерзон на главной фишке игры – совершенно упоротом аппарате под названием «гидрафлот». Мы с другом недоумевали, почему его пишут через «а», и только после оказалось, что все правильно – в оригинале он «Hydraflot», то есть, не от «гидро-», а от «гидра». Это какая-то странная помесь гидроплана и лодки, которая запускается с эстакады ракетой-носителем (!), умеет трансформироваться в парусник, подлодку, катер, буксир и даже немножко вертолет. Запускается весь этот кошмар инженера неведомой системой рычагов и 3.5-дюймовой дискетой. Код и подтверждение придется забивать самому, учтите – капча была еще в 1998 году. Короче, шедевральная вещь, не хуже заводного поезда из «Syberia».

Амерзон (1998). Путешествие за белой птицей

Кагбэ схема управления. Особенно радует, конечно, подпись "рычаг". Сразу понятно, зачем он нужен, ПРАВДА ЖЕ???

Ну так вот, старый любитель полапать чужие яйца предсказуемо набрехал, что просчитал все до мулиметра. Уже на второй день ВНЕЗАПНО кончается топливо, и аппарат бухается в воду. Далее вместо союза ума и внимательности идет смесь… унылого казуала и таких вот неочевидных головоломок, о которых я уже сказал. Наше путешествие проходит по тому же маршруту, что и у Валембуа 60 лет назад. Мы встретим кое-каких лиц из той истории, те же самые места и индейцев. Как обычно, оказалось, что Сокаль-художник в десять раз круче Сокаля-игродела, которого он в итоге давит как бульдозер яйцо белых птиц. Окружение, конечно, красивое даже сейчас, а уж в годы выхода игры тем более. Огромные пространства, пески, горы, моря, джунгли, реки, болота, всевозможнейшая живность… Все прорисовано на пять, просто идеально – графика, пожалуй, даже получше Syberia 1-2 в каком-то смысле. Можно посетовать на ужасные рожи стариков со структурами морщин, будто сделанных из дерева, но это ерунда. Кладбище погибших кораблей и самолетов, брошенная деревня индейцев, заповедные джунгли Южной Америки – смотрится все ярко, красиво, необычно и романтично; в лучших традициях автора.

Амерзон (1998). Путешествие за белой птицей

Однако загадки Сокаль продумывать даже и не собирался. Местами у нас совершенно тупой и дубовый казуал. Нажми кнопку, нажми рычаг, спустись на берег, осмотрись, подбери жука, убей им человека… (да, вы не ослышались). Дошло до того, что в одной локации надо тупо сойти на берег, взять в случайном месте бензин и уйти. Да, в самой дикой мрачной глуши, от островов до джунглей, обязательно будет заправка и канистра с бензином – точь-в-точь как в Syberia поезд ВСЕГДА глох аккуратно на нужной станции с аппаратом для повторного завода. Однако дальше вступает в дело могучий прием Сокаля – «угадай, что я придумал в сюжете, сам!». Как я уже сказал, задачки довольно примитивные, но иначе, как пиксхельхантигом и беготней между активными точками, их решить нельзя. При этом, в отличие от настоящих мистоидов, плюшевый гуманитарий Сокаль страшно боится загадок с механизмами, вставляя их тупо для красоты. Да, тогда он еще не заболел страстью к «автоматонам» и красивым соединениями шестеренок и медных трубок, но и тут уже технофилия видна. Какая монструозная машина вам бы не встретилась – будь то самолет, подъемник, компрессор для водолаза или гигантская сеть деревянного трамвая на силе водопада – никаких сложных манипуляций с ними сделать нельзя. Так, пару-тройку рычагов надо дернуть и повернуть вентиль. Остальное – пиксельхантинг. Может оно и к лучшему, я и сейчас помню, как мучался с огромной машиной в финале Syberia-2.

Амерзон (1998). Путешествие за белой птицей

Ну и нахрена мне эта схема, если мне надо тупо повернуть один вентиль?

Справедливости ради, подсказки все-таки есть, но они все сгруппированы в дневнике Валембуа, который мы должны в начале подобрать. Да, в отличие от большинства дневников в квестах (даже в той же Syberia), тут это не просто красивый хлам с картинками, поясняющий сюжет. Дневник жизненно необходим. Все, что там записано, вы сами встретите в хронологическом порядке в сюжете. Ряд загадок вообще можно решить только с его помощью – если вы-таки сможете разглядеть подсказки. Так что на каждом этапе нужно его доставать и читать в первую очередь, игнорируя дурацкие восторги двинутого про белых птиц. А потом, конечно, блуждать по локациям. Но даже если вы привыкните к пиксельхантингу, даже если вы найдете подсказки на паре страниц, то даже на последнем уровне вы будете грустно ходить по полчаса, обшаривая экран, пока не окажется, что вы пропустили очередную деталь прямо на виду.

