Американ бой, уеду с тобой
swamp_lynx — 05.10.2022 Если Америка вползала в сегодняшний духовный кризис медленно и комфортно, под анестезией от сверхпотребления, то Россия ухнула в него на всей скорости. К 20-м годам удалось немного выровнять ситуацию, и большая часть страны оказалась готова на всё, чтобы не повторить ошибки конца 80-х. Меньшая часть решила повторить для себя 90-е, в панике уезжая из России. Когда в очередях на границе с Казахстаном берут деньги только за то, чтобы погреться в машине, иллюзий лучше не питать. Какую Россию будущего хотели построить наши либеральные оппозиционеры, тоже понятно. Сейчас много говорят, что нельзя строить на отрицании, нужна и позитивная повестка. Просто отрицание должно быть умным, внимательным и терпеливым. Позитив - это отсутствие негатива, а экспансия Запада - самое страшное, что случалось с человечеством. Закрывать на это глаза последние 35 лет было преступно.Олег Рокотов. Воля и есть субъект. Без воли сознание будет напоминать хаотичные вихри эмоций, желаний, мыслей...
Владимир Ишунин. Воли к погибели во имя гегемона некоторым не занимать, но это не делает их субъектными... Нужна толика мудрости для того, что бы сформулировать свои интересы, и ресурсы, что бы можно было свои интересы защитить...
И вот только тогда потребуется воля, что бы сделать это.
Нина Ищенко. Как пишет Андрей Тесля в статье «'Закат Запада’ Освальда Шпенглера и его значение в рамках теории истории Петра Михайловича Бицилли», название главного труда Шпенглера сразу было понято неправильно из-за времени выхода книги. Писался текст во время Первой Мировой, в период побед германского оружия, а опубликован был в 1918-м, после поражения Германии. Под закатом автор понимал осень культуры, время сбора плодов, период зрелости форм, осознанности достижений. Но в той обстановке ни о какой зрелости форм и речи уже не было, закат был истолкован как катастрофа и гибель.
Так до сих пор Запад и гибнет, создавая в процессе культурные формы, которые распространяются по всему миру и на которые мы можем только реагировать. Так что Шпенглер оказался прав сразу в двух смыслах: начавшийся в его время закат – это и катастрофа, и плодотворнейший период Запада за всю его историю.
Из статьи Светланы Лурье «Опыт переформатирования дисциплины: культурология на основании православной антропологии»
Автор соглашается с западными антропологами и отечественными культурологами в том, что культура – это адаптационная система. Человек как существо коллективное и сверхбиологическое может выжить в этом мире только с помощью системы смыслов, позволяющей разным членам единого социума понимать друг друга и взаимодействовать с друг другом и окружающим миром.
Однако, по мнению С. Лурье, адаптируется человек таким образом не к изменениям и духу времени, как постоянно пишут исследователи, а к падшему миру. В падшем мире человек не может ясно видеть смыслы, ему не доступны во всей полноте ни логосы материальных вещей, ни духовные смыслы. То есть культура – это своеобразная неустранимая линза, сквозь которую человек смотрит как на материальный мир, так и на духовный. Если вспомнить трехчастный состав человека в христианской антропологии (тело – душа – дух), то культура относится исключительно к душевному уровню.
Таким образом, духовное трансцендентно культуре. Мы смотрим сквозь эту линзу на духовное, но оно само в эту линзу не включено.
Именно потому что духовное лежит вне культуры, культурный человек может быть аморальным, любить Шиллера и заведовать концлагерем, например. Само по себе распространение культуры не гарантирует правильного выбора человека в духовной сфере, потому что культура не об этом. И потому бьют мимо цели постоянные претензии образованных и культурных людей, писателей, актеров, философов, быть совестью поколения и светочами морали. Хотя сам факт, что такие претензии возможны, показывает, как плохо у нас с христианской антропологией.
