Алиса и Вечность.


- Земляне-2084 остро интересуются прошлым.
Более того, они его постоянно не то контролируют, не то корректируют.
Однако же таким манером можно говорить и про выдуманные миры. Вот цивилизация Ивана Ефремова в «Туманности Андромеды» - это типичная Культура-2 с её постоянной оглядкой на Древний Крит и Древнюю Индию, на эталоны светлой античности, а тот факт, что они летают в Космос – это в данном случае вообще не фактор. В 1930-х годах (Культура-2) индустриализация шла семимильными шагами, а кинофантастов занимала тема полётов на Луну (см. фильм «Космический рейс». 1936). Напомню, что хомо-сапиенсы из ефремовской «Туманности…» живут через тысячи лет после нас, то есть общество намеренно законсервировало многие явления и понятия – из года в год повторяется некий канон бытия. Поэтому мы и понимаем ефремовских героев. Они – это мы, только лучше. Да и звездолёт под названием «Тантра» тоже заставляет задуматься. Не «Протон» и не какое-нибудь ещё шикарное «Нейтрино».
- Культура-2 любит старинный покрой. Фраки -
тоже.
И все эти обращения к древности: «Бесконечно давно майя – краснокожие индейцы Центральной Америки – оставили гордую и печальную надпись. Я передал ее Эргу Ноору, и тот украсит ею библиотеку-лабораторию…» Имеется у них и Остров Забвения — убежище для тех, кто желает скрыться от общества или жить, как в прежние времена, то есть никуда не летать и жить по заветам Жан-Жака Руссо «Назад, к природе!» Впрочем, и отношение к времени у персонажей Ефремова типичное для Культуры-2. В финале земляне провожают Эрга Ноора и Низу Крит в очередную космическую экспедицию: «Для нас восемьдесят четыре, для «Лебедя» – сорок семь лет. Может быть, там они создадут новый мир, тоже красивый и радостный, под зелёными лучами циркониевой звезды». В общем, не вернутся. Или вернутся, но не к нам, а к другим землянам! Но Культуре-2 на такие тонкости бытия попросту наплевать – мы живём в Вечности. Не мы, так другие встретят великих покорителей Космоса!
- Культура-2 любит знакомые и знаковые образы.
Так вот мир Алисы Селезнёвой! Оговорюсь сразу – я веду речь именно о фильме, а не о книге, по которой он был снят. Первое, что поражает – это даже не платье Полины (к нему мы ещё вернёмся), а Институт Времени. Земляне-2084 остро интересуются прошлым. Более того, они его постоянно не то контролируют, не то корректируют. Мы видим человека, который спасал от пожара Александрийскую библиотеку и в частности привёз для Музея Института Времени неизвестную миру трагедию Эсхила. Это уже даже не «эффект бабочки», а «эффект бронтозавра». На пыльных тропинках далёких веков останутся …нет, не следы, а печати времени, мощные развилки. Работают ребята грубо – вторгаются в мир Прошлого, следят там по крупному. Творят свою Вечность. В этой связи вспомнилась ещё одна культовая вещь – «Конец вечности» Айзека Азимова. Роман описывает деятельность организации под названием Вечность, существующей вне времени. Вечность контролирует времена и Реальности с помощью так называемых Колодцев Времени… Целью этих изменений является, как полагают работники Вечности, благо человечества. В общем, спасают библиотеки.
- Культура-2 берёт не обыденные образцы Прошлого, а -
лучшие.
Полина и вечерняя мода-1983/1984.
Почему – грубо, говорите? А вот. Работница Института Времени – Полина вторглась в реальность-1984 в концертно-вечернем платье стиля диско. Всё правильно. Она честно штудировала анналы Института и обнаружила в советских журналах этот фасон. Разработка ОДМО или Таллинского Дома Моды. Вышла в простраство-1984 и её тут же заметил Фима Королёв, чья мама, скорее всего, такие платья могла видеть только на экране, в приложении к чешской поп-звезде Хелене Вондрачковой или всё в том же журнале «Силуэт». Но это так – деталь. Мир Алисы при всём своём дружелюбии – агрессивен по отношению к Прошлому. Из него надо взять всё самое ценное и привить в настоящем. Это – типичная Культура-2 (по Паперному). Они пестуют и консервируют все ценности и достижения. Даже робот-секретарь (и уборщик) у них зовётся Вертером, а выглядит, как тевтонский рыцарь из фильма Эйзенштейна. Свою документацию он заполняет гусиным пером, как и было принято во времена Вертеров.
- Культура-2 даже новинки техники любит оформлять под
старину.
Что предлагает посмотреть Коле Герасимову? Концерт средневековой музыки, выставку Гойи, танцы на льду и, наконец, конкурс роботов-гитаристов. Роботов. Но – гитаристов. Автобус, точнее аппарат для телепортации у них оформлен под старину. Это даже для Коли Герасимова – дремучее ретро. Ар Нуво и, так сказать, «упаднический стиль - эпоха Керенского». Автобус, понятное дело, декорирован картинами старых мастеров. Да, по Москве можно не только телепортироваться, но и флипнуть – мы видим из окна летательного аппарата старую-престарую, 1980-х годов, нетронутую Москву. Культура-2 любит сохранять или же – восстанавливать то, что было когда-то разрушено. Итак, Мир Алисы зациклен на сохранении своей Вечности, в которой настоящее слито с прошлым и одновременно живёт в будущем. И Алиса с непроницаемым лицом Сфинкса смотрит на вечернюю Москву – 1984…
P.S. ...Есть предположение, что вся эта история – чётко спланированная операция. Полина специально обратила на себя внимание мальчика, который учится в одном классе с неким Колей… Который в будущем…изобретёт Машину Времени. И этот Коля вовсе не Герасимов, а Садовский, о чём в конце фильма и говорит нам Алиса, точно знающая, кто и кем будет. Откуда? Кому в будущем сдался этот 6 «В» класс некоей 20-й школы? Зачем? А затем, что вся Вечность мира-2084 зависит от изобретения этой машины. А Коля Герасимов тут – случайный фигурант…
|
</> |