Амерзон (1998). Путешествие за белой птицей

Чувак пытался пройти игру без гайда. Помянем.

Игра вдобавок очень линейная. Свободного пространства минимум. Загадки просто прибиты шурупами к сюжету, причем настолько криво, что студент первого курса кафедры инженера-технолога плачет кровавыми слезами. Если вы где-то застряли, надо в абсолютно случайном месте найти какой-нибудь рояль в кустах, который вам поможет. Нужные ключи для прохождения лежат чуть ли не на виду. Найденное барахло поможет вам в любом случае, главное понять как. Например, освободить местного Вилли из рыбацкой сети можно простым ножом – и не важно, что Вилли это, твою мать, КИТ!!!! (представьте себе, какая сетка нужна на КИТА!). Какая-то индианка испускает невнятный набор непереводимых слов, в котором мы, по идее, должны узнать местную флору и фауну по дневнику… но если честно, будет проще с лупой обойти джунгли. Вы застряли на реке? А вы что не знали, что ваш аппарат умеет харкать крюком? Вот новость, теперь попробуете. Абсолютно случайно вам повезет отломать дверцу предыдущего гидрафлота – что это именно гидрафлот, вы поймете только пост-фактум, так как он сломан и вблизи напоминает обычный самолет, а подойти к нему нельзя. И практически в КАЖДОЙ главе действия вам придется добыть для своей несчастной тарантайки топливо и очередную дискету. Если я правильно понял, чугунные 3.5-дюймовые дискеты с заклепками Валембуа спокойно использовал еще в своем первом приключении в 1930-х годах. А вы не знали, какое раньше программирование передовое было? Это вам не в Биос кривые пальцы совать! И так далее, и все в таком духе.

Амерзон (1998). Путешествие за белой птицей

Вот для кого на берегу лагуны стоит бензоколонка, хотелось бы знать? На астероид бы еще ее поставил, художник хренов.

Связного сюжета, по сути, нет – игра больше напоминает какую-то эксплуатационную демку для проекта с демонстрацией возможности движка; ну вы знаете, такие штуки популярны. Встречные персонажи несут какую-то невообразимую белиберду, кое-как связанную с действием. Все поголовно плачутся и жалуются на провал своих планов, рыдают, хнычут, а потом обычно просто умирают. Похоже, наш персонаж даже не произнося ни слова ухитряется доводить людей до смерти своей нудностью – неплохая абилка для журналиста! Все предсказуемо печально и плохо, всюду тлен, горе и распад! Симпатичная индианочка давно померла, Дэвид двигает кони прямо у нас на руках, диктатура так погрязла в зверствах, что уже и сама не рада и болеет алкоголизмом, индейцев не то загеноцидили, не то тоже сгубили огненной водой… Короче, мрак, полный мрак. Не иначе все от экологии – ну то есть, от того, что белые птицы все передохли. Особенно шизофреничным выглядит финал, в котором в какой-то пустой столетней башне, где 60 лет никого не было и добраться туда почти невозможно, нас встречает ЛИЧНО престарелый Антонио Альварес! Живой, в военной форме при погонах и даже без утки под сиденьем. Он произносит пафосный спич о том, что мечты сумасшедших со справкой о белых птицах – единственная реальная опасность диктатуре косплейеров Пиночета, обещает нас расстрелять из пистолета в лучших традициях патриа о муэрте, ииии… тут же дохнет сам. Мооооооооооооооой бог, вот жеж лох.

Амерзон (1998). Путешествие за белой птицей

Мне казбдец, это ж Пиночет! Внезапный как Гитлер в аквапарке!

Я после этого твердо решил, что все происходящее где-то с середины игры это тупо предсмертные фантазии нашего героя, который сдуру решил полететь с яйцом в Амерзон и разбился в какой-то очередной аварии по дороге, благо, их было много. Или что, чугунные дискеты и диктаторы с телепортацией кажутся вам логичнее?

