"Американские" дома Дангауэровки

Среди своих ровесников – других районов массовой застройки 20-х – начала 30-х годов, застраивавшихся по преимуществу типовыми домами, – он выделяется разнообразием составляющих его зданий.Во второй половине XIX столетия вблизи Владимирского шоссе возник котельный завод немецких предпринимателей А. К. Дангауэра и В. В. Кайзера. Место для него было выбрано с учетом удобства подвоза тяжелого сырья и отправки готовой продукции – как по шоссе, так и по проходящей вблизи железной дороге.

Рядом с предприятием возник небольшой поселок, в котором селились рабочие. По фамилии заводчика поселок стал именоваться сперва в обиходе, а затем и официально Дангауэровкой.
В начале XX века его включили в границы города. Но на городской район Дангауэровка походила мало:бараки без удобств
Изоляция поселка подчеркивалась и отсутствием пассажирских транспортных связей с Москвой. Трамвайная линия дотянулась туда только в 1925 году.
Как только возобновилось остановленное Первой мировой и Гражданской войнами жилищное строительство, советская власть взялась за нормализацию быта рабочих.
В разных концах города появились обширные строительные площадки, даже целые участки. Быстрыми темпами возводились десятки домов с благоустроенными квартирами, куда из бараков и подвалов переселяли рабочих окрестных предприятий.
Одним из самых крупных строительных участков стала Дангауэровка. Всего за несколько лет были полностью сметены ее жалкие лачуги, на их месте один за другим поднялись многоэтажные жилые дома. Огромную важность имело то, что к ним сразу же подводились инженерные коммуникации, все квартиры получали электрическое освещение, водопровод, канализацию, центральное отопление.

Эскизный проект планировки Дангауэровской слободы. 1930 г.
В число первенцев новой Дангауэровки вошла так называемая «Американка». Под таким именем фигурировали два крупных дома со сложными планами, напоминающими цифру «5» в прямом и зеркальном изображении, повернутые навстречу друг другу (ныне 3-я Кабельная улица, № 2 и Авиамоторная 28/4).

Каждый из них состоял из пяти состыкованных корпусов. Ближайшие к Кабельной улице корпуса имели по шесть этажей, дворовые – по пять. Извилины «пятерок» образовывали просторный и очень уютный двор. В отличие от темных и грязных задворок московского центра этот двор был сразу благоустроен и озеленен.

В Москве много строила американская компания «Лонг эйкр». Именно ее специалисты были заняты и на стройке первых домов Дангауэровки, чем и объясняется их необычное прозвище. Руководил работами инженер Г. Т. Браун. Однако вопреки распространенным утверждениям проект комплекса разрабатывали вовсе не американцы, а советский архитектор А. Ф. Жуков или Anatol Gukoff, как не без юмора было помечено на проектных чертежах. Помогал ему другой зодчий, А. Савинков, выполнивший часть чертежей.
(Прабабушка рассказывала об "американских домах" и о том,что они были построены среди первых)
Некоторый налет американизма в проект Жукова – Савинкова все же вкрался. Каждый из двух жилых домов «Американки» включал по тринадцать секций. Одиннадцать представляли собой советскую типовую секцию № 29, зато две остальные имели американскую планировку.

Схема размещения строившихся жилых корпусов Дангауэровской слободы. 1928–1935 гг.
Начатые в 1929 году работы на «Американке» были завершены уже в следующем году. Рабочие окрестных предприятий получили почти три сотни отличных по тем временам квартир




3 Кабельная ул.,2
Общая площадь:12481
Гео-координаты:55.74611 / 37.7179
Типовая серия:индивидуальный проект
Год постройки:1930
Жилая площадь:10499 м2
Нежилая площадь:1981 м2
Выявленный объект культурного наследия
Второй дом "американский " дом -Авиамоторная,28/4





Общая площадь:12579
Класс энергоэффективности:A
Гео-координаты
55.74625 / 37.71889
Типовая серия
индивидуальный проект
Год постройки:1930
Жилая площадь:10677 м2
Нежилая площадь:1902 м2
Выявленный объект культурного наследия
(архивные фото с pastvu)
|
</> |