Американцы предупредили, что на аэропорты могут напасть
etoonda — 15.12.2014Территория почти всей Левобережной Украины закрыта для полетов, и вместе с ней закрыты аэропорты Харькова, Днепропетровска и Запорожья. Председатель Госавиаслужбы Денис Антонюк объявил о запрете в полночь с пятницы на субботу, ограничив время его действия часом ночи понедельника. Однако уже в воскресенье он сказал «Вестям», что запрет продлен до вторника. И добавил: «Очень велика вероятность, что запрет будет продлен и дальше». Возможно, что вплоть до Нового года все три аэропорта будут пустовать.
Вчера днем в аэропорту «Харьков»: вход в терминал закрыт, огни приглушены, вокруг ни души. Только изнутри уборщица «дирижирует», что можно пройти только по служебной лестнице. В самом новеньком терминале, который обычно напоминает муравейник, отключены эскалаторы, светятся несколько окошек перевозчиков, по залу бегают четверо «спринтеров». На взлетке никаких признаков летной жизни: стоит техника, самолетов не видно. Как, впрочем, и сотрудников безопасности.
В аэропорту Днепра тоже было затишье. Усиления его охраны мы не заметили. Сотрудники авиакомпаний сами в недоумении по поводу причин закрытия аэропорта. На наши вопросы лишь пожимают плечами.
Что самое удивительное, нет объяснения и от официальных структур. «Вопросы безопасности», — обтекаемо сообщил Антонюк. Мы решили собрать все версии о том, что же послужило причиной беспрецедентного шага.
ВЕРСИЯ 1: ТЕРАКТ
Первая версия (неофициальная), которая появилась от правоохранительных органов: угроза теракта. Ее же нам подтвердил и высокопоставленный источник в окружении президента.
Да, действительно, версия об угрозе теракта соответствует действительности. Причем речь идет не о теракте российских спецслужб, а о самодеятельности малоуправляемых персонажей вроде Беса-Безлера. Информация о том, что они готовят что-то серьезное, поступила к нам от американских спецслужб. А поскольку мы уже неоднократно ловили боевиков возле харьковского и запорожского аэропортов с серьезным оружием, то решили не рисковать и закрыть аэропорты
Версия на данный момент выглядит действительно наиболее правдоподобно, но есть пару но. Во-первых, в аэропортах не замечена концентрация украинских силовиков, что было бы логично, если бы речь шла об угрозе теракта. Во-вторых, почему эту версию (если она верна) не объявить официально?
ВЕРСИЯ 2: БОРТА ИЗ США
Вторая версия появилась вслед за первой уже в субботу: аэропорты закрыты дляпереброски военных грузов из США и якобы там уже начали садиться борта. Распространили ее первоначально на пророссийских сайтах, но в центре АТО ее опровергли. Правда, эта версия бытовала и в украинских военных кругах.
Один из источников в силовых структурах сказал "Вестям", что речь действительно может идти о доставке военных грузов, запланированной еще три месяца назад, а также о создании логистики в аэропортах под постоянное принятие военно-транспортных самолетов. Впрочем, у этой версии есть два слабых места.
Во-первых, ни в Харькове, ни в Днепропетровске, ни в Запорожье за два дня не заметили приземления каких-либо самолетов. Причем нам это сказали не только работники аэропортов, но и жители близлежащих домов, которые категорично заявили, что ни один самолет с момента закрытия аэропортов на них не приземлялся (а в Харькове к тому же говорят, что военные самолеты уже не первый месяц садятся на аэродроме авиазавода). А во-вторых, доставка грузов и создание логистики не требуют такой кардинальной меры, как закрытие воздушного пространства над половиной страны, что касается большого количества международных рейсов и вряд ли было бы одобрено IATA (Международной ассоциацией воздушного транспорта).
ВЕРСИЯ 3: ДЕСАНТ ИЗ РОССИИ
Третья версия связана со слухами о начале наступления российских войск на Украину: якобы у украинских спецслужб появилась информация о возможном захвате аэропортов спецгруппами ГРУ Минобороны РФ и высадке на них российского десанта.
С этой версией стыкуется введенный 1 декабря запрет украинской Госавиаслужбы на полеты бортов российских авиакомпаний в Днепропетровск и Харьков — якобы из-за опасения замены пассажиров десантными подразделениями. С ней же может быть связана информация о том, что Украина запретила прилет самолетов российской военно-транспортной авиации, на которых якобы должны были прибыть новые наблюдатели от ОБСЕ.
Впрочем, и у этой версии есть слабое место: по словам нашего источника в силовых структурах, системы ПВО Украины способны сбивать любые цели над всеми тремя городами. Поэтому захват аэропортов для того, чтобы затем там приземлять военные борта, — бессмысленная затея.