Амерзон (1998). Путешествие за белой птицей

А, ну и заканчивается все, конечно, волшебно. Яйцо-то мы вернем, и птицы возрождаются, радостно приветствуя этот мир и подарив ему надежду на будущее, и они пафосно поднимаются в небеса под дешевую музыку из рекламы регионального супермаркета. Трогательно до слез. А как наш герой вернется домой обратно с вулкана без единой возможности спуститься – Сокалю по фигу. Кейт Уолкер он тоже бросил на острове Syberia, и ничего – выбралась же в третьей части. Когда автору денег захотелось... Вот и все, народ – можешь лопать бутерброд! Игра весьма короткая и сквозным образом проходится часа за два – два с половиной. Если играть без прохождения (а нервов вряд ли на это хватит) – ну, дня три, наверно, уйдет.

Ах да, чуть не забыл – живность тут прорисована с большой любовью (ее даже в титры вставляют, видимо, как лучшее, что есть в игре). Крокодилы, бабочки, жуки – всего этого тут навалом. Более того, Сокаль не поленился и придумал до черта своих собственных животных, куда больше, чем в Syberia. Сначала, правда, это тупо обычные животные, только с приставкой «а-ля амерзон»… Амерзонские гуси, амерзонские жуки, амерзонские кукушки (их еще в Syberia потом как пасхалку вставили)… Но потом появляются всякие сосуны, трехрогие носороги и буйволы, ящерицы-рыболовы с утиными лапами и много чего еще. Все это сделано с большим старанием, и на концепты в дневнике любоваться одно удовольствие. А вот музыка, увы, подкачала – ее тут очень мало, она совершенно ничем не выделяется и на атмосферу не работает. Потом это в Syberia Сокаль исправит.

Амерзон (1998). Путешествие за белой птицей

Местный слоносвинопотам. Серьезно, так и называется.

После прохождения много стало понятно. Хотя сейчас в это играть, конечно, тяжеловато и не всегда интересно, в принципе, ясно, почему игры выстрелила и вполне нашумела в свое время, дав Сокалю кредит доверия. Как бы я не прикалывался из-за раздражения, достоинства налицо. Для регионального европейского рынка эта была немалая работа – бюджет достиг вполне приличных 5 миллионов франков (€760 000). Нарисовано все было очень красиво даже по меркам мистоидов. Геймплей был по тем временам достаточно не сложный – в девяностые квесты были и в сто раз хардкорнее. Но главное, конечно, это совершенно нестандартный сюжет, который послал к черту все игровые традиции и условности и был завязан на символизм и чистые эмоции. По сути, это разогрев перед культовой Syberia, в которой Сокаль таки исправил свои ошибки. Даже удивительно, как у него потом хорошо получилось – наверно кто-то помогал.

Амерзон (1998). Путешествие за белой птицей

Как хорошо, что раньше компьютеры у путешественников были механические, а то хрен бы мы код списали.

Схема идентичная – герой бросается в далекое приключение ради инфантильной мечты. Раньше ее олицетворяли белые птицы – теперь более яркие мамонты. Вместо неинтересного старика-психопата – более интересный старый гений-психопат Форальберг. Вместо безымянного аватара, криво подразумевающего игрока – не шибко прописанная, но все же внятная девушка-адвокат Кейт Уолкер. Вместо бессмысленного отправления в Амерзон – четкая мотивация по поиску Форальберга ради контракта. Вместо невнятной помеси шестеренок и дискет – эстетика заводных автоматонов. Вместо кое-как слепленных сцен – какой-никакой, но все же связный сюжет с поворотами. Вместо плачей о прошлом с умиранием в конце – четкие драматические истории маленьких людей. Ну и так далее, и так далее – кто играл, тот и так все понял. Даже эстетика напоминает холодновато-монохромную Syberia – вся картинка тут стильная, но какая-то белесая, выцветшая: посюду монохромная бледноватость, а вовсе не яркие кричащие краски, как обычно в рассказах о джунглях.

Амерзон (1998). Путешествие за белой птицей

Почему-то разбуженные пчелы полетели по этому проходу, а не на нашего героя. Наверно, от него пахнет отнюдь не цветами... Тогда понятно, почему от разговора с ним люди дохнут.

И, увы, также стало понятно, почему Syberia позорно ухнула в третьей части под откос. Откуда там взялся невнятный дурак-военный, который безо всякой видимой причины ненавидит очередную живность и ее надо спасти. Откуда настолько показательное наплевательство к сюжету, логике, физике и элементарному здравому смыслу. И в общем, я укрепился в понимании печального факта – смерть отца-основателя пошла серии на пользу. Сериальные штампы из 4-й части всяко лучше его обмусоливания прежнего в который раз. Впрочем, это можно было понять еще со времен его позорно провалившейся Paradise.