alex_new_york: Гумилев в свое время очень точно интуитивно ощутил и ярко выразил эту ключевую особенность мироздания:
Солнце свирепое, солнце грозящее,
Бога, в пространствах идущего,
Лицо сумасшедшее…
Если бы мир не был безнадежно свихнувшимся, он не пёр бы свирепо сквозь пространства, непрерывно развиваясь
Интеллигентный ум не любит этой стороны бытия. Он ищет в бытии прямо противоположного: изысканного, доброго, рационального, упорядоченного, относительно стабильного. И прячется от свирепого сумасшедшего лица реального бытия в этих своих воздушных замках пока бытие предоставляет ему для этого хотя бы малейшую возможность
Самое парадоксальное при этом то, что именно либеральный интеллигентный ум, совершенно не осознавая этого и ощущая себя оплотом всего рационального, доброго и изысканного, является главной движущей пружиной свирепого сумасшествия окружающей нас реальности
az118: Обычные биол.виды не столь экспансивны и находятся в синергии с окр.средой, включающей популяции др.видов, образуя с ними сложные биоценозы. при этом ценность отдельного индивида не высока, а ценность популяции, срок жизни которой многократно превышает срок жизни индивида, очень высока. именно это было ядром ментальности бронзового века до его краха в времена нашествия Народов Моря 3200 лет назад на западе и Вост.Азии еще 150 лет назад, пока туда не вторглись прогрессивные англосаксы и европейцы, насильно втянувшие в свой прогрессизм все тамошние цивилизации (марксисты и либералы одинаково ненавидят Азию и восточную деспотию за "несвободу", "рабство " и неравенство, хотя истоком самого запада как раз было системное рабство и сопутствующее неравенство). человека цивилизации от животного вообще отличает прогрессивное стремление к контролю всей глобальной среды и ее радикальное преобразование под свои потребности, т.н. производящий способ самовоспроизводства с возникновением центров ремесла, полит и духовной власти над макропопуляциями - городов и государств. однако до отн. недавнего времени это все служило жизни маркропопуляций, и лишь потом отдельных индивидов, и свобода была возможностью следования своему, от предков, отличающего своих от чужих - от их обычаев и законов. Но при этом возникла потребность в торговле, роль которой в традиционном обществе была подчиненной и на политику и духовную сферу влияла мало. проблемы начались там, где плодородие земли и недостаток воды для выживание популяции привели к изменению ее режима существования - резко возросли роль торговли и ремесла, которые стали напрямую влиять на политику и ментальность, поставив в центр общины купца и мастера, индивида производящего и торгующего, заключающего договоры с др.индивидами и в начале с Небом, стимулирующего прогрессивные изменения во всех сферах жизни и требующего распространения нового порядка новой ментальности на весь мир, но уже без Неба, а в финале и без человека, который в максимально автоматизированной глобальной системе становится лишним.
однако поскольку центров на гегемонию всегда более одного, между ними идет острая конкуренция, финал которой - мировая война или уничтожение конкурентов не военным путем
я помню ожидания и надежды 60-х годов и уверенность что где-то во Вселенной есть наши старшие брать по разуму, которые давно освоили звезды и даже прилетали к нам. но ранее знаменитый физик Знрико Ферми озадачился парадоксом:
если во Вселенной полным полно высокоразвитых цивилизаций (а другого быть не может), то они должны светиться как новогодние лампочки на елке. но мы этого не наблюдаем от слова совсем - Великое молчание Вселенной...
видимо инозведных цивилизации полно, но космического уровня ни одна не достигает, погибая от старости или от самоуничтожения
trita: Тут вот народ обсуждает упадок "духовной атмосферы" с началом грандиозной стрельбы, а в нашем лесу наоборот, воодушевление, добрая ссора много лучше худого мира. В чём комедия драмы нынешнего кризиса? В том что нельзя просто жить, поживать и считать себя приличным человеком только за то, что сам ты свастикой не крестишься, а наоборот — иногда почитываешь что-то из святоотеческого предания, а то и цитируешь. Нельзя, это меньше чем ничто, обывательство это пассивная форма сатанизма, потому что силы хаоса слепы, как ржавчина, они сожрут всё, только приоткрой дверь и устанешь потом гасить факельные шествия. Вот и получается, что если массы в каждом дне не борются за "первенство Духа над Материей", а зевая едят свою каннеллони, то рано или поздно они обнаружат себя на краю пропасти, и только тогда может быть зашевелятся, закричат на площадях манифесты, если ещё не поздно пить этот Боржоми, конечно.
Олдос Хаксли. На мой взгляд, из всех разнообразных ядов, которые наша цивилизация потихоньку синтезирует в своем собственном чреве, вряд ли найдется более сильнодействующий, чем странное и страшное явление, обозначаемое в обиходе термином «удовольствие» (я беру это слово в кавычки, чтобы показать, что говорю не о настоящем удовольствии, а о распространенных в нашем обществе видах организованного досуга). Подобно любому другому человеку в здравом рассудке и с нормальной психикой, я терпеть не могу работать. Но я лучше соглашусь ежедневно высиживать по восемь часов за чиновничьим столом, чем быть обреченным на жизнь, полную «удовольствия».
Было время, когда развлечения требовали от людей определенных умственных усилий. Например, в XVII веке члены королевских семей и их приближенные получали истинное наслаждение, слушая речи эрудированных проповедников (скажем, доктора Донна) и диспуты на теологические и метафизические темы. Частью развлекательной программы, предложенной пфальцграфу Фредерику по случаю его женитьбы на дочери Якова I, была научная дискуссия, уж не помню на какую философскую тему, между хранителем королевской печати лордом Уильямсом и группой кембриджских логиков. Представьте себе, что скажет нынешний властитель, если университетские ученые предложат ему развлечься подобным образом!