ВЕРСИЯ 4: ДЛЯ ПЕРЕСТРАХОВКИ
По мнению одного из бывших руководителей авиационной отрасли страны, небо над востоком Украины закрыли на всякий случай — чтобы не повторилась та же ситуация, что и с малайзийским «Боингом».
«Это нужно было делать еще в начале АТО, тогда не было бы трагедии с «Боингом». Мы с коллегами посмотрели по координатам, где запрещены полеты. Это четко дуга вдоль всей зоны АТО с заходом на Азовское море. Мы — в двухсоткилометровой зоне, а Одесса — нет, вот потому она и не попала. Для всей гражданской авиации от нуля до потолка закрыты здесь полеты по рекомендации НОТАМ (NOtice To AirMen — оперативка об изменениях в аэронавигационной информации)», — рассказал нам Анатолий С.
А источник "Вестей" в правоохранительных органах отметил, что решение принималось на самом высоком уровне:
Речь не о том, что мы не можем обеспечить безопасность пассажиров в аэропорту. Речь о том, что гарантировать безопасность пассажиров в небе Украина не может. Конечно, никто не будет рисковать, чтобы повторилась трагедия, подобная «Боингу-777». Если эта версия подтвердится, то полеты не откроют ни через три дня, ни до Нового года
С возвратом денег за билеты могут возникнуть проблемы
Заложниками ситуации оказались пассажиры и туристы. «Это форс-мажор, поэтому автобусов с доставкой пассажиров в другой аэропорт нет. Мы предлагаем только два варианта: первый — возврат денег за билет, второй — перенос перелета на другую, удобную для людей, дату», — сообщили «Вестям» в пресс-службе МАУ.
Однако, по словам заместителя коммерческого директора «Днеправиа» Петра Фальковского, даже с возвращением средств за купленные билеты может возникнуть заминка: «Люди покупали билеты в агентствах, там сейчас проблема с оборотными средствами. Я боюсь, что они получат средства не сразу».
Перенести рейсы в другие аэропорты, например, Одессу, невозможно практически. «У нас нет разрешений на эти новые рейсы. К тому же половина флота — в Днепропетровском аэропорту, и борты попросту не могут взлететь, пока зона закрыта», — пояснил нам Фальковский.
Больше всего неприятностей возникло с рейсами из Харькова в Стамбул и обратно у компании Pegasus Airlines. Из Киева самолеты этой компании не летают. «Мы предлагаем поменять билеты на рейс до Львова. Но проезд из Львова в Харьков мы не оплачиваем», — сообщили «Вестям» в информационном центре компании.
Светлана Рязанцева из Сум три дня жила в аэропорту «Харьков». Трясущимися руками она вчера заполняла заявление с просьбой перебронировать ей место в самолете из Львова. «У меня было все оплачено. Даже не знаю, кого «благодарить» за три дня своей жизни. Никто ничего не объяснил, не извинился. Сегодня наконец-то нашли билет на самолет из Львова. Но ни гостиницу в Харькове, ни проезд на запад никто не оплачивает. Хотела улететь из Киева, но билеты вдвое дороже. Я заплатила за перелет в обе стороны 4 тыс. гривен, а где еще столько взять?» — рассказала «Вестям» женщина. Если у нее все сложится, она должна будет поездом добраться до Львова, где вечерним рейсом ее заберет борт Львов — Стамбул. Вчера более двухсот харьковчан уехали в Киев и Одессу на аналогичные рейсы.
Клиентам, которые не хотят лететь во Львов или Одессу, предложили без комиссии возвратить билеты. Многие этим воспользовались и попытались вылететь из Стамбула в Киев. Билеты в столицу оказались несколько дороже. «Мы сдали билеты и завтра утром — в Киев. Перспективы такие: если «Пегасуса» ждать во Львов, то оттуда сутки потом выбираться», — пожаловался на форуме харьковчанин Вячеслав.
Несколько больше повезло пассажирам чартерных рейсов в Хургаду. Их туроператоры повезли автобусами в Киев и оттуда отправили в Египет. «Все то же самое — те же места, тот же номер рейса, только летит он из «Борисполя», а не из «Харькова». Самолет ждет, пока автобус с пассажирами приедет. Точно так же — обратно», — сообщил директор харьковского турагентства Родион Бронников.
Кстати, в компании «Днеправиа» сообщили, что подсчитывают убытки и
рассматривают возможность иска к Госавиаслужбе.
Дмитрий Коротков , Оксана Гришина , Ярослав Маркин , Елена
Павленко.
|
</> |