Амерзон (1998). Путешествие за белой птицей

Сейчас «Амерзон» Микроидс собирается переиздавать, и оно, пожалуй, к лучшему. Оригинальную версию уже не так просто запустить на компьютерах и даже более того – это опасно. У меня в ходе экспериментов пришлось сносить всю оперативку и ставить заново. Кроме того, идеальной локализации ожидаемо нет. В сети есть сборка с GOG, на которую поставили локализацию от 7Wolf. Она кривая и постоянно меняет надписи на панели гидрафлота то на английские, то на русские (причем русские надписи тоже часто разные), не дает делать скриншотов и видеозахвата, да и вообще, просто-напросто ЗАБАГОВАННАЯ! Без патча первая глава не заканчивается – вместо запуска гидрафлота игра тупо вылетает. Если пропатчить, баги все равно дают о себе знать. У меня так и не получилось дать жука индианке в деревне (ну если вы понимаете, о чем я…), пришлось искать в сети сейвы и корячиться.

Амерзон (1998). Путешествие за белой птицей

Чо ты лопочешь, скотина? Что мешает на песке пальцем нарисовать?

Есть, правда, еще одна сборка на три CD-диска с переводом роликов от 7Wolf и текстом от Web Collection. Оба перевода, конечно, дрянь полная. 7Wolf ухитрился даже перевести «координаты» как «детали», и я долго ходил по маяку в уверенности, что надо найти какие-то запчасти, а не вбить код. Текст от Web Collection, впрочем, хотя бы удобочитаем, а у 7Wolf более-менее нормально получились голоса в роликах. Но худшее не это, а то, что сборник на три CD-диска тоже не пропатченный, а после первых двух глав игра требует вставить «компакт №2», хотя диск, конечно, эмулирован. Выйти из этой плашки, кстати, невозможно – вообще никак, только перезагрузкой компьютера. Есть еще вроде перевод от Golden Leon, но эта халтурщики сильно ужали ролики, подобрали ужасающие голоса, а текст у них получился какой-то совсем невменяемой бредятиной.

Амерзон (1998). Путешествие за белой птицей

К счастью, некий очень добрый человек таки сделал нормальный, ОДИН образ диска на основе переводов 7Wolf и Web Collection со всеми вшитыми патчами, нормальным разрешением и простым запуском. Вот он завелся без всяких проблем даже на десятке (совместимость тоже предустановлена), делал скрины и вообще, шел без проблем. Кому надо, ищите сами – подскажу только, что файл на 1.03 Гб. Огромное спасибо этому человеку и многих лет жизни.

Так что чтобы игроки больше не мучились, и впрямь было бы неплохо сделать трехмерный ремастер этой игры, да еще и с необходимыми подсказками для новичков. Когда он выйдет, обязательно посмотрю, что там получилось. А там, глядишь, и на Syberia ремастеринг сделают с новой хорошей графикой. Будем ждать.

Амерзон (1998). Путешествие за белой птицей

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Самое жуткое воспоминание моего детства – это танцующий и распевающий табор цыган. На кладбище. Возле монументального памятника своему барону. Тот самый случай, когда поминают так весело и ярко, что создается впечатление, будто вождь восстанет сейчас из мертвых и поддержит всю эту тусо ...
Благодарю всех, кто обращался или планирует обратиться ко мне по вопросу грузоперевозок. Не всегда удаётся соглашаться - много работы. В том числе и съёмки в кино моих автомобилей. Вы-таки будете удивлены, но, несмотря, на призыв многоуважаемого marconi_due сериалы в Питере продолжаю ...
Азербайджанцы выложили в интернет очередной ролик с битой и захваченной армянской техникой. Выглядит очень впечатляюще, этакая "Курская дуга", хотя, понятно, что эту технику туда специально пригнали или притащили из разных мест. Но еще более впечатляет список потерь обеих воюющих ...
Здравствуйте уважаемые. Все dы неоднократно (наверняка) смотрели художественный фильм режиссера Эльдара Рязанова 1977 года выпуска под названием "Служебный Роман". Многим этот фильм очень нравится. Не скрою, я тоже могу отнести себя к его поклонникам. Советская классика. Просматривал я ...
     Меня разбудили: настало время обеда. Принесли баланду; она была вряд ли лучше, чем в прежних лагерях: такая же жидкая бурда с прозрачными ломтиками брюквы и разваренной, хотя и очищенной от кожуры, картошки. Я выпил ее через край котелка, не прибегая к ложке, ...