Лица королевской крови были не одиноки в своей любви к интеллектуальным удовольствиям. В Елизаветинскую эпоху любая леди и любой джентльмен среднего культурного уровня могли при необходимости поучаствовать в исполнении мадригала или мотета. Те, кому знакома невероятная сложность и утонченность музыки XVI века, поймут, что это значит. Даже простолюдины выбирали для себя развлечения, требующие известной сообразительности, неординарности и личной инициативы. Они слушали, к примеру, «Отелло», «Короля Лира» и «Гамлета» — очевидно, с интересом и пониманием. Они пели и играли на музыкальных инструментах. Крестьяне год за годом исполняли привычные обряды: весной и летом это были танцы, зимой — пантомимы, осенью — праздник урожая. Их удовольствия были умными и живыми, и люди сами прилагали усилия к тому, чтобы себя развлечь.
Мы все это изменили. На место старых удовольствий, требующих ума и личной инициативы, мы поставили гигантские организации, снабжающие нас готовой развлекательной продукцией — продукцией, не требующей от искателей удовольствий ни личного участия, ни сколько-нибудь заметного интеллектуального напряжения. Миллионы кинотеатров потчуют публику одной и той же пресной галиматьей. Третьеразрядные писатели и драматурги существовали всегда, однако в прошлом их произведения быстро умирали, не пересекая границ города или страны, в которых родились на свет. Сегодня произведения бездарных сценаристов распространяются из Лос-Анджелеса по всему миру. От бесчисленных зрителей не требуется никаких душевных усилий, никакого участия — они должны только сидеть и пялиться на экран.
Нужна ли жителям демократических стран музыка? В прежние времена они создавали ее сами. Теперь им достаточно просто включить граммофон. А если они захотят литературы, для этого есть Пресса. Конечно, номинально Пресса существует ради того, чтобы поставлять информацию. Но в действительности ее задача состоит в том, чтобы занимать людей, не требуя от них ни малейшего усилия и не отягчая их разум ни единой мыслью. Следует признать, что эту задачу она выполняет с исключительным успехом. Вы можете много лет подряд прочитывать по две газеты в каждый будний день и еще одну по воскресеньям, ни разу не столкнувшись с необходимостью пошевелить мозгами и вообще хоть немного сосредоточиться — достаточно просто скользить не слишком внимательным взглядом вдоль печатных столбцов.
В отдельных слоях общества все еще пользуются популярностью виды спорта, которые требуют от человека личного участия. Очень многие представители среднего и высшего класса играют в гольф и теннис, а те, кто побогаче, стреляют птиц, охотятся на лис и катаются на лыжах в Альпах. Но огромные массы населения даже спортом занимаются опосредованно, предпочитая наблюдение за футбольным матчем тяготам и опасностям самой игры. Это правда, что во всех слоях еще танцуют — но танцуют, повсеместно совершая одни и те же движения под одни и те же мелодии. Из танца сейчас тщательно вытравлены все следы как местного, так и индивидуального своеобразия.
Эти пассивные удовольствия, эти готовые развлечения, одинаковые для всех обитателей западного мира, безусловно, представляют собой грозную опасность для нашей цивилизации. В рабочие часы подавляющее большинство людей уже занято выполнением чисто механических задач, а теперь и в часы досуга мы прибегаем к развлечениям, столь же стандартизованным и требующим столь же мало ума и инициативы. Прибавьте такой досуг к такой работе и получите в сумме безупречно пустой день, дотянуть до конца которого — уже огромное облегчение.
Отравляя себя подобным образом, наша цивилизация легко может докатиться до преждевременного маразма. С душой и мозгами, атрофировавшимися из-за бездействия, не умеющее развлечь себя и настолько закормленное штампованными развлечениями, что задеть его за живое способна лишь все более явная демонстрация насилия и жестокости, демократическое общество будущего рискует заболеть смертельной хронической скукой. Вполне вероятно, что оно пойдет по пути древних римлян — римлян, которые в конце концов тоже, в точности как мы сейчас, потеряли способность себя развлекать; римлян, которые, подобно нам, тоже стали жить на готовых развлечениях, не принимая в их организации никакого участия.
Невыносимая скука заставляла их требовать все больше гладиаторов, все больше слонов, умеющих ходить по канату, все больше экзотических животных, которых можно зарезать на глазах у публики. Наше общество требует неменьшего, однако, благодаря существованию немногих идеалистов, не получает всего, чего ему хочется. Самыми жестокими видами развлечений сейчас наслаждаются лишь тайно; чтобы удовлетворить свою тягу к убийствам и кровопролитию, вы должны стать членом ку-клукс-клана. Впрочем, не следует отчаиваться: скорее всего, мы еще увидим, как кровь течет по арене ипподрома. Обуздание людей, жаждущих любой ценой заглушить скуку, может оказаться непосильной задачей даже для идеалистов".
|
</> |