
Превращение кладбища в дешевый кабак


Самое жуткое воспоминание моего детства – это танцующий и распевающий табор цыган. На кладбище. Возле монументального памятника своему барону. Тот самый случай, когда поминают так весело и ярко, что создается впечатление, будто вождь восстанет сейчас из мертвых и поддержит всю эту тусовку. Возле могилы установлен стационарный металлический стол и лавки, чтобы поминать усопшего было удобно не только стопочкой водки, но и салатами в ассортименте, мясом, рыбой, какими-то другими блюдами, щедро разложенными на столе. Не будь рядом крестов, можно было бы подумать, что отмечают юбилей.
В преддверии кладбищенских свистоплясок у меня перед глазами стоит эта сцена. Развеселая и динамичная, с поеданием сочного мяса на могиле предводителя. И главное – не думать о том, что его несколько лет с таким же упоением едят черви. Ладно ромы, но ведь славяне поминальные дни проводят не лучше. Возможно, чуть тише, да и то не всегда.
Подготовительная кутерьма начинается с восходом солнца: детей умывают, наряжают и выстраивают в шеренгу – сходить к усопшим родственникам. Затем берут пластиковый веночек у бабули за углом (а лучше – два), витые корзины с куличами, варенными яйцами, пахучие луковые котлеты, бутылочку беленькой из морозилки, и несут в машину. Всю дорогу вкушают запах. Кому повезло меньше – едут в общественном транспорте, пущенном местной властью к праздничному случаю, меряются с соседом – у кого больше вываливается из корзинки. По приходу здороваются с памятниками и садятся красивые и наряженные на свежевыкрашенные лавки. Достают всё из корзин, и, несомненно, оглядываются по сторонам – ведь не хуже, чем у других?
Солнце поднимается выше, пар от беленькой превращается в мелкий конденсат, и содержимое бутылок стремительно сходит на нет. Близится время историй, в которых о покойниках либо хорошо, либо никак. Люди, делящие один стол, часто молчат. Дети, уставшие от надоедливой обязаловки, сначала несмело выходят за оградку, а затем блуждают по кладбищу, пачкая парадную одежду. Кладбище местами напоминает детский центр, местами – придорожное кафе, особенно меня удивляет, как на провинциальных кладбищах люди по периметру кладбища запросто могут усесться на землю, как на пикнике.
Нет силы, способной остановить этот ежегодный кошмар с проливанием остатков водки на могилку, с корочкой ржаного хлеба у подножия креста, с обязательным «доеданием», потому что домой приносить – грех. И конечно, с «письмами счастья в загробный мир»: несколько конфет, песочное печенье, завернутые в цветастую салфетку и оставленные напоследок.
И неизменные клетчатые сумки для сбора этих «писем». Их носили, перекинув через плечо, чумазые цыганчата. Сегодня – все больше седовласые старушки, приходящие на случайные могилки ближе к полудню, когда уставшие жены ведут домой перебравших мужчин.
Самое главное, что 90% всех могил убираются исключительно перед поминальными днями. А ведь никто не запрещает навещать могилы родственников в любое время года, никто не запрещает поминать своих родных дома, без вот этого выездного кафе "У могилки". Да и пошлые пластиковые цветы тоже никто не принуждает вешать, достаточно пары живых гвоздик: они хотя бы не превратятся в стихийную свалку выцветших искусственных букетов в следующем году.
Одного из давних знакомых нашей семьи долгие годы считали кощунственной тварью, поскольку он не приходил с тормозком на могилы своих родных в поминальные дни, и не вешал пластиковых венков на кресты или оградки. Казалось, что у человека совсем совести нет! Правда оказалась намного проще: на могилу он приходил лишь для молитвы, с молитвой шел в церковь, заказывал службу, а поминал родственников дома в совершенно спокойной обстановке без специально накрытой поляны и сбора всех своих здравствующих родных (детей не было).
Знаю, что в некоторых странах Запада в поминальные дни по кладбищу проходит священник, совершая службу с упоминанием имен всех усопших, а употребление еды и спиртных напитков строго запрещено. Вот по поводу пластиковых украшений – не знаю, как там у них с этим тонким эстетическим вопросом.
Как вы относитесь к людям, превращающим кладбище в придорожный кабак? Считаете ли необходимым тащить на могилу нарезку и оливье, или все-таки молитвы достаточно? Или это традиция такая – накрывать поляну на могилке?

|
</> |
