Американский культовый художник - Эдвард Хоппер
volynko — 26.10.2020Эдвард Хоппер (1882–1967) — американский художник, писавший жанровые картины и урбанистические пейзажи. Его называют «поэтом пустых пространств» за безошибочно узнаваемый авторский стиль.
Эдвард «Chop Suey» 1929 холст, масло. 81,3 × 96,5 Christie’s. 13.11.2018. Цена: $91 млн. Chop Suey — это рагу из овощей, соевого соуса, мяса и специй, популярное блюдо кухни китайских эмигрантов в США.
Для картин Хоппера характерны лаконичность и геометричность композиции, отсутствие избыточных деталей, чистые цвета, большие окна, длинные тени и, самое главное, его герои — погруженные в себя жители большого города. От них веет одиночеством, даже если они находятся рядом друг с другом — в комнате, кафе или театральной ложе. Самая знаменитая работа Хоппера — «Полуночники». Освещенная ярким электрическим светом закусочная на фоне сгустившегося ночного мрака напоминает театральную сцену, герои которой — бармен, пара и сидящий к зрителю спиной мужчина — погружены в свои мысли и едва ли ведут оживленную беседу. Мы не видим ни одного выхода из закусочной на более чем полутораметровом холсте, что еще больше подчеркивает чувство безысходности.
Эдвард Хоппер «Ночные ястребы», 1942, 84.1 × 152.4 см
Самая известная картина Эдварда Хоппера "Ночные ястребы" Nighthawks «Ночные совы» (Nighthawks) стала практически синонимом его имени. Написанная в тот короткий период жизни художника, когда его работы начали продаваться и принесли ему мировую известность, она, по признанию Хоппера, пронизана чувством одиночества, которое иногда испытывает каждый в городе. В городе, который как живой организм страдает, поет, смеется или, как здесь, отдыхает после тяжелого рабочего дня. Почему-то кажется, что картина изображает самую обыкновенную ночь ничем не примечательного четверга.
Хоппер очень любил море. В детстве, когда Эдвард только начинал рисовать, морские пейзажи были основным мотивом его творчества. Спустя много лет художник вместе с женой Джо много времени проводил на Кейп-Коде и снова вернулся к изображениям побережья, отдав особое предпочтение маякам. В этом плане картину «Комнаты у моря» можно назвать уникальной. Как ни парадоксально, хотя здесь присутствует море, главная роль на этом полотне отведена солнечному свету.
Большинство картин Хоппера отличается одной удивительной особенностью, которую не сразу замечаешь. Поначалу это просто ощущение легкого диссонанса. И тогда становится понятно, что большинство работ художника написано с необычного ракурса или точки зрения. Чаще всего художник не охватывает всю сцену целиком, а ограничивается иногда совершенно неожиданной ее частью, создавая ощущение случайно пойманного момента.
На полотне — «Нью-Йорк. Кинотеатр» запечатлен момент из жизни нью-йоркского кинематографа. Композиционно произведение разделено вертикальной стенкой, отделяющей кинотеатр от выхода. Слева в полупустом зале показывают фильм. Мало кто из зрителей увлечен сюжетом кинодрамы. В правой части мы видим занавешенный выход на лестницу, на которой стоит девушка-капитан. Она застыла в скучающей позе, прислонившись к стене. Золотистые волосы молодой женщины сияют в свете электрического бра. В десятый, а может и в сотый раз, ожидая окончания фильма, работница кинотеатра выглядит отчужденной, погруженной в собственные мысли.
Чаще всего художник не охватывает всю сцену целиком, а ограничивается иногда совершенно неожиданной ее частью, создавая ощущение случайно пойманного момента — из окна дома напротив «Офис в маленьком городке», из-под набережной у железнодорожного полотна — «Дом у железной дороги».
«Дом у железной дороги» - картина довольно раннего периода творчества Эдварда Хоппера. В 1910 году художник вернулся из Франции в Америку и больше не покидал ее. Но долгое время в его творчестве оставалось влияние французских импрессионистов.
В его наследии всего 350 полотен и большая часть из них — в музеях.
Источник:1) https://artchive.ru/en/edwardhopper/works/324306~House_by_the_railroad 2) Статья Евгения Сидельникова.