«Алюминиевые огурцы». Гимн художника


СВЕДЕНИЯ
Пишут следующее:
Песня «Алюминиевые огурцы» была написана Цоем под впечатлением от осенних сельскохозяйственных работ, на которые его отправили от училища, где он в то время учился на резчика по дереву[11]. Многие фанаты впоследствии пытались разгадать скрытый смысл «посадки алюминиевых огурцов на брезентовом поле», но в одном из интервью 1987 года сам Цой сказал, что никакого смысла в тексте нет и, на самом деле, это была попытка «полного разрушения реальности»[~ 4][12].
Первое время ленинградская рок-тусовка воспринимала альбом «45» без энтузиазма или не воспринимала вообще, а московский самиздатовский журнал «Ухо» назвал песни «расслабленным бряцаньем по струнам», в котором «серной кислотой вытравлены всякий смысл и содержание»[10].
https://ru.wikipedia.org/wiki/45_(альбом)
Это не факты, а сведения. Смысл в этой песне есть. Она логична с первой до последней строчки.
ВОПРОСЫ К ЗВУКУ
У Цоя нет ничего случайного, каждое слово и звук посвящены концепции. Но он не разглашал свои подтексты.
Давайте послушаем саунд. И поставим вопросы.
https://rutube.ru/video/cf0ada41a8d5c90ba6ea9e2a7b0bcfff/
Зачем в начале песни – весёлый перебор гитары? Почему песню расцвечивают флейты и легкомысленный металлофон? Почему в припеве появляется второй голос – высокий тенорок? Это не голос Цоя, а как бы антипод. Больше такого бэк-вокала в альбоме нет. Что же кодирует эта двойственность? При чём здесь мальчики-девочки, чукотские мудрецы и тракторы?
ЦЕННОСТИ ХУДОЖНИКА
Виктор Цой восемь лет учился на художника, резчика, реставратора. А художников учат образному мышлению. Метафоры, ассоциации. Вот и песня «Алюминиевые огурцы» — ироничная исповедь молодого художника. Цой воспел здесь ценности художника. И сложности своей биографии.
КАК САЖАЮТ ОГУРЦЫ
Мы, конечно, думаем, что в землю суют маринованный огурец — и вырастает бочка с огурцами. Но на самом деле сажают семечко. И рассаду. И делают это не осенью, а весной. И не студенты-художники, а колхозники.
Семена погружают в грунт острым концом вниз. Оттуда проклюнется корешок. Такое семечко похоже на кончик кисти.

КОДЫ И СИМВОЛЫ
- Перезвон гитары вначале символизирует звук, с которым ополаскивают кисточку в стакане.
- Тенорок – голос того Вити, который ещё учится в художественной школе.
- Семечко огурца похоже на кисточку.
- Капсюль кисти – алюминиевый. Тюбик с краской – алюминиевый.
- Холст – брезентовое поле. Его закрепляют скрепками. Бумагу закрепляют кнопками. Когда рисуют на тенте, растягивают за клёпки.
- Холст надо грунтовать. Валик похож на трактор. Мастихин похож на бульдозер.
- Художником быть трудно. Материалы покупать дорого. Продавать картины трудно. В хороший автопортрет тычут пальцем. Но на выставку не пробьёшься. Корейские родственники этот выбор не одобряют. Они мудры. Но в душе поёт флейта. Хочется посвятить себя искусству.
- В больнице – алюминиевая посуда. Вилки там нельзя. Иногда дают булки. Иногда делают дырки. Колют вены. Как выбраться? Как возвратиться к скрепкам?
Вот и всё. Остаётся – ещё раз послушать эту замечательную песню. И добавить кое-какие иллюстрации.

Здравствуйте, девочки!
Здравствуйте, мальчики!
Смотрите на меня в окно
И мне кидайте свои пальчики,
Да-а-а!

Ведь, я сажаю алюминиевые огурцы,
А-а, на брезентовом поле.
Я сажаю алюминиевые огурцы,
А-а, на брезентовом поле.

Три чукотских мудреца
Твердят, твердят мне без конца:
«Металл не принесёт плода,
Игра не стоит свеч, а результат – труда!»

Но я сажаю алюминиевые огурцы,
А-а, на брезентовом поле.
Я сажаю алюминиевые огурцы,
А-а, на брезентовом поле.

Злое белое колено
Пытается меня достать,
Колом колено колет вены
В надежде тайну разгадать –
Зачем
я сажаю алюминиевые огурцы,
А-а, на брезентовом поле.
Я сажаю алюминиевые огурцы,
А-а, на брезентовом поле.

Кнопки, скрепки, клёпки,
Ды-ырки, булки, вилки!
Здесь тракторы пройдут мои
И упадут в копилку, упадут туда –

Где я сажаю алюминиевые огурцы,
А-а, на брезентовом поле.
Я сажаю алюминиевые огурцы,
А-а, на брезентовом поле.

Я сажаю алюминиевые огурцы,
А-а, на брезентовом поле.
Я сажаю алюминиевые огурцы,
А-а, на брезентовом поле.
СКЕПСИС
Может быть, Цой не был никаким художником? Получил образование, а дальше — музицировал, и не рисовал? Отнюдь. Он рисовал всю жизнь. Пишут, что уже будучи известным музыкантом, Цой познакомился с молодыми живописцами из сообщества «Новые художники». Присоединившись к ним, он стал участвовать в выставках. Авангардисты ценили художественное творчество Цоя очень высоко. За пару лет до трагического ухода музыкант изменил стиль живописи. И хотя сюжетные линии остались прежними, персонажи стали более реалистичными. К сожалению, проявить себя в новой технике музыкант не успел.
Источник: https://veryimportantlot.com/ru/news/obchestvo-i-lyudi/xudozhestvennoe-tvorchestvo-viktora-coya

А как по деньгам? Металл принёс какие-то плоды? По деньгам выходит тоже прилично.
В 2024 г. Работу Виктора Цоя, выполненную фломастерами в 1980-х, продали за €76,9 тыс. (8 млн ₽). Недавно два его безымянных рисунка ушли с аукциона Vladey за 1,35 млн ₽ и 1,85 млн ₽.
Что ж, неплохо. Жить можно. Цой жив!
